издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Козырная карта

На иркутской карте полезных ископаемых могут быть открыты новые имена сырьевых компаний. Газовики и нефтяники продолжают делить Иркутскую область. Территория региона пестрит крупными игроками, у каждого из которых по 5-7 лицензий на освоение недр. Предприятия помельче постепенно перехватывают у них инициативу в приобретении углеводородных активов. Они предпочитают заходить в область инкогнито и не раскрывать своих инвесторов. Предполагается, что в этом году в предстоящих аукционах малоизвестные игроки будут принимать самое активное участие. В чьи руки попадают козырные ресурсы и как распределяются сферы влияния недропользователей в Иркутской области, выясняла ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА.

Разделяй и властвуй

Топ-5 крупнейших игроков сырьевой отрасли в Иркутской области выглядит довольно консервативно. В лидерах среди газовиков остаются ОАО «Газпром» и ТНК-ВР. У газовой монополии в активе четыре перспективных участка и газоконденсатное месторождение. Между тем ТНК-ВР, по ожиданиям аналитиков, должна была покинуть список региональных газовых игроков к апрелю, после продажи «Газпрому» гигантского Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Однако сделка, о которой было объявлено более года назад, до сих пор не завершилась.

На первых позициях в области ещё одна государственная компания. ОАО «Роснефть» самостоятельно обладает лицензиями на шесть нефтегазовых объектов, ещё три объекта госкорпорация осваивает совместно с ТНК-ВР и концерном «China National Petroleum Corporation». Основной вес «Роснефти» в регионе даёт разработка с ТНК-ВР крупнейшего Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения.

Уступает госкорпорациям ОАО «Сургутнефтегаз» (СНГ), в активе у которого пять лицензий на разработку перспективных углеводородных площадей. Компания предпочитает приобретать объекты вблизи границы Иркутской области с Якутией, где СНГ разрабатывает Талаканское нефтяное месторождение. Топ-5 замыкает ОАО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК), хотя по количеству лицензий она занимает первое место. Компания владеет правами на 11 площадей в регионе, однако их суммарные прогнозные запасы меньше, чем на участках, принадлежащих другим компаниям. В отличие от лидеров рейтинга, ИНК уже ведёт незначительную добычу – в пределах 200 тыс. тонн в год – на Ярактинском, Даниловском и Марковском месторождениях. На остальных объектах идёт геологоразведка.

Уравнение с неизвестными

[ title=»Кто Чем владеет» pos=»abs» width=»45%»]
ОАО «Иркутская нефтяная компания» – 11 объектов (Ярактинское, Марковское, Даниловское, Аянское месторождения и Аянский, Потаповский, Большетирский, Западно-Ярактинский, Нарьягинский, Ангаро-Илимский, Северо-Могдинский участки) ОАО «Роснефть» – 6 объектов (Восточно-Сугдинский, Даниловский,Могдинский, Санарский, Преображенский и Умоткинский участки)ОАО «Газпром» – 5 объектов (Боханский, Южно-Усть-Кутский, Игнялинский, Вакунайский участки, Чиканское месторождение)ОАО «Сургутнефтегаз» – 5 объектов (Верхнетирский, Нижненепский, Рассохинский, Ичерский и Пилюдинский участки)ГК «Росшина» – 5 объектов (Казаркинский, Радуйский, Северо-Куленгский, Западно-Усть-Кутский и Южно-Кытымский участки )

После перечисления основных пяти игроков ясность на нефтегазовой карте теряется. Одна из самых крупных и загадочных структур в этом сегменте – холдинг «Росшина». Через свои дочерние предприятия – ООО «Илим-Нефтегаз» и ООО «Уда-Нефтегаз» – игрок получил пять лицензий на перспективные газоносные участки на юго-западе региона. В их числе Казаркинский, Радуйский, Северо-Куленгский, Западно-Усть-Кутский и Южно-Кытымский. Аналитики заключили, что у компании есть деньги на приобретение активов, но определить, в чьих интересах она действует, не решились. Один из экспертов «Конкурента» сообщил, что «Росшина» связана с финансово-промышленной группой олигарха Олега Дерипаски. «Неизвестные игроки, которые приобретают лицензии в регионе, делают это либо в спекулятивных целях, либо в интересах крупного инвестора, причём второй вариант вероятнее всего, – считает аналитик финансовой группы «БКС» Екатерина Кравченко. – Возможно, компании просто не хотят навешивать на себя дополнительные активы, чтобы не увеличивать свою капитализацию, к примеру, при совершении сделок».

Не менее таинственно выглядят игроки с нехарактерными для нефтегазовых компаний названиями – ООО «Бурятзолото» и ООО «Резерв». В этом году «Бурятзолото» стало обладателем лицензии на Киренский участок углеводородов. Представители компании просили журналистов не путать их «Бурятзолото» с одноимённой компанией, зарегистрированной в Бурятии и с 1991 года разрабатывающей там рудные месторождения золота. В свою очередь ООО «Резерв» выкупило в Иркутской области две перспективные площади – Тунакскую и Ербогачёнскую. Оказалось, что все активы ушли в одни руки. По некоторой информации, «Резервом» и «Бурятзолотом» владеет питерский предприниматель Татьяна Антонова, которая выражает интересы частных инвесторов. В своё время она работала в команде Анатолия Собчака, первого мэра Санкт-Петербурга. Группа компаний под руководством Татьяны Антоновой работает по геологоразведке золота и кварцитов в Бурятии. Кроме того, структура скупает активы в Архангельской области, пытается пробиться в Красноярский край и Магаданскую область, но пока безуспешно. По уверению одного из аналитиков, группа компаний не относится ни к кому из старых известных игроков, действуя самостоятельно. Остаётся неизвестным, как новый игрок поступит с приобретёнными участками недр.

Мировое соглашение

Ещё один капитал неизвестного происхождения, зашедший в область, – ООО «Совместное предприятие Фоника» (СП «Фоника»). В интернационализме компании не откажешь. Это российско-лихтенштейнское предприятие, базирующееся на Ямале, в городе Новый Уренгой, выкупило в марте этого года Верхоленский газоносный участок в Иркутской области. Игрок продемонстрировал большую заинтересованность в приобретении актива: на аукционе он поднял цену лицензии с 5 млн. до 137,5 млн. рублей. Оказалось, что СП «Фоника» является одним из главных подрядчиков ОАО «Газпром» и, соответственно, играет в его интересах. Таким образом, Верхоленскую площадь можно приплюсовать к остальным активам «Газпрома».

Иностранная экспансия в Иркутскую область этим не ограничилась. Как рассказал руководитель Территориального управления по недропользованию по Иркутской области Владимир Назарьев, к нам собирались зайти итальянцы. Энергетический концерн Eni подавал в Иркутскнедра заявки от своего представительства на аукционы, однако в итоге они были сняты с участия из-за неверно оформленных документов. В России Eni вместе с «Газпромом» ведёт проекты на территории страны и является совладельцем нескольких российских компаний, в частности, «Газпромнефти».

К участкам в Иркутской области приглядывалась и очень известная китайская компания «Лун-Син», но и она не прошла экспертизу материалов, сообщил Владимир Назарьев. Активность проявляла французская компания «Total», которая тоже сотрудничает с «Газпромом». Впрочем, их заинтересованность пока не переросла в конкретные покупки. По словам Назарьева, Иркутская область продолжает привлекать иностранные капиталы: «Территория огромная, перспективы большие». Помимо ресурсов ООО «Восток Энерджи» и ТНК-ВР, в регионе задействованы американские средства (в своё время они инвестировались в Urals Energy). Швейцарско-казахские деньги участвовали в деятельности компании «Петросиб», которая владела одним месторождением и двумя перспективным участками углеводородов в области (ныне лицензии принадлежат «Иркутбургазу»). Очередные европейские капиталы зашли в Иркутскую область в конце мая этого года. Тогда Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрёл 8,15% в ИНК.

Дальнейшее поведение иностранных инвесторов зависит от того, какие правила будут установлены, насколько выгодно и рискованно будет вкладывать деньги в разработку недр, отметил Назарьев. Сильный удар по интересам зарубежных компаний был нанесён в конце апреля этого года. Тогда был введён закон о стратегических видах сырья и объектах. Согласно новым правилам, у компании, претендующей на добычу стратегического сырья, в том числе нефти и газа, доля иностранного капитала не должна превышать 10%. Стратегическим углеводородный объект признаётся в случае, если его прогнозные запасы составляют более 70 млн. тонн нефти и 50 млрд. кубов газа. «При этом действие новой нормы определено с начала 2006 года, – подчеркнул Владимир Назарьев. – У компаний, которые купили с того времени участки, теперь головная боль. Им придётся думать, как быть со структурой уставного капитала, потому что государство может отнять у них геологические лицензии». Впрочем, эксперт признаёт, что «у игроков гибкие умы, и они найдут возможности обойти эту норму закона». Аналитик «Альфа-Банка» Константин Батунин уверен, что активность иностранных игроков в регионах вряд ли снизится. «Российская сторона охотно принимает зарубежные компании в качестве миноритарных акционеров, на плечи которых ложится бремя финансирования проектов по недрам», – заявил аналитик.

Игровое поле

Иностранные и мелкие российские компании, которые, в сущности, всё равно полностью или отчасти представляют интересы госкорпораций или крупных финансово-промышленных групп, ещё смогут проявить себя в этом году. В 3-4 кварталах Иркутскнедра планирует выставить на торги десять нефтегазовых участков: Южно-Родионовский, Восточно-Родионовский, Ромашихинский, Восточно-Тэтэрский, Кийский, Южно-Тетейский, Ичерский (Южный), Водораздельный и Средненепский. Прогнозные ресурсы каждого из этих объектов составляют примерно 40-60 млн. тонн нефти и 50-70 млрд. кубов газа.

Большинство площадей, которые выставят на торги в этом году, расположены на севере Иркутской области, южнее владений «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». Аналитики предполагают, что основная борьба на предстоящих аукционах развернётся между этими нефтяными гигантами. Причём эксперты считают, что, несмотря на свою долговую нагрузку, «Роснефть» вряд ли уступит активы СНГ. «У госкорпорации не будет проблем с привлечением дополнительных ресурсов для покупки новых лицензий в Иркутской области, – уверен Тимур Хайруллин из ИК «Антанта-Капитал». – К тому же с приближением завершения строительства первой очереди системы ВСТО участки вблизи трубопровода становятся всё более привлекательными для крупных игроков». По словам Константина Батунина, даже если «Роснефть» решит сократить затраты на приобретение участков, то, вероятно, просто договорится с конкурентами на торгах, чтобы те не нагоняли цену. В то же время маловероятно, что СНГ станет гнаться за новыми активами. «Эта компания консервативна в своих вложениях и привередлива в выборе участков, поэтому не стоит ждать от неё повышенной покупательской активности», – считает Екатерина Кравченко из БКС. В Иркутскнедра скептически относятся к прогнозам аналитиков относительно будущих хозяев участков. В управлении справедливо полагают, что существующие игроки уже набрали достаточно активов для работы, поэтому на новые площади вполне могут зайти новые компании.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры