издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Долговая драма

Соцсфера задолжала «Иркутскэнерго» с начала года 280 млн. рублей

Более 280 млн. рублей за тепло и электроэнергию задолжали социальные учреждения региона ОАО «Иркутскэнерго» с начала года. За 2,5 месяца 2009 года долги выросли в два с половиной раза. В суды передано более 300 исков. Кроме того, в среднем в области по всем объектам теплопотребление снизилось на 8%, электроэнергии – на 10%. При этом мелкие потребители и население ежегодно увеличивают потребление на 3–5%, а основная доля сокращений приходится на крупных клиентов (к примеру, «Усольехимпром» сократился до 40%). Но даже в условиях сокращения текущее потребление оплачивается не в полной мере. Пока энергетики не планируют отключений. Но как только отопительный сезон будет завершён, «особо недисциплинированные» потребители будут отключены, заявил в интервью «ВСП» директор по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. (Окончание на 4 стр.)

– Какова на сегодняшний день сумма задолженности по областным и муниципальным социальным объектам перед ОАО «Иркутскэнерго»?

– В области около 220 учреждений образования, здравоохранения и социальной сферы. Ни одно из них не платит в тех объёмах, которые соответствовали бы потреблению. Совокупные долги по всем уровням бюджета – около 280 млн. рублей. Из них около 170 млн. рублей – за тепло и 110 млн. рублей – за электроэнергию. Рост по сравнению с 2008 годом – почти в три раза. Причём за два с половиной месяца 2009 года задолженность увеличилась примерно в 2,5 раза. Динамика такова: в ноябре по всем бюджетным потребителям мы имели долги в сумме 36 млн. рублей. А уже февраль дал 98 млн. рублей, март – 122 млн. В предыдущие годы серьёзных отставаний в графике платежей мы не наблюдали. И это с учётом того, что мы практически не применяли такие жёсткие меры, как ограничение поставок тепла. Сегодня они введены почти для всех учреждений-должников.

– Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи заявляет, что региональное правительство ведёт переговоры с компанией по выплате долгов. Уже достигнут какой-то результат?

[dme:imp] – Мы действительно проводили несколько встреч с министром, в качестве примера представили все суммы и графики наших собственных налоговых платежей в 2009 году и динамику роста долгов бюджетников. Понимание проблемы со стороны правительства области есть. Но пока мы не видим сколько-нибудь заметного улучшения ситуации. Аргументы одни и те же: исполнение доходной части бюджета, к сожалению, ниже, чем хотелось бы. Но продажа тепла и электроэнергии, на производство и поставку которых мы понесли расходы, облагается по существующему законодательству налогами, и мы их платим в срок. Следует отметить, что, не получив каких-либо платежей от потребителя, «Иркутскэнерго» обязано начислить и заплатить налоги за отпущенную продукцию. Налоговых сокращений у нас не происходит, мало того, наблюдается прирост. А наши потребители рассчитываются не в полном объёме. Нонсенс.[/dme:imp] Заметьте: по бюджетным учреждениям областная казна является сегодня крупнейшим должником «Иркутскэнерго». Мы понимаем причины – дефицит бюджета в условиях кризиса, недофинансирование. Но, тем не менее, недоплат перед энергетиками быть не должно, это может привести к коллапсу энергосистемы, а с ней – всей области. Надо пытаться совместными усилиями найти какое-то решение.

– В правительстве области заявили, что компания в ближайшее время представит ему собственные предложения по взаимозачётам по налоговым платежам. Когда «Иркутскэнерго» сделает эти предложения?

– Есть Бюджетный кодекс, который очень жёстко регламентирует такие операции. Согласно БК, взаимозачёты с использованием налоговых платежей не разрешены. Поэтому все расчёты с бюджетом возможны только денежными средствами. Единственный вариант – и мы его обсуждали с зампредседателя правительства Михаилом Кручининым – это увязка поступлений от наших платежей в бюджет со встречными платежами области в оплату потреблённых энергоресурсов.

– Я правильно понимаю суть этого предложения: если область не рассчитывается по долгам, налоговые отчисления компании также задерживаются?

– Нет. В том-то и дело, что мы собственные налоги платим и намерены всегда платить вовремя. В ответ мы бы хотели, чтобы те обязательства, которые местные, областной и федеральный бюджеты имеют перед нами, были исполнены точно так же – в полном объёме и вовремя.

– Правительство дало вам гарантии, что долги по социальным учреждениям будут погашены?

– Нас заверяют, что работа в этом направлении ведётся. Областная администрация этим занимается, в СМИ постоянно встречаются ссылки на выступления заместителей председателя регионального правительства Михаила Кручинина и Александра Ведерникова. Переговорный процесс идёт. Пока у нас окончательного решения нет. Но надеемся, что оно появится в ближайшее время.

– Вы оценивали, какова задолженность муниципалитетов и управляющих компаний перед «Иркутскэнерго»?

– За тепловую энергию муниципалитеты накопили с начала года 72 млн. рублей. За электроэнергию – 60 млн. рублей. У нас со всеми учреждениями подписаны государственные контракты. Под них выделены лимиты, и это выделение распорядители подтвердили. Соответственно, мы делаем вывод, что в бюджетах эти суммы предусмотрены. Другое дело, что исполнение доходной части бюджета отстаёт от прогнозных планов. Если говорить об управляющих компаниях, то долги у них, безусловно, есть. Но проблемной задолженности очень немного. На сегодня нас больше беспокоят бюджетники.

– «Иркутскэнерго» планирует заключать с потребителями соглашения о реструктуризации долгов?

– Мы готовы к диалогу и совместным поискам выхода из ситуации. Единственное, что для этого необходимо, – какая-то внятная позиция со стороны потребителей, муниципалитетов в частности. Но пока ни одного предложения о реструктуризации мы не слышали. Если потребитель, вне зависимости от того, бюджетное ли это учреждение или промышленное предприятие, обращаясь к нам и показывая свою истинную финансовую ситуацию, заявляет: «У меня есть проблема, она объективна, и я смогу её решить в такие-то сроки», – то мы рассматриваем возможность изменения сроков и условий платежей. Например, Коршуновский ГОК и Братский завод ферросплавов вышли на нас и попросили изменить сроки платежей в связи с тем, что им удобнее платить по собственным графикам. Мы рассмотрели представленные ими финансовые документы и в ходе переговоров пришли к выводу о возможности пересмотреть договоры. В настоящее время определённые проблемы платежей у этих предприятий есть, но они не выходят за рамки текущих проблем.

– Рассматриваете ли вы возможность отключений неплательщиков?

– Сейчас зима. Отключение неминуемо приведёт к деформации системы отопления. Поэтому в холодное время мы эти меры стараемся не применять. В нынешнем сезоне не было ни одного отключения. Но как только температура поднимется и будет позволять сохранить систему отопления при её отключении, особо недисциплинированные потребители будут отключены.

– У вас есть список этих клиентов?

– Пока я не буду их называть. Обойдёмся дипломатичной формулировкой «особо недисциплинированные». Эта мера действительно крайняя. Мы, как правило, стараемся помогать своим потребителям, если у них возникают какие-то сложности. Но если происходит потребление неоплачиваемых ресурсов, то по большому счёту это хищение. И Уголовный кодекс чётко даёт определение этих действий.

– Скольким учреждениям выданы предписания на ограничение поставок тепла и электроэнергии? И сколько дел по неплатежам передано в суд?

– Предписания получили порядка двухсот организаций и учреждений практически во всех городах региона. С начала года около 300 дел переданы в суд. Уже в конце марта – начале апреля мы ждём первые состоявшиеся судебные решения, после чего вынуждены будем начать исполнительное производство. Законодательно процедура предусматривает принудительное списание сумм по исполнительным листам с расчётных счетов неплательщиков.

– В предыдущие годы была подобная практика?

– Всё развивается циклично. В начале двухтысячных годов была подобная ситуация. «Иркутскэнерго» – сбалансированная компания, мы надеемся, что опыт прошлых наших взаимодействий позволит найти выход из сегодняшней ситуации. Судебные иски были и есть всегда, в том числе и в 2007-2008 годах. Другое дело, что сейчас потребители пытаются воспользоваться ситуацией, когда у всех на слуху тема кризиса. Да, есть организации, которые реально находятся в трудной ситуации. Они приходят к нам, и мы пытаемся найти решение. А есть те, кто пытается затянуть время платежа и испытать нас на прочность. Делать этого не стоит. Мы будем отключать.

– Но такие меры наверняка вызовут волнения бюджетников.

[dme:cats/]

– Безусловно, возникнут спекуляции на тему «Энергетики опять виноваты». Но вспомните: «Иркутскэнерго» никогда не практиковало веерные отключения. Наши сети и электростанции работали надёжно. И будут работать так же. Это не случайность, а комплексная работа. Мы своевременно начинаем заготавливать уголь. На будущий год – в апреле предыдущего. Одна Ново-Иркутская ТЭЦ этой зимой расходовала ежесуточно 15-16 тыс. тонн угля. Это пять железнодорожных составов! Ремонтная кампания идёт круглый год. Все операции с топливом и ремонтом стоят денег. Вопрос: где мы их возьмём? Государство, устанавливая тариф, требует, чтобы мы не «напрягали» потребителя. Поэтому норма прибыли в тарифе очень невелика. Если у нас появляются серьёзные проблемы с неплатежами, то компании прямой путь в банк. Занимать средства под проценты. Мы ответственны за тех, кто платит вовремя. Поэтому компания вынуждена очень жёстко обращаться с должниками. Если мы не найдём компромисса по расчётам, то нам не останется ничего другого, как наказывать должников. Нужно понимать, что кризис коснулся энергетиков в не меньшей степени, чем наших потребителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры