издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зелёное земледелие

Ехал в ЗАО «Иркутские семена» и сомнениями терзался. Ведь я направлялся в хозяйство в аккурат в родительский день. Что застану? И в самом деле, на въезде в село Горяшино, где располагаются все производственные объекты, царила тишина. На улице никого.

– Родительский день? – переспросил директор хозяйства Леонид Ширяев и вздохнул. – Я так сказал: «Ребята, родители нас не осудят, если узнают, что в такой день на земле работаем». Весенний день год кормит. И механизаторы это понимают. Так что люди все в поле.

Туда мы и поехали. Но едва поднялись на какой-то пригорок, Леонид Сергеевич притормозил машину:

– Видите, горох всходит. А до этого здесь гречиха возделывалась. По 23 центнера взяли с каждого из 77 гектаров.

Мне показалось, что ослышался.  Это же бешеный урожай. 

– Правильно, хороший урожай, – соглашается Ширяев. – До сих пор не можем оставшиеся 100 тонн реализовать. Поэтому нынче не планируем сеять её. А потом вернёмся к этой культуре, но будем отводить под неё лишь два, от силы три поля. Конечно, гречиха после себя массу семян оставляет, а это для следующей культуры сорняки. Поэтому, когда горох поднимется, мы гербицидами посевы обработаем. Сразу двух зайцев убиваем: горох оставляет много азота, а гречиха – другие питательные вещества. И пшеничка, которую посеем следом, даст хороший урожай.

Прошлым летом я видел ту гречиху: стеной стояла. Ничего подобного раньше не встречал. А вокруг пчеловоды суетились, мёд брали. Так что не двух, а трёх зайцев убили разом. 

Останавливаемся на увале. 

– Вот по левой стороне попробовали в прошлом году картошку. Хороший урожай получили, – поясняет Леонид Сергеевич. – А на правой стороне совсем мало взяли. В чём дело? Может, тут раньше срока раскорчёвкой занялись? 

Директор печально смотрит вдаль, словно пытаясь получить ответы на мучающие вопросы. А поле молчит, оно лишь осенью скажет своё слово урожаями хлеба, картофеля, семенами трав.

Кстати, по поводу урожая. В последние годы хозяйство вышло на высокий уровень продуктивности. 30 центнеров зерновых берут с гектара. Это прекрасный показатель, если учесть, каким почвенно-климатическим потенциалом располагает наш регион. Во время поездки  по полям Ширяев не раз повторял: «Главное для нас – влагу ухватить. Надо, чтобы разрыв между подготовкой почвы и севом был сведён до минимума. Но на практике не всегда это удаётся»

Если не удаётся, как объяснить такие хорошие урожаи? Структурой зерновых культур. Из 2300 гектаров колосовых пшеничка занимает немногим более тысячи гектаров, примерно такая же площадь отводится под ячмень. Важно, что главная продовольственная культура не является монополистом. Сеется овёс, который, как и гречиха, является хорошим фитосанитаром – эти культуры обеззараживают почву. Теми же свойствами обладают редька масличная (второй год её сеют) и прижившаяся здесь горчица. Есть многолетние травы, технические культуры (рапс), а также 500 гектаров картофеля. То есть налицо биоразнобразие, что уже само по себе предполагает повышение продуктивности пашни. Но это ещё не всё. Оказывается, ни одного гектара по-настоящему чистых паров в хозяйстве нет, зато имеются сидеральные.

– Весной под покров ячменя высеваем донник, – поясняет Леонид Сергеевич. – Ячмень убираем рано, происходит осветление посевов, и донник набирает силу. В середине лета запахиваем. Поначалу у трактористов глаза лезли на лоб. Такая мощная зелёная масса и в землю?! Зато на следующий год картофелеуборочный комбайн идёт легко, урожай хороший. У нас же тяжёлые земли, суглинки. А под воздействием сидерального пара структура почвы меняется, земля дышит.

Шесть лет назад началось внедрение сидеральных паров в элитхозе. Ещё позапрошлой весной я допытывался у агрономов, что даёт «зелёное земледелие». Ответы были успокаивающие. Но во время этой поездки, когда удавалось останавливаться у агрегатов, ходить по тем массивам, я и сам почувствовал перемены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры