издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Закон что дышло…

14 июля 2008 года в Тулунском районе произошло неординарное событие: местная Дума, срок действия полномочий которой заканчивался в марте 2009 года, приняла решение о самороспуске. Ситуацию комментирует экс-глава Тулунской районной администрации Сергей ЗАРУБИН.

– Перед вступлением в силу 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» Александр Алексеевич Ташлыков задумался о предстоящих в 2007 году выборах мэра. Прекрасно представляя трудности по организации местного самоуправления на территории района и зная, что в соседних территориях, даже более благополучных по бюджетному обеспечению и по другим показателям, практически везде меняются руководители территорий, Александр Алексеевич принял решение «отсидеться» некоторое время в более спокойном кресле.

В Тулунском районе была отличная от других территорий области структура управления: мэр района возглавлял представительный орган, то есть районную Думу, а исполнительным органом руководил человек, выбранный на конкурсной основе Думой района на период думских полномочий. Эти изменения в Устав района были приняты Думой района в 2005 году. Я был выбран главой администрации, и со мной подписали контракт с 01.01.2006 г. до 30.06.2009 года. Маленькие хитрости уже тогда были заложены в Устав, а именно: мэр является главой района и представляет район в вышестоящих организациях. Согласно этому пункту Устава, мэр района был включён в состав регионального совета при губернаторе области и участвовал в заседаниях вместе с другими руководителями территорий, которые возглавляли исполнительные органы местной власти. И здесь возникает вопрос к руководству областной администрации: почему от Тулунского района был руководитель представительного органа, а не исполнительного, как в других территориях?

Решения, которые там принимались, касались только исполнительных органов власти, и ответственность по ним возлагалась никак не на руководителей местных Дум. В Уставе района было записано, что мэр руководит работой Думы района и отвечает за работу данного представительного органа. Ещё один нюанс заключался в том, что глава района, пользуясь пробелами в нормативных документах, назначил себе зарплату как мэру, возглавляющему исполнительный орган. Ограничения относительно председателя Думы (его зарплата должна быть не выше 80% от оплаты главы исполнительного органа) нашего мэра почему-то не касались. А вот главе администрации назначили зарплату в 2006-2007 годах ниже, чем у мэра района, в 1,5 раза.

Анализируя ситуацию с финансированием расходов на содержание Думы района, видим, что красиво и безбедно жить не запретишь, когда бюджет у тебя в руках. Дума, которая работала в 2005 году без аппарата (в штате администрации был всего один человек – секретарь Думы с небольшой зарплатой), бюджету не стоила практически ничего.

А с января 2006 года, когда мэр возглавил Думу и создал аппарат с несколькими советниками, финансирование резко увеличилось. В 2006 году – 6 млн. рублей, в 2008 году – 9 млн. рублей (финансирование сопоставимо с затратами на содержание всего аппарата районной администрации). В бюджете на 2008 год, утверждённом в декабре прошлого года, на аппарат администрации было предусмотрено 12,121 млн. рублей, а на состоящий из нескольких человек аппарат районной Думы – 9,148 млн. рублей (включая зарплату мэра района 1 млн. 790 тысяч рублей). При таком финансировании мэр в 2007 году мог себе позволить зарубежные поездки во Францию и Италию за счёт бюджетных средств. В период выборов мэра района в марте 2007 года был задействован весь административный ресурс – как аппарата Думы района, так и администрации. И А.Ташлыков победил на выборах с отрывом в несколько процентов от бывшего директора местной школы.

За несколько лет Дума района ни разу не ставила вопрос о неудовлетворительной работе администрации. И со стороны областной власти серьёзных нареканий в наш адрес тоже не было. Явка на выборы органов власти всех уровней в Тулунском районе всегда была высокой, за что мы получили несколько поощрений от губернатора. Но я, как глава администрации, отвечающий за работу исполнительной власти, а потому имеющий свою позицию, часто идущую вразрез с позицией Ташлыкова, похоже, стал неугоден… И вот наступил 2008 год. Александр Алексеевич в одночасье предложил депутатам внести изменения в Устав – в статьи, которые касаются структуры исполнительных органов власти. Главный смысл этих изменений – возврат полномочий мэра как главы администрации района, то есть к той структуре, которая действует практически на всех территориях Иркутской области, за исключением Тулунского района и города Усолья-Сибирского. Депутаты, естественно, изменения приняли, а на заседании Думы согласились на самороспуск, с переносом выборов Думы нового созыва с марта 2009 года на октябрь 2008 года.

Это произошло за день до планового заседания Думы, которое должно было состояться 15 июля 2008 года. Хотя ни в плане работы на полугодие, утверждённом мэром, ни в повестке (по состоянию на 11 июля) подобных вопросов не было. Кстати, по регламенту работы все плановые и дополнительные вопросы должны быть переданы в Думу за 10 дней до заседания. Меня, находящегося в отпуске в связи с болезнью матери, даже не поставили в известность, какие вопросы будут рассматриваться. Депутаты, зная ситуацию с бюджетом района (финансовых средств не хватает на оплату коммунальных услуг, на подготовку к зиме объектов теплоснабжения и бюджетной сферы и т.д.), приняли решение выделить 2,1 млн. рублей на организацию выборов депутатов Думы нового созыва именно в октябре, официальный аргумент – экономия бюджетных средств.

У специалистов, которые знают бюджетное дело, подобный посыл, конечно, вызовет недоумение. Эти финансовые средства в бюджете 2008 года не были предусмотрены, значит, их сейчас возьмут с других статей – образования, здравоохранения… А если бы выборы проходили по плану, в марте 2009 года, то данные средства были бы предусмотрены за счёт дотации областной администрации. Так делалось всегда. Кроме того, за досрочное расторжение контракта мне были вынуждены выплатить компенсацию. Так где же экономия средств?! И не слишком ли дорого нам стоит очередной «поход» мэра во власть?

Записал Игорь АГИЕВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер