издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тихий американец

Американца на иркутской улице видно сразу. Тем более уроженца Нью-Йорка. Тем более вице-консула посольства Соединённых Штатов Америки. Безупречный бизнес-стиль, значок с американским и российским флагами на лацкане пиджака, приличный русский язык. Вопреки ожиданиям, мистер Стюарт Уайт произвёл впечатление молодого застенчивого человека. По его словам, в Иркутске он и по делам, и по велению сердца: дипломат очень хотел увидеть Байкал. А ещё – поговорить с иркутскими студентами о перспективах их работы в США.

Мы пригласили мистера Уайта в редакцию в перерыве между его встречами со студентами иркутских вузов. Оказалось, что ради нашей встречи он пожертвовал ланчем, однако от посещения закусочной Subway, что недалеко от редакции, скромно отказался: «Поверьте, я не для того летел шесть часов в Сибирь, чтобы здесь есть американский фаст-фуд».

– Мистер Уайт, как вы оценивает температуру отношений между США и Россией?

– Я думаю, что всё хорошо. Как вы знаете, в Женеве некоторое время назад, на встрече госсекретаря США Хиллари Клинтон с министром иностранных дел России Сергем Лавровым, состоялась «перезагрузка» отношений, а теперь произошла и личная встреча президентов наших стран. Посмотрим, что будет дальше. По поводу «градуса» я не могу сказать точно, но надеюсь, что в будущем всё будет нормально.

Могу поделиться личными впечатлениями. Я работаю в консульском отделе посольства США и каждый день провожу собеседование с россиянами, обратившимися за визами для въезда в США. Ни разу у меня не возникало чувство, что начинается «холодная война». Напротив, я вижу, что многие люди хотят посетить Америку, потому что у них там есть семья, или у них там есть работа, или связи, необходимые по бизнесу. Лично мне ни разу не приходилось сталкиваться с проявлениями какой-то враждебности или настороженности.

– Много ли граждан России выезжает в США?

– В 2008 году посольство Соединённых Штатов Америки в Москве и консульства США в других городах России одобрили около 200 тысяч виз для россиян. Я полагаю, что все эти люди совершили путешествие в США, а некоторые и несколько раз, и эта цифра выше, чем в 2007 году.

На мой взгляд, контактов между нашими странами меньше не стало. Проводя собеседования с теми, кто планирует посетить США, я вижу, что люди собираются в компании, которые производят строительную и лесозаготовительную технику, много выезжает работников нефтедобывающих компаний, которые направляются в Хьюстон, штат Техас (интеллектуальный центр нефтедобывающей промышленности США. – Прим. авт.). Врачи едут на научные конференции по кардиологии и гастроэнтерологии, а также обсуждать новые методы лечения туберкулёза и гепатита. Это только из тех, с кем я недавно беседовал лично. Насколько я знаю, научные и культурные связи между Россией и Америкой существуют, и они меньше не стали.

– А получить визу сложно?

– Я не считаю, что это реальная проблема. Позвольте задать вам вопрос. Вот вы, как журналист, как думаете: какое примерно количество граждан России, подавших документы для получения визы в Соединённые Штаты, получают её, а какое – нет?

– Я полагаю, что отказ составляет процентов 30%?

– Визы получают примерно 95% от количества россиян, обратившихся в посольство. Так что мнение «Мы знаем, что американскую визу получить невозможно!» ошибочно. Это гораздо легче, чем вы думаете.

В Иркутске я говорил об этом со студентами. Мы хотим, чтобы они путешествовали в США, и мы хотим, чтобы они знали, что это нетрудно, что это вполне возможно. Дело в том, что у нас специально для молодых людей существует программа «Работа и отдых в США» (Summer Work and Travel – SWT), по которой студенты могут путешествовать и работать в США, а потом вернуться обратно и продолжать свою учёбу. В прошлом году у нас было более 30 тысяч студентов из России, которые приняли участие в этой программе.

Любой студент, который обучается на бакалавра, может работать летом в США. Обязательное условие – он должен уметь говорить по-английски. Мы предлагаем им работать официантами в кафе, ресторанах, в гостиницах или, например, спасателями на пляже. Студенты, которые хотят участвовать в этой программе, могут получить о ней информацию в Сети и обратиться в агентство, которое работает с этой программой, в России их более тридцати. Потом нужно будет прибыть в посольство или консульство США, пройти собеседование и оформить визу. Когда человек получает визу, он возвращается домой, а летом прибывает в США, чтобы работать и совершенствовать свой английский язык. Обязательное условие программы – покинуть страну до 1 октября.

– У вас есть возможность сравнивать две наших страны. Насколько, на ваш взгляд, они отличаются?

– После того как я закончил университет, где изучал французский язык, я работал в Американском Корпусе мира – организации, которая направляет добровольцев в разные страны мира. Я был учителем английского языка в Молдове, в маленьком городке Кагул. Преподавать английский, не зная русского, было сложно,  тогда я стал учить русский и открыл для себя огромный мир русского языка.

Я родился в Нью-Йорке, это очень большой город, сейчас постоянно живу в Москве. Это тоже большой город, и иногда они очень похожи, хотя больше, наверное, разницы. Но мне нравится. Конечно, культура разная, но я привык. В Молдове я прожил два года, а волонтёры Корпуса мира живут обычно на квартирах, в семьях, так что я жил как бедный молдаванин. Много красного вина и борщ три раза в день. Конечно, в России и Молдове культура неодинаковая, но близкая. Пельмени, например… Мне нравится здесь. Я решил, что в России хочу увидеть два места – Москву и Байкал. Так что завтра моя мечта сбудется.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры