издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Философия активности Альбины Широбоковой

Альбина Широбокова – одна из самых известных персон в региональном женском движении. Выбор в пользу развития третьего сектора она сделала сразу после перестройки: необходимости думать, как заработать на хлеб, не было. А ответ на вопрос «Куда девать мозги системщика?» выпускница кибернетического факультета политеха нашла довольно быстро. Сейчас ей комфортно в пространстве общественных организаций. Самым главным секретом счастья она считает жизнь в гармонии с собой и окружающим миром. У неё дома, вопреки мнению многих о яром феминизме Альбины Широбоковой, есть место и патриархальным принципам. О том, всегда ли нужно расталкивать других локтями в борьбе за место под солнцем, как сделать, чтобы судьба не наказывала, а вознаграждала, успешная женщина, счастливая жена, мать и бабушка Альбина Широбокова рассказала ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ.

Жди меня

История жизни предков Альбины Широбоковой на иркутской земле похожа на детектив и мелодраму одновременно. Её бабушка по материнской линии Анна Мироновна родилась в семье судьи. С 15 лет она была помолвлена с молодым человеком, отец которого был владельцем кондитерских предприятий в Иркутске, Канске, Красноярске. Молодых познакомила сестра жениха. Дело уже шло практически к свадьбе, однако как-то молодой человек пошёл в баню, попарился, выпил холодного кваса и в одночасье умер от воспаления лёгких. Анна была безутешна и в 17 лет отправилась медсестрой на первую мировую войну. Первым её мужем стал белогвардеец, который был расстрелян во время гражданской войны.

Второй муж – тулунский врач, попавший в Сибирь в составе бывших пленных чехов первой мировой войны, Павел Андреевич – принял молодую жену с двумя детьми от первого брака. И полюбил их так сильно, что практически всю свою жизнь они даже и не догадывались о том, что он им не родной отец. Когда у Павла появилась возможность вернуться на родину, он туда не поехал: жена не захотела уезжать из Тулуна. «Когда все его соотечественники покидали Сибирь, он плакал, но остался, потому что хотел быть рядом с бабушкой», – рассказала Альбина Широбокова.

– Многое из жизни моих предков стало мне известным только несколько лет назад. Недавно я узнала, что моя бабушка – дочь священника в седьмом поколении, что у неё было два брата – Михаил и Анимподист. Согласно правилам один из сыновей, Анимподист, должен был стать священнослужителем. Михаил же примкнул к революционному движению, был сослан. Бежал, оказался в родных краях и тайком пришёл домой за документами. Но его документов дома не оказалось, он взял бумаги Анимподиста. Почти в тот же день Анимподиста арестовали, но он не выдал брата, и его расстреляли.

Через много лет, когда я уже училась в школе, бабушка отправилась в другой город к подруге. На вокзале в Москве к ней подошла цыганка, предложила погадать. Бабушка отказалась, потому что ни в какие гадания не верила. А цыганка сказала: «Ну и напрасно не веришь. Скоро ты увидишь своего родственника, которого потеряла. И с ним обретёшь много новой родни». Бабушка приехала домой, рассказала нам о произошедшем, мы дружно посмеялись. Буквально через месяц она открыла журнал «Огонёк», и там фотография: «Михаил Ноздрин, член политбюро ЦК Молдавии, в кругу пионеров, которые поздравляют его с праздником». Тут-то и выяснилось, что у бабушки есть брат – Михаил Ноздрин. Беглый Михаил добрался до Молдавии, женился на революционерке-полячке, вместе с которой они развернули активную деятельность. Потом стал видным политическим деятелем в Молдавии. Увидев фотографию брата, бабушка написала корреспонденту «Огонька», тот списался с Ноздриным, и через несколько недель брат и сестра смогли встретиться и обнять друг друга. Сейчас у нас в Молдавии много родственников…

Радостной встрече с братом предшествовало трагическое событие. Павел Андреевич настолько хорошо справлялся со своими обязанностями главного врача в тулунской больнице, что она была признана одной из самых передовых в СССР. Его пригласили в Москву на очередной съезд партии. Павла Андреевича забрали сразу по его возвращении и объявили врагом народа. Его судьба семье неизвестна до сих пор. Анна Мироновна была вынуждена перебраться в Иркутск. Женщине и пятерым детям оставили по одной ложке, вилке, паре постельного белья. От дореволюционной жизни остались только часы, которые в семье бабушки передавались из поколения в поколение.

Сказали бы раньше, что выйду за него, – не поверила бы

– А какой была ваша история знакомства с будущим супругом Игорем Широбоковым?

– В шестом классе он перешёл учиться из другой школы в наш класс. Игорь говорит, что сразу меня заметил. Я всегда была активной, занималась общественной работой. Меня постоянно выбирали – старостой, председателем актива класса и так далее. У меня было много друзей – и мальчиков и девочек. В том возрасте, если кто-то за мной начинал ухаживать, это не только не вызывало во мне никакой радости, но и даже раздражало. Когда Игорь начал оказывать мне знаки внимания, я строго его ухаживания отсекла. А в 10-м классе моё отношение к нему изменилось, я по-другому на него посмотрела. Если бы кто-то раньше мне сказал, что я могу выйти за Игоря замуж, я бы долго хохотала. А оказалось, что это единственный человек, с кем я хотела быть рядом.

– Сколько вы уже вместе?

– Мы женаты уже 40 лет.

– В чём секрет вашей успешной жизни: в том, что вы как две «половинки», или всё дело в постоянной работе над отношениями?

– С годами я начала сомневаться в правдивости теории о двух «половинках». Сохранить семью и хорошие отношения друг с другом, которые постоянно трансформируются, может только большая работа двоих людей. Однажды моя знакомая мне сказала: «Тебе повезло, у тебя муж Широбоков». Я ей ответила: «Это он сейчас ШИРОБОКОВ, а когда мы с ним поженились, он был Широбоков». Мы делали друг друга вместе, влияли друг на друга. Для нас было важным создать друг другу условия для развития. Мы отказывали себе в чём-то в интересах партнёра. К примеру, когда мне нужно было ездить в командировки и решать свои профессиональные задачи, я от Игоря видела только помощь и поддержку. Я считаю, что жизнь нас наградила за такое отношение: каждый из нас получил возможность развиваться и делать то, что считает для себя важным.

Игорь Иннокентьевич Широбоков выбрал для самореализации журналистику, которая привела его на политическое поле. В 1990 году он был избран народным депутатом РФ. Был членом Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по культуре, входил в состав фракции «Демократическая Россия», в депутатскую группу «Сотрудничество» и в «Коалицию реформ». С 1993 по 1997 год был полномочным представителем Президента РФ в Иркутской области. А несколько лет назад решил вернуться к своей первой профессии – журналиста. После института он работал в газете «Советская молодёжь», был собственным корреспондентом газет «Комсомольская правда» и «Рабочая трибуна» в Иркутске, а сейчас редактирует газету «Мои года».

– Многие ваши проекты связаны с гендерными вопросами. А как распределяются обязанности в вашей семье?

– Многие считают меня феминисткой, но в нашей семье действуют многие патриархальные принципы. К примеру, стираю и готовлю в доме только я. И мне даже в голову не приходило, что может быть иначе. Зато я никогда не занималась ремонтом, всё это Игорь брал на себя. В семейной жизни моя стратегия – на уровне компромиссов и договорённостей решать все вопросы. Люди слишком много времени тратят на то, чтобы установить свой порядок и заставить другого человека жить по своим правилам. На самом деле ничего хорошего из этого не получится, а будет настоящая война в отдельно взятой квартире. Приведу простой пример: я всегда старалась приучить своих сыновей носить дома тапочки. Потратила на это много сил и нервов. А когда поехала на стажировку в Америку и несколько недель прожила в семье, увидела, что там совершенно другое отношение к воспитанию. Там нет понятия, что дома надо ходить в тапочках – как хочешь, так и ходи. Когда я вернулась, мне стало смешно от того, что я так много лет своей жизни потратила на то, чтобы заставить детей жить по своей установке.

Строю себе новую песочницу

Альбина Широбокова стала одной из первых, кто окончил кибернетический факультет Иркутского политехнического института. Свой довольно необычный для девушки того времени выбор профессии она объяснила просто: «Меня завораживало само название». О полученной профессии она нисколько не жалеет, потому что все её знания были получены именно там. «Нам преподавали теорию управления и логику, которые научили меня главному – системному видению», – вспоминает наша собеседница. Кстати, именно эти навыки во многом и определили её предназначение – общественника.

– До перестройки я работала системщиком, моей работой была разработка автоматизированных систем управления. Когда всё рухнуло, возник вопрос, чем заниматься дальше. У меня не было необходимости думать о том, как заработать на хлеб. Я поняла, что моя профессия системщика сейчас никому не нужна. А куда деть мозги системщика? Так я стала заниматься социальными системами. Байкальский союз женщин «Ангара», который я создала, – это моё пространство, моя научно-практическая лаборатория.

Мои знакомые предприниматели и бизнесмены, особенно в 90-е годы, говорили мне: «Ты – прирождённый предприниматель. Быстро принимаешь решения и идёшь их выполнять, не ждёшь». Но я понимала, что не могу быть бизнесменом. Невозможно быстро и легко заработать деньги на хороших делах. Зато легко сделать это на делах в ущерб кому-то или чему-то. Классическая схема в 90-е годы – не платить зарплату работникам. Через неё многие прошли. Я поняла, что никогда не смогла бы не выплачивать зарплату. Многое из того, что приносило успех в бизнесе, я не могла делать. Значит, никогда бы не поднялась в этом бизнесе. Как-то я сказала себе: «Альбина, даже не думай, потому что ты просто неспособна. Неспособна конкурировать настолько, чтобы задавить тех, кто мешает». В своей жизни я делала три больших дела, и каждый раз меня из них, образно говоря, выдавливали. Я всегда уходила с площадок, где шла битва за ресурсы. И строила себе новую песочницу.

– По вашему мнению, Общественные палаты России и Иркутской области справляются с задачами, которые ставились в ходе создания?

– Российская палата, в состав которой я вошла, находится в гуще интересов сообщества российского масштаба. На пленарных заседаниях обсуждаются самые актуальные вопросы. Каждому обсуждению предшествует большая аналитическая работа комиссий в территориях. Вот и в Иркутске проводился круглый стол «Эффективное местное самоуправление – опора гражданского общества», организованный одной из комиссий Общественной палаты РФ. А значит, и наш опыт, наши проблемы войдут в итоговый доклад о проблемах развития местного самоуправления. Потом начнутся сложные процессы включения предложений в программные документы органов власти, в законодательную базу. В Российской общественной палате мне нравится то, что она является структурой, выполняющей независимую оценку по самым острым проблемам, обеспечивая участие граждан в системе государственного управления. Ведь одна из проблем нашей страны заключается в том, что мы не склонны проводить объективную, комплексную оценку ситуации перед принятием решения.

Общественной палате Иркутской области пока нет и года. Она только нарабатывает опыт, поэтому делать выводы о её эффективности рано. Меня с самого начала её формирования несколько беспокоило то, что в её составе пока немного представителей, имеющих практический опыт работы третьего сектора. Отчасти этот недостаток компенсируется созданием экспертных групп, в которые вовлекаются представители профессионально работающих НКО. В палате уже рассматриваются довольно серьёзные вопросы, от решения которых зависит качество жизни жителей Иркутской области: проблемы газификации Иркутской области, ВИЧ/СПИДа и другие. Важно, что к участию в решении проблем Общественная палата привлекает целевые группы, для которых решение этих проблем является жизненно важным. Так, в слушаниях по вопросам ВИЧ/СПИД присутствовали люди, которые живут с этим заболеванием, они же вошли в совет при Общественной палате. В сентябре планируется провести общественные слушания «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в Иркутской области».

Я безумно счастливый человек

Уже четыре года семья Широбоковых живёт за городом, по Байкальскому тракту. «Свою старую дачу, построенную по типовому проекту – дом площадью 20 квадратных метров, мы расширили, сделали удобства, – рассказывает наша собеседница. – Иногда возникают вопросы с транспортом: зимой автобус туда не ходит. А водить машину я так и не научилась. К тому же Игорь никогда особенно мои попытки научиться не поощрял, потому что за меня переживает. В итоге сам на этом погорел – в транспортном плане я от него очень завишу». На участке почти ничего не растёт, кроме деревьев, потому что времени заниматься огородом нет, признаётся Альбина Широбокова. Хотя у неё есть небольшая оранжерея.

– Уже много лет мой день начинается в 4 часа утра. Я понимаю, что вставать в это время слишком рано. Первые полтора-два часа использую для принятия решений, обдумывания. Потом – гантели. Каждое утро я по 100 раз поднимаю гантели. Всё началось с того, что у меня заболела спина, одновременно я заметила, что уже не могу носить платья с коротким рукавом, хотелось спрятать руки под одеждой. Я стала думать, что можно сделать в этой ситуации, и буквально через несколько дней ответ сам меня нашёл – в журнале я прочитала, что помочь мне могут гантели. (Вы никогда не замечали такую особенность: когда задаёшь себе вопрос и начинаешь думать, обязательно приходит ответ, надо только быть очень внимательным). Игорь купил мне гантели, и уже пять лет я каждое утро с ними занимаюсь. Снова с удовольствием ношу платья с короткими рукавами. А моя знакомая врач, увидев мою спину, поинтересовалась, к какому массажисту я хожу. Периодически обливаюсь холодной водой. Бросаю это занятие, когда самочувствие приходит в норму, но потом опять к нему возвращаюсь.

– У вас бывает отпуск?

– В ИрГТУ у меня 48 дней отпуска, из них 12 дней я точно отдыхаю. Предпочитаю Байкал, там мы с друзьями и их семьями – собирается порядка 30 человек – проводим отпуск уже больше 40 лет. Я никогда не бывала на курортах, только один раз – в связи с травмой.

Несколько лет назад наша собеседница попала в автокатастрофу. Ночью в автомобиле «УАЗ» ехала встречать немецких коллег. Произошло лобовое столкновение. Позже то, что осталась жива, никто кроме как чудом не называл. Очнулась она на земле, в 20 метрах от покорёженных машин. «Я услышала голос: «С тобой ничего не случилось», – вспоминает она. – Отделалась лёгкими травмами. Примечательно, что за месяц до аварии я приняла крещение. Я вообще глубоко верующий человек, а крещёной никогда не была. А Игорь как-то сказал: «Мы должны обвенчаться» – и даже не объяснил, почему. Перед венчанием я приняла крещение».

– Я заметила такую вещь: когда я занимаюсь общественными делами, своей профессией, у меня всё получается. А если пытаюсь куда-то свернуть, то кто-то будто…

– Обратно подталкивает?

– Если бы! Такое чувство, что хлыстиком – чик, – и идёшь по той же дороге. Интуитивно я понимаю: то, чем я занимаюсь, это моё. По каким-то причинам именно этим я должна заниматься.

– Вы счастливый человек?

– Безумно, я каждый день благодарю Бога за всё, что он для меня сделал.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Альбина Анатольевна Широбокова родилась 7 ноября 1947 года. Закончила факультет кибернетики Иркутского политехнического института по специальности «инженер-экономист». Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук в Московском экономико-статистическом институте. С 1984 года — доцент кафедры экономики в Иркутском техническом университете. Работала старшим научным сотрудником отраслевой научно-исследовательской лаборатории, деканом специального факультета по переподготовке кадров по новым перспективным направлениям науки, техники и технологии. Была членом Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета РФ. После перестройки начала активную работу в секторе общественных организаций. С 1992 года – президент Байкальского регионального союза женщин «Ангара», который сама создала. Участвовала в международных симпозиумах и конференциях, связанных с проблемами женщин, семьи, материнства и детства, в том числе национальных конференциях России и четвёртой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин). Представляет Иркутскую область в Общественной палате РФ. Замужем, двое сыновей, пять внуков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры