издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экологическая стратегия

Бережное отношение к природе на ВСЖД – это добрая традиция

  • Автор: Георгий ДРОБИНИН

Более 100 миллионов рублей потратит нынче Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» на реализацию экологических мероприятий, направленных на сохранение хрупкой сибирской природы.

В этой новости нет ничего особо нового, кроме выделяемой суммы, поскольку для железной дороги бережное отношение к природе не революционное начинание, а продолжение старой и доброй традиции. 

– Не только наш филиал – вся компания «Российские железные дороги» традиционно уделяет большое внимание решению экологических проблем, — подтверждает Людмила Круглякова, руководитель созданного на ВСЖД в прошлом году Центра экологического контроля. – Работаем в этом направлении планомерно. Компанией разработана экологическая стратегия, в соответствии с которой создана специальная программа обеспечения экологической безопасности. Она направлена на ресурсосбережение, приобретение новых технологий, утилизацию образующихся отходов. Это всё актуально не только для нас, но и для России в целом. 

С октября 2003 года (с момента создания ОАО «РЖД») на Восточно-Сибирской железной дороге были введены в эксплуатацию и реконструированы пять локальных очистных сооружений. Приобретено и используется более сотни единиц пыле-, газо- и водоочистного оборудования и более десятка комплексов по переработке и утилизации опасных отходов. Общие затраты на минимизацию экологического вреда за этот период составили  более 800 миллионов рублей, но и о результатах, как считает Л. Круглякова, сказать не стыдно. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за это время были снижены более чем на четверть, а сбросы сточных вод – почти на четверть. На 12 процентов сокращено образование отходов. На дороге сформированы мобильные комплексы для локализации и ликвидации возможных аварийных разливов нефтепродуктов, включающие передвижные и стационарные системы для откачки и  сбора высоковязких жидкостей с грунтовых и водных поверхностей. Это оборудование,  если выражаться образно, является тем самым «бронепоездом на запасном пути», без которого трудно говорить о реальном и полном обеспечении экологической безопасности. 

– Существующее географическое расположение объектов инфраструктуры железной дороги, в том числе и в водоохранной зоне озера Байкал, на-кладывает на наш коллектив особую ответственность по предотвращению нештатных ситуаций, — говорит Людмила Круглякова. – Для этого ВСЖД ежегодно проводит превентивные мероприятия. Такие, к примеру, как берегоукрепительные работы  и строительство противопаводковых и противоселевых сооружений. На это уходит более 50 миллионов рублей в год, но зато мы обеспечиваем практическую безопасность не только экосистемы, но и железнодорожных перевозок. 

В одной из отчётных справок увидел интересную цифру, напрямую с экологией не связанную: «Протяжённость Восточно-Сибирской железной дороги составляет 3848 километров 100 метров». Меня удивили не тысячи километров (такими расстояниями в Сибири удивить трудно), а практически незаметная на их фоне сотня метров. Такая деталь, на мой взгляд, характеризует стремление железнодорожников к предельной скрупулёзности и максимальной точности во всём. В том числе и в природоохранной деятельности. 

– Это политика компании такая, – объясняет Людмила Круглякова. – В работе, направленной на сохранение природной среды, у нас, конечно же, есть приоритеты. Они определены в экологической стратегии и программах. Без них не может быть планомерной и эффективной работы. Но «пустяков» не бывает в принципе, потому что, как показывает жизнь, иногда даже самые глобальные и амбициозные планы могут развалиться из-за какой-нибудь неучтённой «мелочи». На нашей Байкальской природной территории, на берегах Байкала, включённого в список Всемирного природного наследия, это тем более важно.

Ольга Гайкова, министр природных ресурсов и экологии нашей области, отвечая на вопросы журналистов во время работы VI Байкальского международного форума, сказала, что оценивает экологическую политику РЖД как «высокоэффективную и заслуживающую всяческого уважения». И на праздновании Дня Байкала тоже про-звучали добрые слова в адрес коллектива ВСЖД. Конечно же, не случайно. 

Чтобы знать, что и как надо делать для достижения максимального эффекта, необходимо совершенно точно знать истинное положение дел, реальную экологическую ситуацию на любом километре из этих почти четырёх тысяч. Центр экологического контроля знает. Людмила Круглякова с заметной гордостью рассказывает, что в его составе сформирована  мощная лабораторная база для оценки негативного влияния производственных факторов на окружающую среду. Кроме стационарных, есть и передвижные лаборатории на базе автомобилей «Газель» и железнодорожного вагона. Они оснащены системой автономного электропитания, средствами безопасности и жизнеобеспечения, поэтому не зависят от внешних факторов и могут работать в любом месте. Основу приборного парка составляет современное оборудование, позволяющее оперативно осуществлять весь объём необходимых замеров и анализов. Все лаборатории аккредитованы в системе Госстандарта России и зарегистрированы в Государственном реестре. Ежегодно в лабораториях центра проводится более 22 тысяч аналитических исследований (более 60 ежесуточно, включая выходные), обеспечивающих экологический и технологический контроль.

К важным делам последнего времени, направленным на защиту природы, Людмила Александровна относит окончание трёхлетнего строительства цеха по утилизации отходов на станции Тагул, это недалеко от Тайшета. Несмотря на прозаичное название, она считает пуск его в эксплуатацию знаковым событием.

– Цех по утилизации шпалы – это наше детище и гордость, – улыбается она. – В Сибири нет предприятий, специализирующихся на обращении с такими специфичными для нас отходами третьего класса опасности, как старые шпалы, пропитанные каменноугольным маслом, токсичным продуктом, на 70 процентов состоящим из ароматических углеводородов. С вводом цеха мы избавились от «хронической головной боли», потому что старых шпал, содержащих в пропитке большое количество канцерогенных веществ, на железных дорогах Сибири накопилось немало.

На реализацию этой инвестиционной программы, по словам Л. Кругляковой, потребовалось более 84 миллионов рублей. Но овчинка, как уже показала практика, стоит выделки. Вместе со старыми шпалами здесь, благодаря используемым технологиям, утилизируются ещё и нефтешламы, отработанные масла, отходы от зачистки ёмкостей и другие жидкие углеродсодержащие отходы. А на выходе – безопасная зола (не более трёх процентов от объёма утилизированных отходов), чистое тепло и через 4 года – прибыль. Применяемая технология утилизации имеет сертификаты соответствия российским и международным экологическим стандартам. Это первое и пока единственное такое предприятие на Восточном полигоне ОАО «РЖД», но скоро, возможно, подобные появятся на других железных дорогах России. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры