издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хлебороб «обманул» засуху

Заявление главного агронома ЗАО «Большееланское» Владимира Романовского о том, что в иные годы они сеют ячмень чуть ли не по мёрзлой земле, вызвало удивление среди гостей, приехавших из различных районов Приангарья в Усольский район на конкурс пахарей. «В некоторых случаях укладывем семена на глубину два-три сантиметра, поскольку нижние слои почвы ещё не оттаяли, – говорил Романовский. – Для нас главное – ухватить влагу».

Стоял жаркий день. Земля, набравшаяся к полудню тепла, казалось, сама уже дышала жарой. Посевы выглядели поникшими. Но, отвечая на мои вопросы о том, сколько даст то или иное поле, специалисты-аграрники называли высокие цифры. «Не глядите, мол, что ячмень сжался, зёрна здесь возьмут немало». 

Прогнозы агрономов обнадёживали. Хотя лето в этом году выдалось засушливым. За июль в Иркутске выпало всего 63 миллиметра осадков, или 55% от нормы, а в Иркутском районе – лишь 27 миллиметров. Август тоже не принёс дождей. 

– Складывается сложная ситуация, – говорил в начале второй декады августа ведущий агрометеоролог Владимир Гонтарь. – На почвенную засуху наложилась воздушная. За первую декаду августа выпало всего лишь два миллиметра осадков, это аномально. Во всяком случае, за последние 40 лет иркутская земля ничего подобного не знала. По данным районных метеостанций, только в Кеуле (Братский район) да рядом с Жигалово пролили дожди.

То, что наблюдалось в зоне иркутского пригорода в июле и в авгус-те, то, что услышал от агрометеорологов, а они говорили уже о начинающихся суховейных явлениях, с каждым днём усиливало тревогу за судьбу хлеба. Началась жатва, и что же?

– Ячмень в «Большееланском» убрали, – сообщил на днях Владимир Романовский. – Урожай нормальный, по 40 центнеров взяли с гектара.

– Как?! – удивился я. – Такая сушь, такая засуха… Вы начали сеять ячмень 21 апреля, по мёрзлой земле, а когда же сев закончили?

– 29 апреля. На следующий день приступили к севу пшеницы. Она тоже неплохо выглядит. 

Несколько иная ситуация в ЗАО «Тельминский» Усольского района. По словам директора ЗАО Андрея Казачкова, его хозяйство семеноводческое, поэтому, опасаясь весенних заморозков, хлебороы не стремятся к сверхраннему севу. С 1-го по 5-е мая сеяли ячмень. 36 центнеров взяли с гектара. 

По 26 центнеров намолотили ячменя в ЗАО «Железнодорожник». Меньше, чем у соседей, но надо видеть поля хозяйства. Более слабой земли я ещё не встречал. Супеси здесь такие лёгкие, что временами кажется, будто пыль под ногами, а не плодоносящая почва. Такие поля быстро теряют влагу и так же быст-ро принимают тепло и нагреваются. Тамошние хлеборобы тоже начали сеять ячмень 21 апреля и, наверное, оказались правы. 

Сегодня можно и нужно говорить о прорыве усольских хлеборобов, которые ориентируются на сверхранний сев. Не в обиду им будет сказано, но ещё в 1960-е годы ориентировались на сев по мерзлоте земледельцы Баяндаевской зоны. Вспоминаю беседу со знаменитым председателем колхоза имени Чапаева Анатолием Гуревским. Разговор проходил в самом конце апреля 1968 года в посёлке Усть-Ордынский. Тут и там блестели лужи, покрытые ледком, держались вывороченные комки замёрзшей земли, однако Анатолий Степанович настойчиво убеждал: как ни холодно, но сеять надо. Его главный агроном Андриан Петрович Мунгалов так аргументировал тенденцию: нашего хлебороба подстерегают две беды – поздние весенние заморозки и ранние осенние. Так пусть лучше от весенних холодов пострадают хлеба, чем от осенних. Если же ударят ранние осенние заморозки по несозревшим хлебам, то уничтожат урожай. 

В те годы колхоз получал по 18–20 центнеров, что считалось неплохим показателем. Вот и сосед его, колхоз «Путь Ленина», которым руководил легендарный Александр Васильевич Перевалов, возделывал хлеба на вечной мерзлоте и всегда имел высокие намолоты. Эстафету позднее перехватили земледельцы откормочного совхоза «Люрский» и стали лидерами в своём районе по производству зерна. Словом, если Баяндай благодаря севу по мерзлоте стремился уйти от заморозков, то усольчане, засевая поля в сверх-ранние сроки, старались «ухватить влагу». В том и в другом случаях цель обычно достигалась.

Сегодня сам собой напрашивается вопрос: коль сверхранний сев предопределяет сроки жатвы, объёмы и качество хлеба, то почему же такой путь к урожаю торят земледельцы лишь одного района? Прислушаемся к словам самих хлеборобов.

– Я удивился тому, что больше-еланцы в первые выезды в поле заделывают семена всего на два-три сантиметра, – говорил после знакомства с хлебами хозяйства-передовика директор СХПК «Монолит» Тулунского района Владимир Шупранов. – Теперь я уяснил, почему ранний сев даёт хорошие результаты. В следующем году обязательно попробую применить этот метод.

– Сеять так рано, как усольчане, мы не можем, – утверждал руководитель ООО «Наследие» Аларского района Алексей Сидоров. – У нас разные условия. Когда усольчане выходят в поле, у нас ещё снег тает. Хотя я тоже стремлюсь к раннему севу. 29 апреля начал нынче посевную. Но такое возможно в степной зоне, а в Присаянье намного позднее подходит земля. 

Любопытно, что в 1970-е годы учёные настоятельно рекомендовали сеять пшеницу 23-28 мая, называя этот период самым оптимальным. А большееланцы и на этот раз начали её сев в конце апреля и надеются на хороший урожай. 

Что же ещё сыграло на руку тем, кто ориентируется на сверхранние сроки? Выбор культуры. Они сеют в первую очередь ячмень, а это холодостойкая культура. Лучше он переносит и лёгкие заморозки. Из разговоров с агрономами различных районов сложилось впечатление, что на этот раз сформировалось удачное соотношение между температурным режимом и влагообеспеченностью. А это особенно важно для Иркутского и Черемховского районов, которые накрыла засуха.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры