издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не я, и фирма не моя

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области считает необходимым изменить федеральный закон о госзакупках. Соответствующие предложения поправок ведомство направило в свой центральный аппарат. Антимонопольщики предлагают вносить в реестр недобросовестных поставщиков не юридические лица, а их учредителей. Свою инициативу в УФАС объясняют тем, что случаи срыва госконтрактов компаниями, которые учреждают одни и те же люди, участились, а число хозяйствующих субъектов, включённых в реестр, увеличилось за прошлый год почти вдвое. В Минэкономразвития РФ идею признают «здравой и актуальной», но сомневаются в механизмах её реализации.

В 2009 году количество недобросовестных поставщиков в Иркутской области увеличилось более чем в два раза: с 9 до 22 юридических лиц. «Реестр растёт очень быстро. Такие компании встречаются в самых разных отраслях. Это и строительство, и торговля ГСМ, и продовольствие, и даже колючая проволока», – рассказал  начальник отдела контроля госзаказа УФАС по Иркутской области Иван Ларин. Сейчас в реестре  числятся  ООО «СтройКАП»,  ООО «СпецАгроСнаб», ООО «Опытный завод ИрГТУ», ООО «Байкальская строительная торговая компания», ООО «СибСтрой», ООО «Строительно-промышленная компания», ООО «Гермес» и другие.

«В список попали те организации, которые недобросовестно исполняют свои обязанности по государственным и муниципальным контрактам, – отметил заместитель начальника УФАС по Иркутской области Александр Кулиш. – Но поскольку ведение бизнеса у нас зачастую сводится к тому, чтобы любой ценой получить прибыль, то учредители не заботятся о репутации организации и спокойно расстаются с вывеской фирмы. В итоге регистрируются под новым названием и продолжают участвовать в конкурсах». «Доказывать, что в сущности это одни и те же люди, нет смысла. Они имеют законное право создавать новые организации и участвовать в государственных тендерах», – добавил Иван Ларин.

Из таких поставщиков антимонопольщикам больше всего запомнился предприниматель Николай Петухов. Сначала он попал в реестр как ИП, поскольку отказался от поставок по госконтракту для реабилитационного центра детей-инвалидов. Через некоторое время в УФАС сообщили, что бизнесмен снова участвует  в тендерах, но уже как глава крестьянско-фермерского хозяйства, и снова  не исполняет свои обязательства. После того как в список внесли вторую фирму Петухова, появилась третья, причём даже незарегистрированная. «Для восстановления репутации он заказал в одной из газет материал «Николай Петухов: «Если можешь помочь – помоги!», – рассказал Александр Кулиш.   

По словам Ивана Ларина, это распространённая практика, когда учредители недобросовестных поставщиков имеют несколько фирм. К примеру, один из крупных поставщиков компьютерной техники уже внесён в реестр, но его учредитель, по неофициальной информации, стал выступать в торгах в качестве ИП или учредителя другого предприятия. «Получается, вместо одной павшей головы вырастает другая, то есть человек приходит и регистрирует другой хозяйствующий субъект. В налоговой для этого сейчас полная свобода: пошёл, в окошечко документы отдал. Через несколько дней появляется новое предприятие с «чистыми» счетами и ИНН», – пояснил руководитель отдела госзаказа. Отстранить таких учредителей от участия в гостендерах УФАС не может – нет полномочий. «У нас четыре основания для того, чтобы отказать компании в получении госзаказа. Но среди критериев нет такого, который бы ограничивал участие в торгах учредителей, чьи фирмы уже попали в реестр недобросовестных поставщиков», – подтвердила  начальник юридического отдела Агентства по госзаказу Иркутской области Юлия Сидинкина.

«Мы подготовили предложение о внесении изменений в закон, которые направим в ФАС. Считаем, что нужно предусмотреть дисквалификацию именно физического лица, которое учреждает фирмы, а не самого юрлица», – заявил Александр Кулиш. По его словам, таким предпринимателям необходимо запретить на определённый срок участвовать в размещении госзаказов. «Мы не отслеживаем процесс формирования реестра, а лишь размещаем заказы и проводим торги, но понимаем, что законодательная инициатива действительно нужна. Так сможет появиться отработанный механизм отбора поставщиков», – согласна Юлия Сидинкина.

Идея иркутских антимонопольщиков имеет шансы на поддержку в федеральном центре, полагает директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Минэкономразвития РФ Александр Пироженко. По его мнению, «предложение разумное и здравое». «На начальном этапе все привыкли работать по своим связям, на откатах. Коррупционных отношений между структурами хватает. 94-й закон о госзакупках серьёзно усложнил работу в таком режиме, но остались проблемы. С помощью изменений, в частности тех, которые предлагает УФАС, можно было бы их решить». Тем более что в этом году, по словам Пироженко, закон о госзакупках претерпит существенные изменения. Однако, считает он, «остаётся вопрос технической реализации идеи антимонопольщиков», ведь одного недобросовестного учредителя, как и фирму, формально может сменить другой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры