издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Свою часть проекта мы выполняем»

ВСЖД модернизирует железнодорожный транспорт

На модернизацию вокзала Иркутск-Пассажирский в следующем году Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) потратит 140 млн. рублей. Общий объём инвестиций в первый этап проекта составит порядка 540 млн. рублей. Завершить реконструкцию планируется к 2015 году. В результате более чем в два раза должна увеличиться площадь вокзала. Развивает ВСЖД не только пассажирские, но и грузовые перевозки. Как компания модернизирует железнодорожный транспорт, что ждёт пассажиров и грузоотправителей, журналистам рассказал начальник ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» Василий ФРОЛОВ.

«Станции задышали»

В 2012 году ожидается рост объёма грузовых перевозок ВСЖД на 2%  и увеличение потока транзитных грузов более чем на 7%, сообщил начальник ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» Василий Фролов. «Мы значительно перекрыли пиковые объёмы советских времён. Это очень важно, ведь грузопоток – это основной источник дохода, – добавил он. – Поэтому мы продолжаем работу по увеличению технологических мощностей станций, особенно там, где растут объёмы отгрузок предприятий». Ожидается, что в 2013 году объём грузов вырастет ещё на 1%, в основном за счёт потребностей Братского целлюлозно-бумажного комбината, «Вост-сибугля», «Саянскхимпласта» и нефтяных компаний. 

«Чтобы обеспечить нормальную работу дороги, в начале года мы сделали акцент на местных станциях, которые были отяжелены местным грузом, – рассказал Фролов, – отчего была ослаблена их пропускная способность. Нам хватило одного месяца, чтобы реанимировать ситуацию: ввести дополнительные мощности, изменить технологии. Уже в феврале пропуск потока стабилизировался, станции задышали». Вслед за этим возник вопрос, как быть с сортировочными станциями. При поддержке головного холдинга ВСЖД создало Центр управления тяговыми ресурсами (ЦУТР), новую структуру в сети РЖД. Центр дислоцируется в Иркутске, управляя при этом полигонами четырёх дорог – Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной (общая протяжённость их главных путей – 16 тыс. километров, парк – 1300 единиц тягового состава). «Внедрив эту технологию, мы значительно изменили ситуацию и заложили положительную динамику. Наши сортировки тоже задышали и перестали мешать пропуску грузового потока. Так, например, станция Тайшет сократила время простоя транзитного вагона более чем на десять часов. Аналогично в Иркутске-Сортировочном», – отметил Фролов. 

«Бархатный» путь

Вместе с тем ВСЖД создаёт новые мощности, например терминально-складской комплекс на станции Тальцы, который включит в себя пост Бурятской таможни, СВХ ОАО «РЖД», административные помещения и склады. Считается, что терминал исключит простой грузов на погранпереходе в Наушках и привлечёт новых грузоотправителей (ежегодный поток хранимого на складе груза может достигать 380 тыс. тонн). Увеличить поток грузов планируется и через станцию Тайшет за счёт строительства новой линии Кызыл – Курагино и развития участка Междуреченск – Тайшет соседней Красноярской дороги. С этой же целью сейчас завершается строительство  Коршуновского тоннеля, который увеличит пропускную способность данного участка вдвое. 

На рост эффективности работает и новая технология содержания инфраструктуры. Для этого ВСЖД создало соответствующий центр управления, который мониторит состояние инфраструктуры и выявляет предотказные состояния. Помимо этого филиал модернизирует и ремонтирует системы энергоснабжения и сигнализации, а также путевое хозяйство. Так, например, по итогам 2012 года доля бесстыкового «бархатного» пути составит 37%. В результате скорость поездов повысится на отрезке протяжённостью более 220 километров. В рамках повышения пропускной способности дороги компания также рассматривает проект строительства обходного пути на участке Большой Луг – Слюдянка по руслу Иркута, рассказал Фролов. Протяжённость такой дороги 110 километров, предполагаемая стоимость – 140 млрд. рублей. «Пока сложно найти средства для такого проекта, но мы не сбрасываем его со счетов. Если будет вестись работа по участкам, чья пропускная способность уже исчерпана, мы вернёмся к проработке этого варианта», – сказал начальник ВСЖД. В целом в развитие в 2012 году ВСЖД вложит 15,9 млрд. рублей.  

Вокзал для восьми тысяч 

Параллельно с грузовыми перевозками растут пассажирские: по итогам девяти месяцев поток увеличился до 14,3 млн. человек (3,1% к плану), в связи с чем ВСЖД ведёт модернизацию вокзальных комплексов. В этом году планируется ввести новый вокзал на станции Падунские пороги.  Вокзал строился два года, потрачено было 350 млн. рублей. «Уютное, небольшое функциональное двухэтажное здание из бетона и стекла, выполненное по европейским стандартам. Там есть всё: от комнаты матери и ребёнка до кассовых залов», – описал комплекс Фролов. Ожидается, что на новом вокзале в будущем сконцентрируется весь пассажиропоток Братска, а соседние небольшие вокзалы будут закрыты. «Но пока решений нет, вокзалы продолжат действовать. Всё покажет дальнейшая эксплуатация, хотя мы надеемся, что жители сами выберут новый вокзал», – отметил глава ВСЖД.

Между тем готовится масштабная реконструкция иркутского вокзала. В этом году на проектно-изыскательские работы выделено 20 млн. рублей, а на первый этап строительства, который начнётся в 2013 году, 140 млн. рублей, отметил Фролов. Стоимость первого этапа составит 540 млн. рублей. Он подразумевает строительство здания объединённого пассажирского зала и реконструкцию пешеходного тоннеля. В результате площадь вокзала увеличится до 10 тыс. кв. метров: он сможет пропускать имеющийся пассажиропоток (около 8 тыс. человек в сутки) и наращивать его в будущем. Завершение проекта ожидается в 2015 году, однако ВСЖД не оставило планов продолжить модернизацию привокзальной площади. «Ранее рассматривался проект, который охватывал большую территорию с выходом в акваторию Ангары. Объём вложений оценивался на уровне 2,2 миллиарда рублей, – отметил Фролов. – Были предварительные переговоры с областью насчёт финансирования Иркутского вокзала, но пока возникла определённая пауза. Тем не менее мы понимаем необходимость изменений и свою часть проекта выполняем, не отказываясь от первоначальных планов». При финансовом участии муниципальных властей ВСЖД планирует также создать транспортный пересадочный узел в Ангарске. 

Выпадающие перевозки  

В остальном, по словам Фролова, развитие пассажирских перевозок, в том числе обновление подвижного состава, на следующий год пока находится под угрозой. «На плацкартные перевозки тариф устанавливает государство. Сейчас он ниже себестоимости, – рассказал Фролов. – В итоге выпадающие доходы Федеральной пассажирской компании составляют 36-37 миллиардов рублей. Эту сумму должно компенсировать государство, но на протяжении последних лет оно не покрывало её полностью (максимум погашается 29-30 миллиардов рублей)». В 2013 году ситуация может только ухудшиться: компенсацию обещают снизить. А это значит, что пострадают либо пассажиры, либо сотрудники компании. «Дочка» РЖД стоит перед дилеммой: для того, чтобы обеспечить безубыточность, нужно отменить 235 поездов из существующих 750. В противном случае придётся сократить 15 тысяч человек, – отметил Фролов.  – Сейчас прилагаем максимум усилий, чтобы поменять ситуацию». В таких условиях обновление состава происходит не теми темпами, которыми хотелось бы, добавил он. Вместо требуемых 800 единиц в 2012 году будут заменены лишь 500, в 2013-м – ещё меньше (около 300, что вдвое ниже потребности).  

Тем не менее железная дорога, уверяют в ВСЖД, продолжает улучшать качество обслуживания пассажиров. Так, например, теперь стало возможно оформить билеты в кредит. С момента запуска услуги было продано 55 проездных документов на сумму 205,6 тыс. рублей. Для желающих сэкономить появилась 50-процентная скидка на заранее купленные билеты, а также возможность получать бонусы и обменивать их на поездки. Кроме того, были установлены трансакционные терминалы самообслуживания на станциях Иркутск-Пассажирский, Улан-Удэ, Тайшет, Лена.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры