издательская группа
Восточно-Сибирская правда

АЭХК ищет работу

Предприятие готовится к возможной остановке производства гексафторида урана

К 2016 году ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат» (АЭХК) может лишиться одного из трёх производств – гексафторида урана (ГФУ). В соответствии с планами собственника предприятия ОАО «ТВЭЛ» (входит в ГК «Росатом») аналогичные мощности будут размещены в Томской области, на другом предприятии госкорпорации – ОАО «Сибирский химический комбинат» (СХК). Возможный перенос производства в Иркутской области восприняли неоднозначно. Одни заявили о «предвыборных спекуляциях на теме», другие, напротив, утверждают, что судьбой предприятия действительно обеспокоились власти региона и начали активные переговоры с Росатомом. Между тем на АЭХК заверяют, что готовящиеся изменения никак не скажутся на численности штата комбината, а его промплощадку планируется использовать для размещения дополнительных альтернативных производств.

«Оснований для беспокойства нет»

«Тревожным сигналом стало заявление о вероятном переносе производства ГФУ в Томскую область. Сейчас относительно судьбы АЭХК проводятся консультации с Росатомом и «ТВЭЛом». Пока ничего неизвестно, о результате говорить рано. Планы по развитию предприятия в стадии обсуждения», – сообщил собеседник «Конкурента», знакомый с ситуацией. По его словам, такая необходимость возникла из-за опасения властей через три-четыре года потерять значимое производство на территории региона. «Ряд крупных компаний с нами теперь не только не согласовывают планы, а даже не уведомляют об их пересмотре», – продолжил источник. Информация о переносе производства ГФУ с АЭХК послужила основой для слухов и апокалиптичных прогнозов. «Десятки тысяч тонн гексафторида урана останутся на хранении в контейнерах под открытым небом. И хотя это почти невозможно, но если туда, скажем, упадёт самолёт, то облако фтора накроет Ангарск и мы получим двести тысяч трупов», – обрисовал опасения один из собеседников «Конкурента». 

Стороны факт переговоров о будущем АЭХК не подтверждают. Мэр Ангарского района Владимир Жуков лишь сообщил, что администрация муниципалитета находится «в постоянном взаимодействии с руководством комбината». «Со стороны нового директора (генеральный директор АЭХК Юрий Гернер. – «Конкурент») мы наблюдаем взвешенные действия и максимум усилий, чтобы в полном объёме сохранить производство и развивать его новые виды, – сказал Жуков. – Впрочем, о результатах судить рано. Знаете, есть такое выражение: «Дуракам недоделанную работу не показывают». Я предпочитаю его придерживаться». По мнению Жукова, стратегию комбината «обсуждать некорректно», «тем более что в данном случае идёт речь о государственном интересе, а не местечковом». Мэр добавил, что «разговоры о трудностях АЭХК идут давно, но речь никогда не заходила о прекращении производства». «Думаю, на этой теме происходит много предвыборных спекуляций, но оснований для беспокойства нет», – отметил мэр.

Конверсионный передел 

Функционирование сублиматного производства (выпуск гексафторида урана) обозначено в планах комбината до 2016 года, подтвердили в центре по связям с общественностью АЭХК. «Дальнейшее использование производства концептуально не обозначено, – отметили там. – В ОАО «ТВЭЛ» принята концепция сосредоточения аффинажного и конверсионного производств в ОАО «Сибирский химический комбинат» (Северск, Томская область). Это значит, что не будут задействованы аналогичные мощности в ОАО «Чепецкий механический завод» (Глазов, Удмуртия) и в ОАО «АЭХК» (Ангарск)». 

Как напомнили в пресс-службе, о планах «ТВЭЛа» перенести производство ГФУ стало известно ещё в конце прошлого года. Тогда президент компании Юрий Оленин пояснил, что «успешно продавать конверсионные услуги можно, имея очень низкую себестоимость, которая сильно зависит от загрузки производства». «Поэтому мы сегодня находимся на пороге создания нового, современного конверсионного производства. После глубокого анализа всех экономических и социальных аспектов было решено, что основной площадкой размещения мощностей станет СХК, – цитирует пресс-служба Оленина. – Тем не менее конверсионный передел сохранится на АЭХК минимум до 2016 года. Как будет дальше, зависит от общей ситуации на рынке». До конца, утверждают в компании, собственник с планами ещё не определился. По словам исполнительного директора дирекции по организационному развитию компании Сергея Павлова, схема развития производств будет дорабатываться в течение 2012 года. «Необходимо учесть целый ряд факторов. В случае если расчёты покажут, что обслуживание рынков Юго-Восточной Азии будет более выгодно с АЭХК, то у предприятия будут хорошие перспективы по росту», – отметил он.

Ещё 20 лет 

Помимо производства гексафторида урана, на АЭХК налажен выпуск безводного фтористого водорода и обогащённого ГФУ (разделительное производство). Второе, как утверждают в пресс-службе комбината, будет функционировать до 2030 года. Вице-президент ОАО «ТВЭЛ» Михаил Куликов вовсе назвал 2035 год. По его словам, «ангарский комбинат – один из самых новых, то есть процент установленных там центрифуг последнего рабочего поколения довольно высок». «Так что сворачивание или перепрофилирование обогатительного производства в Ангарске нецелесообразно с экономической точки зрения. До тех пор, пока центрифуга не самортизируется, она должна крутиться. А если посмотреть на паспорта ангарских аппаратов, то крутиться им ещё до 2035 года и дольше», – сказал Куликов.

На АЭХК подчеркнули, что намерены продолжить модернизацию действующих производств, в том числе разделительного. В 2010–2011 годах на эти цели «ТВЭЛ» потратил 1,6 млрд. рублей. Так, например, в прошлом году был запущен второй неперестраиваемый каскад газовых центрифуг разделительного производства, что позволило увеличить мощность предприятия в этом сегменте. «Инвестпрограммы АЭХК рассчитаны на долгосрочную перспективу – до 2025 года. В 2012-м в производство планируется вложить 1,5 миллиарда рублей. Развитие и модернизацию комбинат осуществляет за счёт собственных средств «ТВЭЛа». Необходимые ресурсы имеются в достаточном количестве», – отметили в пресс-службе. Там добавили, что, кроме разделительного производства, модернизируется и конверсионное. 

Аутсорсинг как спасение 

На численности персонала АЭХК будущие изменения не отразятся, заверяют на предприятии. Сейчас там работают 1960 человек (против шести-семи тысяч, работавших несколькими годами ранее). «Никакого массового сокращения на предприятии не было и не предвидится. В рамках ре-структуризации передаются на аутсорсинг услуги и персонал подразделений. Психологически это очень не-простая история. Уходить в самостоятельный бизнес всегда страшно. Но это и другие возможности», – пояснили в пресс-службе со ссылкой на главу Росатома Сергея Кириенко. 

За последние два года АЭХК вывел на аутсорсинг семь вспомогательных подразделений: профилакторий, цех промсанитарии, автохозяйство, управление информационных систем и технологий, ремонтно-строительный цех, цехи питания и связи. Ещё три подразделения вошли в централизованные службы госкорпорации: ремонтно-механический завод, отдел главного конструктора и специальное конструкторско-технологическое бюро. Избавился АЭХК и от непрофильных активов. В муниципальную собственность были переданы ДК «Современник» и спортзал, в собственность региональных властей – оздоровительный лагерь. «Все выделенные подразделения в соответствии с утверждёнными бизнес-планами предприятие обеспечивает заказами, – сказали на комбинате. – Большая часть персонала АЭХК перешла в эти структуры. Для аутсорсеров сохранены социальные льготы и гарантии как для работников АЭХК. Благодаря такой реструктуризации, предприятие в прошлом году получило более 400 миллионов рублей чистой прибыли». 

«Журавли» для Ангарска

Вместе с тем АЭХК «прорабатывает варианты размещения альтернативных производств на своей промплощадке», сказали на комбинате. Наиболее вероятный и долго обсуждаемый проект – установка «КЕДР», которая предназначена для перевода ГФУ в безопасную форму хранения – тетрафторид урана. «После изучения проектной документации и оценки технико-экономических показателей будет принято решение о строительстве. В отрасли есть подобная действующая установка в городе Зеленогорске», – отметили на АЭХК. Впервые о проекте на предприятии заговорили около пяти лет назад. По последним заявлениям руководства «ТВЭЛа», установка опытно-демонстрационного характера на две тысячи тонн переработки отвального гекса-фторида должна быть создана в 2015 году. 

Ещё одну возможную альтернативу для комбината нашли региональные власти. Они предложили Росатому использовать свободные мощности АЭХК для переработки первичного концентрата редкометалльных руд с Зашихинского месторождения в Нижнеудинском районе. Сообщалось, что владелец лицензии ЗАО «Техноинвест Альянс» даже вёл переговоры с комбинатом об организации гидрометаллургической переработки тантал-ниобиевого концентрата (схоже с технологией переработки урана). Проект казался перспективным хотя бы потому, что пока потребности в тантале и ниобии на отечественном рынке удовлетворяются полностью за счёт импорта. Однако впоследствии стороны ничего не сообщили о результатах переговоров, а на АЭХК этот вариант в числе альтернативных производств не назвали. 

В конце июня на АЭХК заявили о новом варианте производства – синтезе монокристаллов кварца. Проект обсуждается с немецкой компанией QSIL GmbH (производитель кварцевого стекла для полупроводников), которая подыскивает площадку для нового завода. «Решающим фактором в выборе является стоимость электроэнергии. АЭХК соответствует требованиям потенциальных инвесторов, – отметили на предприятии. – Технология выращивания и использования синтетического кварца в полу-проводниковой промышленности имеет ряд преимуществ, в частности, она относительно проста. Что касается сырья, необходимые запасы кварца имеются в Бурятии. Ориентировочная мощность первой очереди – до 200 тонн продукции в год».

Кроме представителей самого АЭХК, никто не берётся публично давать оценку альтернативным вариантам производств. «Думаю, Ангарск пока что кормят «журавлями». То проект «КЕДР», то обогащение руд Зашихинского месторождения. Но всё это далёкая перспектива, ещё не имеющая подтверждений», – отметил источник «Конкурента», пожелавший остаться анонимным. Другой собеседник тоже настроен скептически. По его словам, разговор о развитии альтернативных производств пока напоминает ситуацию с «Усольехимпромом», которое, остановив ряд основных производств, в течение нескольких лет пытается перейти на выпуск поликремния, но пока безуспешно. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры