издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рвут на куски

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Розничная торговля Иркутской области продолжает терять обороты. В январе-феврале 2010 года – ещё минус 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует Иркутскстат. В денежном выражении оборот составил 28,324 млрд. рублей, или 11,304 тыс. рублей на душу населения. Основная часть этой суммы – 89,4% –  приходится на торговые организации и предпринимателей, которые работают «в стационарной торговой сети», то есть вне рынков. Доля продажи на рынках и ярмарках составила 10,6%, или на 1,2% меньше, чем в январе-феврале 2009 года. Жители региона не спешат переходить в этот сегмент. Практически весь ритейл Иркутской области формируют магазины, в том числе сетевые. 

Несмотря на общее снижение оборотов розницы, региональные торговые сети расширяются. По данным управления торговли и координации деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутска, за последние год-полтора только в областном центре каждая сеть открыла по три-восемь новых магазинов. Супермаркетов «Цезарь» стало больше на шесть,  «Слата»  и «Славный» – на 15, «О’k» – на шесть. Итого в городе насчитывается 11 супермаркетов «Цезарь» и  18 – «О’k» (управляет группа компаний «Кентавр»). В сеть «Багира» вошли восемь магазинов (ООО «Сибатом»), в сеть «Бонус» и «Поляна» (ООО «Амик кэш энд кэрри» и «РегионМарт») – 27 магазинов, в сеть «Слата» и «Славный» (ООО «Маяк») – 20, в сеть «Янта» – 35.  Сети Иркутского хлебозавода, «Маслосырбазы» и Иркутского мясокомбината насчитывают 26, 5 и 7 торговых точек соответственно. 

Более того, местные ритейлеры планируют развиваться и дальше. Как сообщила «Конкуренту» руководитель отдела по внешним коммуникациям ООО «Система РегионМарт» Зинаида Жук, вместе с «Амик кэш энд кэрри» игрок намерен открыть в Иркутской области в 2010 году десять супермаркетов формата «мини» площадью 750–1000 квадратных метров. Намерение расширить сеть подтвердила и директор по маркетингу сети супермаркетов «Слата» Лидия Рюмшина, однако количество новых магазинов и сроки их открытия сообщить категорически отказалась. В «Багире» тоже воздержались от комментариев. «Такие «коммерческие тайны» возникают тогда, когда на рынке наблюдается острая конкуренция. Региональные сети сейчас активно делят рынок. За последнее время они действительно сильно нарастили количество магазинов. Знаю, что большие планы по расширению у ритейлера, управляющего супермаркетами «О’к» и «Цезарь». У каждого из крупных игроков уже не менее 10% рынка организованной торговли, и им есть за что продолжать бороться», – отметил руководитель агентства регионального развития  потребительского рынка и сферы услуг Сергей Лыков. 

[/dme:i] [/dme:igroup]

Между тем федеральные игроки не спешат в Иркутскую область. Эксперты советуют забыть о появлении крупных сетей в регионе в ближайшее время, хотя ещё недавно здесь ждали  как минимум  московские торговые центры «МЕТРО Кэш энд Керри» и петербургский «O’k». «Обороты всё-таки падают. Плюс остаётся логистическая составляющая, которая тоже сдерживает федеральные сети, – уверен Лыков. – Положительные тенденции прослеживаются только в Западной Сибири. К примеру, компания «X5 Retail Group» сократила сроки по входу в Томск с трёх до двух лет. Но и здесь не всё гладко. Скажем, сеть магазинов «Пятёрочка», работавшая в Новосибирске по франшизе, отказалась от этого бренда. Оживление на рынке пока нельзя назвать стабильным, оно не гарантирует, что в Иркутскую область ринутся федералы». По его словам, к моменту прихода крупных иногородних сетей рынок, скорее всего, уже будет разделён между местными ритейлерами. Тогда можно ожидать новую волну слияний и поглощений в этом сегменте бизнеса. 

Пока иногородние конкуренты в пути, жителям региона только остаётся наблюдать за появлением новых магазинов местных сетей и ростом цен. Только в феврале продовольственные товары стали дороже на 1,2%, алкогольные напитки – на 1,5% по сравнению с январем. В сопоставлении с ценами февраля 2009 года стоимость продуктов повысилась на 5,4%, алкогольных напитков – на 7,5%. Эксперты резюмируют: возросшая конкуренция среди местных сетей на кошельке потребителя почему-то не отразилась.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры