издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сны осьминога

по версии североамериканских индейцев

  • Автор: Леонид КРУТОВ

В минувшую среду в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва открылась одна из самых экзотических выставок последнего времени. Впервые в Иркутске широкой публике представлены работы современных североамериканских индейцев. Более 50 произведений двух десятков авторов демонстрируют удивительное сочетание традиционных верований и жизненного уклада с размышлениями о сегодняшней цивилизации, созданное посредством современного искусства.

Имена некоторых авторов будто вышли из романов Фенимора Купера о Чингачгуке. Их действительно зовут Джуан Быстрый глаз Смит, Эдгар Стая птиц, они на самом деле являются представителями индейских племен, во множестве населяющих Америку. «Почти все они имеют художественное образование, и работы абсолютно всех авторов в высшей степени профессиональны», – говорит заместитель директора Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева по научной работе Татьяна Огородникова.

Куратором экспозиции выступил давний друг художественного музея им. Сукачёва, генеральный директор Московской биеннале современного искусства Андрей Мартынов, благодаря которому в иркутских залах уже не раз проводились зарубежные выставки современного искусства. Расширенная экспозиция «Сны осьминога» впервые была представлена в России летом прошлого года – в рамках Американских сезонов в России и при официальной поддержке генерального консульства США в Екатеринбурге.

В название выставки попал образ из стихотворения одного из авторов экспозиции – индейского художника Скотта Момадея. Строчка из этого стихотворного текста выглядит так: «Интересно, ночью в морской глубине, видит ли сны осьминог обо мне».

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств были продемонстрированы 200 работ, после чего выставка отправилась в другие города России. В частности, в Иркутск экспозиция приехала из Томска, но в усечённом виде – зрители могут увидеть всего 54 работы, однако и этого вполне достаточно, чтобы составить представление о том, каков художественный уровень потомков коренных народов Северной Америки.

В экспозиции представлено всё многообразие графических техник: карандашный рисунок, монотипия, линогравюра, шелкография, ксилография… Есть даже фотография и коллаж, но чаще всего всё же художники используют смешанную технику при создании своих произведений. Впрочем, интереснее всего здесь говорить о стилистиках, в которых работают художники, и содержании их произведений.

Впитав в себя все мировые художественные практики и достижения современного искусства, индейцы не забывают свои национальные традиции и культуру, которые, пожалуй, остаются у них на первом месте. Произведения художников демонстрируют сложное сочетание в восприятии действительности: с одной стороны, давние обычаи, присущие разным североамериканским народам и впитанные с молоком матери, с другой – отношение к мировым проблемам и текущим политическим вопросам. Совмещая в своём сознании национальную идентичность и в то же время чувствуя себя частью большого мира, индейцы создают уникальные работы, имеющие особую ценность в современной культуре.

Способы выражения древней культуры и проблем, которые хотят донести до зрителей авторы, адекватны современному состоянию мирового изобразительного искусства и даже иронично вступают с ним в диалог. Иногда это почти примитивистский минимализм: предельно лаконичный, без лишних деталей – как на картине Рета Линга «С одной стороны пламя, с другой стороны – любовь», на которой изображён человек, идущий по канату. Иногда – переосмысленный в этническом ключе поп-арт, как в работе Дебры Йены-Паппан, где традиционное жилище индейцев типи украшает логотип торговой марки Hello Kitty (картина называется «Привет Кити Типи»). Интересны работы Эдгара Стая птиц, выполненные в стилистике социального плаката. На одном из них просто фраза на английском: «Даёшь работу, мистер Босс!», как будто написанная белой краской на чёрной стене, на другом – лицо улыбающегося индейца, нарисованное в мультяшном стиле на кровавом фоне (работа называется «Улыбка расизму»). Давать всему этому профессиональную оценку – удел искусствоведов, обычным же зрителям будет просто интересно познакомиться со столь неординарным творчеством.

Выставка современного искусства индейцев Северной Америки «Сны осьминога» будет работать в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева (Ленина, 5) до 24 марта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры