издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бензин «просел», но не надолго

Эксперты прогнозируют рост цен на топливо уже в марте

Резкая «просадка» отпускных цен на бензин с НПЗ связана с накоплением больших запасов топлива на внутреннем рынке, пишет «Коммерсантъ» в материале «Бензин попал под январскую распродажу». Правительство в мае прошлого года в рамках борьбы с топливным кризисом ввело заградительную пошлину на экспорт бензина. Кроме того, в августе пошли вниз нефтяные цены, и с учётом пошлин экспорт бензина стал для нефтяных компаний невыгодным. Поскольку Белый дом не позволял сокращать объёмы выпуска нефтепродуктов, на рынке возник профицит бензина: реализация бензинов на внутреннем рынке в 2011 году выросла по сравнению с 2010-м на 3,2%, или на 1 млн. тонн.

Чтобы освободить мощности по хранению топлива, нефтекомпании были вынуждены снижать оптовые цены. По данным СпбМТСБ, основное снижение по бензинам произошло в декабре, когда средневзвешенные биржевые цены на Аи-92 упали почти на 9%, а на Аи-95 – на 11%. В январе снижение продолжилось, но меньшими темпами. Некоторое расхождение данных Росстата и биржи, скорее всего, объясняется тем, что статведомство получает сведения от всех крупных производителей нефтепродуктов, однако не все они активно торгуют на бирже.

Увеличение разницы между стоимостью бензина на НПЗ и заправке создаёт впечатление, что соответствующая маржа оседает в сбытовом звене. Однако, напомним, с 1 января были повышены акцизы, что, по мнению нефтяников, должно было увеличить розничные цены примерно на 1,5 рубля за литр. Поскольку нефтяные компании заключили с Минэнерго предвыборные договорённости о замораживании цен на бензин на уровне декабря, этого увеличения не произошло и рост акцизов фактически был обеспечен за счёт маржи АЗС.

Последние данные говорят о том, что нехарактерное для РФ удешевление бензина, скорее всего, завершится уже в феврале. Стоимость основных бензинов на российской бирже последние две недели растёт и уже приближается к 30 тыс. рублей за тонну, а мировые цены на нефть бьют рекорды, увеличивая привлекательность экспорта нефтепродуктов. Рост экспорта неминуемо должен привести к удорожанию топлива внутри страны, если только правительство вновь не вмешается в процесс.

[/dme:img_group]

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры