издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пол Херберт: «Мы строим самый современный комбинат по производству хвойной целлюлозы»

  • Автор: Георгий ДРОБИНИН

Никогда не думал, что вид крупной стройки может вызвать внутреннее удовлетворение и даже породить надежду, что в этот раз наконец-то всё получится не «как всегда», а как задумано. К превращению гремевших успехами и дававших работу тысячам людей промышленных предприятий в рынки, базары или, в лучшем случае, торговые комплексы мы за последние десятилетия привыкли. Но вот чтобы кто-то задумал построить большой завод… Разговоров и мечтаний о подобном, особенно накануне каких-нибудь выборов, бывает много, а реализованных проектов – единицы.

Однако вот он, прямо перед моими глазами, большой котлован на пустыре, между действующими предприятиями Братского лесопромышленного комплекса, а ныне – филиалы группы «Илим» в Братске. И густо торчащая высоко в небо щётка металлической арматуры, и щиты деревянной опалубки, и суетящиеся внизу ярко-жёлтые каски. И бетон… А заместитель генерального директора ОАО «Группа «Илим», директор инвестиционного проекта «Большой Братск» Ежи Маевски рассказывает: 

– Наш проект – это примерно 700 миллионов долларов США инвестиций – это почти шесть миллионов человеко-часов работы. Мы должны уложить более 100 километров трубопроводов, более 400 километров кабеля, 25 тысяч кубометров фундамента, 65 тысяч квадратных метров стеновых и потолочных панелей. У нас будут работать две с половиной тысячи человек. А после запуска новой линии Братский филиал будет соответствовать лучшим мировым нормативам в области охраны окружающей среды как по выбросам в атмосферу, так и по сбросам очищенных сточных вод. 

«О Господи, сколько же на всё это потребуется лет?» – тоскливо подумал я, пытаясь визуально или как-то ещё представить хотя бы одну из перечисленных цифр. И едва успел перевести квадратные метры в гектары (шесть с половиной га потолков и стен – неплохо!), как Ежи, будто почувствовав мою тоску, поспешил всё разложить по полочкам.  

– У нас жёсткий график осуществления проекта, очень жёсткие временные рамки, – сообщил он. – Запуск новой линии планируется на второй квартал будущего года. Одобрение идеи мы получили в апреле 2010-го. Проектная документация была готова в декабре прошлого года, разрешение на строительство получено в марте нынешнего. 

Новый целлюлозный завод в Братске – крупнейший инвестиционный проект в российской целлюлозно-бумажной промышленности за последние 40 лет

Я удивился: если работы начались менее полугода назад, то сделано действительно очень много. 

– Вы же понимаете, что эти объекты начали строиться не в чистом поле, – продолжает Ежи Маевски. – Для реализации проекта нам необходимо было переоборудовать или снести какие-то строения, демонтировать оборудование, удалить фундаменты. А новое оборудование, большинство кабелей, стеновых и потолочных панелей мы уже закупили. Завершили установку части фундаментов. Сейчас работаем над установкой содорегенерационного котла, оборудования цеха выпарки и лесной биржи. Начали подготовку к монтажу механического оборудования на хвойной линии.

В одной из справок прочитал, что «Большой Братск» – это «проект модернизации филиала группы «Илим» в Братске». Наверное, кто-то назвал его так из скромности. Какая же это модернизация, если, по словам директора проекта, здесь будут созданы новая лесная биржа, новый древесно-подготовительный цех, новый содорегенерационный котёл, новая линия варки, отбелки и промывки целлюлозы, новая линия упаковки. А ещё будет создано новое производство подготовки химикатов для отбелки. Ежи не упомянул о сушильном цехе, но и он, как я понимаю, будет новым. Назвать всё это модернизацией трудно. Это очевидное строительство нового, очень крупного (720 тысяч тонн в год) целлюлозного завода. 

– Это один из самых крупных инвестиционных проектов в российской целлюлозно-бумажной промышленности за последние 40 лет, – уверенно заявил журналистам Пол Херберт, генеральный директор группы «Илим». – По запланированным срокам мы сейчас находимся примерно в середине его реализации. Мы гордимся тем, что делаем, и хотим рассказать вам более подробно о группе «Илим», объяснить, для чего реализуем этот проект. 

Пол не стремится понравиться гостям. Он говорит очень конкретно, но весьма сухо. Даже о гордости коллектива сообщил без заметных эмоций, как о важном, но не исключительном факте. 

– Группа «Илим» – это совместное предприятие, образованное на паритетных началах – 50 на 50 процентов – российской корпорацией «Илим Палп» и американской International Paper, – рассказывает Херберт. – У нас три крупнейших ЦБК в России и завод по производству гофро упаковки. Суммарно мы производим ежегодно где-то два с половиной миллиона тонн целлюлозно-бумажной продукции. Наши филиалы, расположенные в Коряжме, Братске и Усть-Илимске, производят более 65 процентов от общей мощности российского рынка ЦБП и почти 20 процентов упаковки.

К числу ключевых конкурентных преимуществ группы «Илим» руководитель крупнейшей в России лесопромышленной и целлюлозно-бумажной компании относит, в частности, территориальное расположение филиалов. Филиал группы «Илим» в  Коряжме он определил не только как крупнейший в России, но и как «самый крупный интегрированный комбинат в континентальной Европе, который сфокусирован на производстве материалов для упаковки и печатной продукции для российского рынка». Сейчас там реализуется свой проект, направленный на внутренний рынок России и сопоставимый по объёму инвестиций с братским: устанавливается современная бумагоделательная машина для производства высококачественной бумаги потребительских форматов, а затем будет запущена установка для производства мелованной бумаги.  

– В Иркутской области у нас расположены два целлюлозных комбината. На братском кроме целлюлозы производится ещё и картон. Эти филиалы находятся довольно близко к Китаю, поэтому большая часть выпускаемой здесь продукции ежедневно отправляется за границу. Таким образом, мы являемся крупнейшим поставщиком хвойной целлюлозы на китайский рынок и логически стали стратегическим партнёром для Поднебесной.

А самым крупным конкурентным преимуществом восточных филиалов группы «Илим» Пол Херберт считает запасы древисины. 

– Древесина лежит в основе всей нашей деятельности, – объясняет он. – Ещё два года назад мы завершили самый крупный в мире инвестиционный проект по закупке передового лесозаготовительного оборудования и автоматизации лесозаготовки в Иркутской области. Инвестиции составили 160 миллионов долларов. Это помогает нам заниматься устойчивым лесопользованием и лесоуправлением, доставлять древесину на комбинат экологически надёжным и безопасным способом.

Позже Юрий Попов, директор филиала в Братском районе, дополнил рассказ генерального директора об отношении группы «Илим» к лесу.  

– Нам экономически невыгодно оставлять на делянах хоть что-то, кроме сучков, которые при правильной переработке являются удобрением, совершенно необходимым для эффективного лесовосстановления, – ответил он на вопрос «Восточно-Сибирской правды» об объёмах древесных отходов, остающихся на лесосеке. Щепа и опилки для целлюлозников – не древесные отходы, а сырьё. И на делянах они по полствола не оставляют, как бывает это у некоторых мелких арендаторов, специализирующихся на поставках в Китай круглого леса. 

В вопросах лесовосстановления в Группе «Илим» надеются не только на силы природы: помимо естественного способа активно использует  методы искусственного восстановления зеленых насаждений. Например в Усть-Илимском и Братском районах огромная территория – больше 1500 га – было засеяно семенами, сеянцами и саженцами. Не были забыты и деревья, посаженные в прошлых годах – уход за молодым лесом был проведен на территории в 1040 га в Братском и 1426 га в Усть-Илимском районе.  

А ещё для эффективного лесовосстановления группа «Илим» купила в нынешнем году современные специализированные опахивающие машины. После завершения рубок они перепахивают деляну вместе с сучками. В итоге, по мнению Попова, «получается благодатная почва для выращивания нового леса», который лет через 90–100 смогут использовать потомки. 

– Наша миссия достаточно проста, – говорит Пол Херберт. – Мы хотим и планируем продолжать рост компании, чтобы стать самым крупным и самым надёжным поставщиком различных видов бумаги на российском рынке и самым желанным поставщиком хвойной целлюлозы в Китае.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры