издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спустить на тормозах

Правительство региона простит автомобилистам 145 млн. рублей долгов

Простить автомобилистам 145 млн. рублей долгов по транспортному налогу, штрафам и пеням на него намерены правительство и региональные налоговики. «Это не то, что мы решили подарить людям 150 миллионов рублей, которые нам, наверное, были бы нужны», – заверил министр финансов Алексей Зезуля во вторник на бюджетном комитете ЗС. Минфин утверждает, что эти долги уже безнадёжны и вернуть их нельзя. Однако депутаты ЗС слегка усомнились, пытался ли кто-либо вообще взять с автолюбителей эти деньги. «Конкурент» опросил нескольких автомобилистов. Мнения разделились: одни регулярно получают уведомления об уплате налога, другие почему-то никогда их не видели. «Я даже не знаю, что такое транспортный налог, как его платят и где. А уведомления мне ни разу не приходили», – заявила «Конкуренту» женщина, владеющая машиной пятый год.

Губернатор внёс в Заксобрание проект закона с длинным названием: «Об установлении дополнительного основания признания безнадёжными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по транспортному налогу». «Это результат нашей совместной работы с Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области», – сообщил министр финансов Алексей Зезуля. По его словам, Налоговый кодекс РФ даёт субъектам право устанавливать случаи безнадёжной задолженности к списанию по региональным налогам. Безнадёжными к взысканию признаются недоимка по транспортному налогу и задолженность по пеням и штрафам по этому налогу, числящиеся по состоянию на 1 января 2011 года за физлицами, если истёк трёхлетний срок взыскания средств «с момента возникновения недоимки и задолженности». Таким образом, списываются долги, которые возникли до 1 января 2008 года. По данным УФНС, на январь 2011 года за физлицами, которые так и не сподобились оплатить налог, пени и штрафы, числится 145 млн. рублей. Статья 48 Налогового кодекса РФ разрешает налоговой службе и органам власти подавать в суд на нерадивых автомобилистов. Однако власти, по выражению Алексея Зезули, решили «разгрузить» УФНС и суды. 

– Насколько я понимаю, сейчас безнадёжной задолженность признаётся по суду, мы просто несколько упрощаем регламент, – сказал министр. – С другой стороны, это ведёт к уменьшению недоимки. Повторюсь уже для журналистов: это суммы, которые безнадёжны к взысканию. Это не то, что мы решили подарить людям 150 миллионов рублей, которые нам, наверное, были бы нужны. 

Алексей Зезуля обратил к депутатам «убедительную просьбу поддержать» законопроект. «Это наша совместная работа, нам нужно улучшать показатели и делать ту работу, которая приносит результат в данном случае», – сказал он. Между тем правовое управление ЗС, проанализировав закон, нашло в нём несоответствия. Статья 48 НК РФ, которая устанавливает порядок взыскания налога, сбора, пеней для физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не использует понятие «трёхлетний срок давности с момента возникновения недоимки и задолженности». Вместо этого употребляется понятие «со дня истечения срока исполнения требования об уплате». Поэтому непонятно, входит ли этот срок в те самые три года. В законе не уточняется, могут ли долги быть признаны безнадёжными в случае бездействия налоговых органов, то есть непринятия мер по взысканию задолженности. Минфин умалчивает и о том, были ли эти 145 млн. рублей внесены в бюджет и что областная казна потеряет при списании.

«Есть ли у нас мероприятия и будем ли мы их обсуждать в рамках рассмотрения этого закона, которые противодействуют увеличению недоимки? – спросил депутат Андрей Кайдаш. – Или у нас будет обычное правило, что мы по истечении трёх лет будем долги списывать». «Видимо, тут существуют какие-то упущения. Или люди злостно уклоняются, или уведомления не пришли, никто их не направил. И не будет ли это в будущем системой», – заметил и глава бюджетного комитета Сергей Курилов. Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин попросил «разбить» сумму 145 млн. рублей по годам, чтобы увидеть, какие объёмы недоимок стоит ожидать каждый год. «Это 100-процентная недоработка – налоговой, судебной системы, – уверен он. – Мы понимаем, что часть этих людей выехала за пределы территории. А что, в других субъектах их нельзя было своевременно найти? И сколько живёт сегодня на территории Иркутской области, какие меры тут принимаются? Я боюсь, что в дальнейшем мы можем прийти к автоматической системе списания и будем просто поощрять неплательщиков». 

Никто не говорит о многократном списании, заметил Алексей Зезуля. Речь, по его словам, идёт о задолженности, которая накопилась на 1 января 2011 года. «Более 10 лет мы платим этот налог, впервые списываем. Это та задолженность, которая безнадёжна к взысканию, по остальным налоговая служба продолжает работу», – убеждал несговорчивых депутатов Зезуля. Однако не исключил, что минфин «посмотрит», нужно ли списывать долги многократно. Он заявил, что тот прирост, который даёт транспортный налог в бюджет, – прямой результат действий УФНС, судебных приставов, УВД. 

Мы поговорили с несколькими автомобилистами. Никто из них не согласился назвать своего имени, но все охотно рассказали об особенностях общения с УФНС. 37-летний Иван, подумав, сообщил, что «вроде бы» каждый апрель ему приходит уведомление о том, что надо заплатить налог. И даже по просьбе корреспондента нашёл на рабочем столе письмо от УФНС. «Вот оно. – Иван вчитался. – Ой, это не транспортный налог, это штраф какой-то. Или пени? «За вами числится 114 тысяч…» Да ну, какие 114 тысяч? Это какая-то другая цифра. Если бы было столько, я бы знал». Письмо Иван снова отправил на стол, пообещав «разобраться». 

32-летняя Наталья владеет машиной пятый год, автомобиль записан на неё. «Я даже не знаю, что такое транспортный налог, как его платят и где, – поделилась она с «Конкурентом». – Заплатила бы с удовольствием, но мне никогда уведомление не приходило». Год назад она даже поучаствовала в акции УФНС и поинтересовалась у судебных приставов, расположившихся с портативной аппаратурой в «Сером доме», есть ли у неё налоговые долги. Оказалось – ничего нет. 

Дмитрий, в отличие от Натальи, сообщил, что не имеет проблем с уплатой. Наверное, потому, что обычно сам лично берёт выписку в Свердловской налоговой. Просто у него есть опыт – он сменил четыре машины. «На одну из четырёх машин уведомление об уплате транспортного налога так и не пришло, – рассказал Дмитрий. – Я её продал по доверенности. Года через полтора, после того как уже следующий владелец продал её, мне пришла бумажка, что налог с продажи надо заплатить». Впрочем, Дмитрий доволен работой УФНС в последнее время: «Новую машину в декабре купил, в феврале уже пришла бумажка с начисленным налогом за полторы недели 2010 года. Думаю, лет пять – и система будет как часы работать». Видимо, так же подумали и депутаты. Потому что, несмотря на возмущения, законопроект был легко принят в первом чтении. Ведь пока система заработает как часы, можно ещё раз что-нибудь списать. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры