издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виктор Игнатенко: Работаем без сенсаций

Сегодня в гостях у «Восточно-Сибирской правды» председатель временной избирательной комиссии по выборам в Законодательное собрание Иркутской области Виктор Игнатенко. Напомним, что временная избирательная комиссия – это первый из органов нового, объединённого субъекта федерации. Она прекратит свои полномочия после того, как будет сформирована Избирательная комиссия Иркутской области. А пока – пока в повестке дня избирательная кампания, которая входит в свою «горячую» фазу.

Виктор Игнатенко: Избирательная кампания состоит из нескольких стадий. Это назначение, выдвижение кандидатов, агитация, голосование и подведение итогов. Выборы назначены, и сейчас у нас стадия выдвижения и регистрации кандидатов. Официально, с юридической точки зрения, кампания началась 15 июля: 14 числа решение было опубликовано, и выдвижение началось на следующий день после опубликования. На выдвижение кандидатов даётся месяц, и до 18.00 14 августа политические партии, которые выдвинули кандидатов, кандидаты, которые приняли решение избираться самостоятельно, должны представить на регистрацию документы.

Нормативная база для работы комиссии подготовлена, готова полностью и справочно-методическая база – образцы документов, все бланки и разъяснения. Все избирательные комиссии, которые нужно было сформировать дополнительно, сформированы – это пять окружных комиссий. В остальных случаях смысла формировать окружные комиссии нет, их полномочия будут исполнять территориальные избирательные комиссии. Они уже начали работать. Мы провели с ними обучающий семинар, провели семинар и с представителями политических партий. Сейчас, на стадии выдвижения, у нас каких-то серьёзных проблем не возникает.

– Какова ситуация с финансированием избирательной комиссии?

– На сегодняшний момент все проблемы решены. В бюджет было заложено 82 миллиона рублей с небольшим. Эта цифра была рассчитана по ценам 2005 года, на основе расходов на проведение референдума по объединению области и округа. Сейчас мы видим, что делается с ценами, особенно с ценами на топливо, а у нас в смете есть и автотранспорт, и авиация, в частности, на проведение досрочного голосования в отдалённых районах. Мы попросили дополнительно пять миллионов рублей, и администрация Иркутской области, и Законодательное собрание сработали оперативно, и сегодня дополнительно пять миллионов предусмотрено в бюджете. Впервые за всю историю региональных выборов деньги на их проведение поступили в срок, указанный в бюджете, и в полном объёме. Буквально на днях мы получили полностью 82 миллиона, заложенные в бюджет, и дополнительные пять миллионов ожидаем в августе. Так что с точки зрения финансирования выборов никаких проблем не будет.

– Как вы оцениваете готовность политических партий к началу избирательной кампании? Например, совсем недавно к избирательной кампании была допущена ЛДПР…

– Это уже вопрос скорее к конкретной партии, чем к избирательной комиссии в целом. На сегодняшний момент в Иркутской области все четыре парламентские партии зарегистрировали региональные отделения. В отношении ЛДПР мы также располагаем документами, что региональное партийное отделение зарегистрировано должным образом, а значит, может выдвигать кандидатов на уровне регионального отделения.

Кстати, если у какой-либо партии нет регионального отделения, это не значит, что она лишается права выдвижения кандидатов на выборах в Законодательное собрание Иркутской области. Такие партии могут выдвинуть кандидата решением центральных органов партии, например, решением всероссийского съезда, тогда как для партий, у которых существуют и зарегистрированы региональные отделения, достаточно проведения региональной конференции. У парламентских партий, кроме того, есть преференции по выдвижению кандидатов: они освобождены от внесения залога и сбора подписей. Сегодня процесс выдвижения ещё не завершён, но мы уже располагаем предварительной информацией, что все парламентские партии намерены выдвигать списки кандидатов.

Временная избирательная комиссия, как и Избирательная комиссия Иркутской области, руководствуется принципом благожелательного отношения к участникам избирательного процесса. Ни от кого не закрываемся, ничего не бюрократизируем и всегда говорим: «Есть вопросы? Придите, проконсультируйтесь заранее». И мы готовы указать на ошибки, чтобы к тому моменту, когда политическая партия будет представлять документы уже официально, все нюансы были учтены.

Считаю, что лучше предупредить возможные нарушения, чем потом воспользоваться своим правом и отказать по формальным признакам. Несмотря на то что закон нас не обязывает это делать, проводим семинары для политических партий, подготовили для участников избирательного процесса диск с образцами документов и методическими указаниями по их оформлению. Мы готовы для каждой партии индивидуально провести семинар, если она проявит такое желание. Один семинар по выдвижению мы уже провели и ближе ко дню голосования готовы провести ещё. Представители партий с нами постоянно общаются, документы, которые необходимы участникам избирательного процесса, мы выставляем на сайте. Словом, я здесь не вижу каких-то проблем.

Хотя, конечно, вперёд забегать не будем – посмотрим, какое будет качество документов. Когда мы формировали окружные избирательные комиссии, мы увидели, что не у всех партий качество работы аппарата на высоте. Некоторым приходилось по нескольку раз переделывать документы, хотя там ничего сложного не было.

– Влияет ли на работу комиссии её временный статус?

– Есть определённая специфика, но каких-то огромных перемен я не вижу. Например, на сегодняшний момент я дважды «председатель» – возглавляю и временную избирательную комиссию, и Избирательную комиссию Иркутской области. Люди в комиссии все опытные, большая часть членов временной комиссии имеет опыт работы в Избирательной комиссии Иркутской области. Иногда мы начинаем заседание как временная избирательная комиссия, а после перерыва, пополнив состав участников, работаем как областная.

У наблюдателей, находящихся извне, даже может сложиться впечатление, что в работе комиссии нет ничего сложного – на заседании в течение десяти-пятнадцати минут мы принимаем достаточно сложные документы. Все быстро голосуют «за» и расходятся. За этим единодушием кроется большая работа. Документы комиссии дорабатываются на рабочих группах, каждый член комиссии работает в той или иной рабочей группе, по тому или иному направлению.

Проекты документов, подготовленные рабочими группами, мы заблаго-временно отправляем для ознакомления всем членам комиссии по электронной почте. Сложные документы, такие, например, как финансовая инструкция, принимаем в двух чтениях. Так что дискуссии, неизбежные при шлифовке документов, остаются вне зоны видимости прессы. Хочу ещё отметить, что члены комиссии относятся к своим обязанностям добросовестно, на заседаниях присутствуют, прогульщиков у нас нет.

– Есть ли у избирательной комиссии какие-то данные о том, насколько население информировано о предстоящих выборах в Законодательное собрание, каковы ожидания по явке?

– Мы таких социологических исследований не проводили. Кроме того, мне неизвестно, чтобы кто-то такие исследовании проводил: я полагаю, они будут проводиться позже, начиная с конца августа. Исследований по явке у нас в смете не заложено, и их обычно проводят политические партии, отдельные кандидаты или социологические службы. Как правило, результаты этих исследований нам предоставляют, естественно, не в обязательном порядке, это законом не предусмотрено. Тем не менее, как правило, мы в курсе. Видим мы и то, что публикуется в прессе, так что есть возможность сопоставить, проанализировать.

– Какие это выборы на вашей памяти как председателя избирательной комиссии? Как складывается взаимодействие с нынешним составом исполнительной власти, нет ли попыток давления на избирательную комиссию?

– Первые выборы в качестве председателя я проводил ещё при Юрии Ножикове, в 1997 году. Честно говоря, подсчитать, сколько проведено избирательных кампаний, учитывая, например, выборы в местные органы исполнительной власти, я затрудняюсь. Что касается текущей ситуации, то давления никакого нет. Нет и попыток «поруководить» избирательной комиссией. Хотя мы понимаем, что избирательный процесс только начинается. Что касается решения вопросов – вы видите, была проблема финансирования, она оперативно решена.

Я ещё раз отмечу, что впервые на моей памяти на региональных выборах все деньги поступили в срок. С точки зрения взаимоотношений с властью были выборы гораздо более сложные: это выборы в Законодательное собрание в 2000 году, например. Сложная ситуация была и при проведении референдума по объединению, особенно в начальный период, когда было очень много некомпетентности и непрофессионализма со стороны штаба и возникали конфликты на этой почве.

– В последнее время появился слух, что вы оставляете пост председателя комиссии и можете принять участие в выборах в качестве кандидата. Это правда?

[dme:cats/]

– Мне периодически задают этот вопрос. Эта «сенсация» некоторое время назад была вброшена через один из сайтов в Интернете. Отвечаю: моя задача в данный момент – это организация и проведение выборов в Законодательное собрание. Полагаю, если бы я решил идти в депутаты, то решение было бы принято раньше и я бы не стал входить в состав временной избирательной комиссии, а ушёл в отпуск.

Этот слух возник не на пустом месте. Серьёзные предложения в мой адрес идти на выборы в Законодательное собрание были. Они высказывались достаточно настойчиво, неоднократно, только это имело место весной. Тогда я ответил, что у меня есть определённые обязательства перед Центральной избирательной комиссией и я буду проводить эти выборы. Более того, я скажу так: от избирательной системы я не отрекаюсь, а свою будущую деятельность не связываю с депутатством в Законодательном собрании Иркутской области.

Записал Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ, «Восточно-Сибирская правда»

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры