издательская группа
Восточно-Сибирская правда

У этой беды семейные корни

  • Автор: Татьяна СЕРОВА

Многие родители хотят знать о факторах риска, которые могут привести их чадо к пагубной зависимости. Как сделать так, чтобы в коварный и роковой момент ребёнок мог сказать твёрдое «нет» тому, кто впервые предложит попробовать наркотик? Моя собеседница, психолог Юлия Юрьева, несколько лет занималась с трудными подростками в одном из учреждений исполнения наказаний. Ей приходилось иметь дело с несовершеннолетними, страдающими от наркозависимости.

Есть известные качества личности,  которые провоцируют человека на «уход от реальности» при возникновении различного рода проблем и конфликтов. Чаще всего так поступают люди незрелые, эмоционально неустойчивые, не умеющие «держать удар», преодолевать трудности. Родители должны знать своего ребёнка, черты его характера, которые в немалой степени могут определять судьбу.

По мнению психолога, мы  крайне беспечно относимся также к вопросам наследственности, её нельзя скидывать со счетов. Когда молодые люди соединяют свои жизни и готовятся стать родителями, они должны хотя бы в общих чертах знать о родословной друг друга. Пусть не до глубокого колена, но насколько позволяет ситуация. В практике психолога был такой случай: Ваня подсел на наркотики в 11 лет. Его отец спился, горьким пьяницей был и дед. Мать, зная о неблагоприятной наследственности, должна была больше внимания уделять сыну, знать, чем он живёт и дышит. Но вместо этого ребёнок находился во власти улицы.

Сейчас Иван уже взрослый, и наркотики он не употребляет. В этой семье всё сложилось благополучно. Рецепт избавления от беды? В нём нет ничего чудодейственного. Прежде всего, это огромный человеческий труд, когда сына пришлось вытаскивать из бездны чуть ли не по миллиметру. Вначале мать мальчика уповала на некое волшебное  средство, которое может отбить тягу к наркотикам. И действительно, наркологи научились сегодня достаточно эффективно снимать первичные симптомы физической зависимости от них. Но ведь есть ещё зависимость психологическая. И здесь всё обстоит сложнее. Сегодня никто из специалистов уже не спорит: проблема психологической реабилитации наркоманов – наиболее важное направление помощи. Программ, возвращающих наркозависимых в общество нормальных людей, сейчас много. Американская программа «12 шагов анонимных наркоманов», польские монары, христианские общины – все они помогают тому, кто попал в рабство, прежде всего стать другим человеком, избавиться от старого духовного багажа и приобрести новое мировоззрение.

Если верить статистике, то в нашей стране за последние десять лет число наркоманов-подростков увеличилось в семнадцать раз. Наркотики для детей стали более доступными, и многие семьи терпят поражение на этом поле битвы. Родители надеются, что подростка образумят в школе, вылечат медики, если надо, припугнёт милиция. Но когда беда касается ребёнка, надо понимать, что первые и главные спасатели в его жизни – родные люди. Пусть даже это один человек, мать, поскольку несовершеннолетние наркоманы нередко растут в неполных семьях. 

Юлия Юрьева считает, что влияние семьи здесь огромно. По её твёрдому убеждению, родителям, коль уж случилась такая беда, ни в коем случае нельзя опускать руки. Надо верить только в позитивное. Бытующее утверждение, что наркомана нельзя вернуть к нормальной жизни, следует отбросить как вредное. Особенно если это касается подростка. 

– Да ведь он ничего не хочет слышать! Как с ним разговаривать? – эту горькую фразу психологи слышат от взрослых чаще всего. Трудно объяснить отчаявшимся родным наркомана: он всё видит и всё слышит. Просто не нужно ждать мгновенных результатов, брать с ребёнка клятвы. Это абсолютно бесполезно. Он должен почувствовать вашу любовь, заботу и боль за него не в нравоучительных беседах.

Все жизненные ценности, которые мы вкладываем в своих детей, работают на их счастье и никогда не бывают напрасными. Недавно я ехала в троллейбусе и невольно подслушала разговор папы с сыном лет шести-семи. Тема у них совершенно фантастическая: о том, что камни живые, они двигаются, дышат, но мы этого не замечаем, так как живём в разных  измерениях. Вот эта смелая гипотеза ими и обсуждается. Вдруг мальчик говорит: «Папа, ты полагаешь…». Признаюсь, этот недетский оборот речи меня изумил – за ним чувствовалась культура спора, аргументации. Этот папа уже вложил в своего маленького сына то, что, несомненно, поможет ему не растеряться в трудной ситуации. Троллейбус остановился, большой мужчина и маленький вышли. На остановке их встретила женщина, как видно, мама мальчика. Взрослые взяли его за руки, и втроём они куда-то заспешили. Вряд ли когда-либо такой ребёнок захочет переместиться в болезненную реальность, которую создаёт наркотик.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры