издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спровоцированный рост

Вслед за курсами доллара и евро вверх пошли цены на продукты массового потребления

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Очередной скачок курсов доллара и евро, который случился в начале марта, не только вызвал новую волну валютообменных операций, но и заставил заговорить о более широких последствиях этого роста. Эксперты считают, что в сложившейся ситуации увеличение цен на товары массового потребления неизбежно. Банкиры и брокеры тем временем сохраняют спокойствие и говорят, что всему виной «политическая истерия».

Доллар и евро на прошлой неделе обновили исторические максимумы. Правда, в случае с евро это уже четвёртое с начала года повышение стоимости валюты до предельных значений. Если в начале февраля за евро давали 47,95 рубля, то к концу месяца – 49,19. Но оказалось, что и это не предел: за первые мартовские выходные главная европейская валюта выросла на 62 копейки. В итоге в понедельник, 3 марта, её курс составил 50,20 рубля.

Доллар за тот же период вырос в цене менее заметно: всего на 25 копеек – с 36,18 до 36,44 рубля. Однако само по себе это увеличение более значимо, так как именно 3 марта американская валюта обошла свой предыдущий исторический максимум в 36,42 рубля, который оставался неизменным с февраля 2009 года.

Население на такой прирост обеих валют ответило вполне предсказуемо. По данным банка ВТБ24, только в понедельник, 3 марта, их клиенты по всей стране купили валюты на 200 млн долларов и 50 млн евро. «Это примерно недельный объём конверсии валюты, то есть фактически этот объём операций в 5–7 раз превышает обычный уровень», – пояснил глава банка ВТБ24 Михаил Задорнов. При этом он уточнил, что в целом клиенты вели себя достаточно спокойно. 

Интересно, что уже во вторник, 4 марта, ситуация на валютном рынке вошла в норму. По данным ВТБ24, объём валютно-обменных операций за сутки снизился в пять раз – до 40 млн долларов и 7 млн евро. Причём представители банковского сектора отметили, что те, кто менял валюту в понедельник, безусловно, проиграли с точки зрения своего финансового результата. «Ситуация с точки зрения поведения клиентов достаточно спокойная, – пояснил Михаил Задорнов. – Теперь ждём дальнейшего развития событий».

Жители Приангарья на увеличение курсов валют отреагировали, как и большинство людей. По словам заместителя начальника Главного управления Центрального банка РФ по Иркутской области Татьяны Ивановой, сейчас никаких массовых операций по обмену рублёвых накоплений в регионе нет. Хотя 

3 марта, по её словам, действительно было зафиксировано увеличение объёмов покупки иностранной валюты. «По устной информации банков, люди переводили рублёвые вклады в доллары и евро», – рассказала Татьяна Иванова. И объяснила, что такова психология человека: «Если курс евро за выходные вырос до 50 рублей, конечно, все в понедельник побежали переводить вклады». Впрочем, каковы были объёмы валютообменных операций, в ЦБ РФ по Иркутской области пока не знают. Эта информация появится, когда банк проанализирует отчётность за месяц кредитных организаций, работающих на территории региона.

Между тем эксперты говорят, что последствия роста валютных курсов почувствуют не только владельцы вкладов и брокеры, но и обычные потребители. По словам руководителя Московского агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергея Лыкова, увеличение цен может произойти на 90% всех видов пищевых продуктов на российском рынке. 

В первую очередь на импортируемые товары, такие как сыры, кофе, какао, молочные продукты, масло, мясо и прочее. «К примеру, 40–50% мяса на российском рынке ввозится из Европы», – привёл пример Лыков.

Население на рост цен, по мнению эксперта, ответит снижением объёмов потребления или переходом на более дешёвые товары. Причём, по словам Сергея Лыкова, такая тенденция уже есть. 

– По Сибири с начала года идёт снижение размера одной средней покупки, – рассказывает он, – примерно на 6 рублей в месяц при том, что средний чек сейчас составляет около 250 рублей. То есть за три месяца её размер сократится на 18 рублей. Это довольно существенное снижение. 

Также аналитики прогнозируют рост цен на бытовую технику и электронику иностранного производства, одежду, косметику и лекарства. Впрочем, по мнению исполнительного директора представительства инвестиционного холдинга «Финам» в Иркутске Константина Тютрина, сейчас самое время воспользоваться ситуацией отечественным производителям и увеличить своё присутствие на рынке. В остальном прогнозы эксперта неутешительны. По его словам, до сих пор прогнозируемый максимальный курс доллара находился на отметке 35,5–36 рублей, после достижения которой стоимость американской валюты по отношению к рублю должна была пойти вниз. Теперь же Тютрин не исключает, что в ближайшие месяцы курс доллара может дойти до 40–42 рублей.

– Разворота курса не произошло из-за начавшейся «политической истерии», – объясняет собеседник «Конкурента». –  Обострение ситуации вокруг Украины, которое произошло в начале марта, спровоцировало очередной рост доллара и евро. Этого следовало ожидать, так как война – это всегда существенные геополитические риски. А в таких случаях, образно выражаясь, надо покупать спички и соль, а не вкладываться в акции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры