издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В лабиринте жизни

  • Автор: Ирина РАСПОПИНА

Джеймс Дэшнер. «Бегущий по лабиринту».

Год издания: 2014.

Издательство: «АСТ».

Во всех кинотеатрах страны 18 сентября покажут экранизацию книги Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту». Впечатляющий ажиотаж вокруг этой премьеры заставляет разобраться поподробнее, что же такого в тексте про коммуну детей, живущих в резервации рядом с лабиринтом, кишащем механическими чудовищами, так цепляет людей. 

Книга о лабиринте – не одна, их целая серия: четыре полновесных приключенческих романа. Текст будто накачан адреналином, но по нисходящей, больше всего в первом романе, меньше всего – в последнем. «Бегущий по лабиринту» держит читателя в тонусе и не отпускает ни на минуту: в каждой главе поворотное событие, экшн, напряжение мысли. Солнце взбесилось, люди мрут как мухи от нового вируса, б ольшинство электронных приборов больше не работает, вспышки на солнце закоротили всю электронику. Мир погрузился в хаос, где люди жадными взглядами оценивают, что можно отобрать у прохожих, по запаху определяют, сколько дней трупу и проявляют другую прикладную находчивость. 

И на фоне апокалиптического мира, напоминающего фильм «Книга Илая», начинается не то «Шоу Трумана», не то «Королевская битва». Каждый может вспомнить любую антиутопию по вкусу – от «1984» Оруэлла, где за всем наблюдал Старший Брат, до «Повелителя мух» Голдинга или «Обитаемого острова» братьев Стругацких. Параллелей можно приводить множество, однако у Дэшнера своя маленькая ниша: на фоне земного Апокалипсиса возникает проблема: в мире слишком много людей и слишком мало ресурсов. И на арену борьбы с проблемой народонаселения вступает селективное сохранение жизни. Всё просто: выживет только сильнейший. Сильнейших по сложившейся традиции выберет диктатура, небольшая группа учёных, которые действуют «на благо общества». Тем, кто подзабыл историю нацистских режимов, научных исследований и людей в качестве подопытных кроликов, Дэшнер доходчиво напомнит. Любителям смотреть «За стеклом» и «Дом-2» понравится. 

Среди основных посылов текста «Даже фальшивая надежда – лучше, чем ничего», «Лучше уж открыто принять бой, чем сидеть тут и дожидаться, пока вас всех не перебьют поодиночке» и «Что это за мир, который разрешает творить с детьми такое?». Автор говорит об отваге, порядочности, вере в лучшее, о ценности звёздного неба над головой и бесценной возможности быть рядом с семьёй и друзьями, с самоотдачей работать и с аппетитом пожинать плоды своего труда. С учётом того, что книга предназначена молодёжи – спасибо автору за нормальные такие ценности и вменяемую мораль. Авторам экранизации тоже можно сказать спасибо: за впечатляющие спецэффекты и блестящий выбор актёров, которые успели запомниться по «Доктору Кто», «Играм престолов», «Волчонку», «Догвиллю», «Хроникам Нарнии» и другим картинам.

«– Чак, а что, если мы все – преступники? Я имею в виду – вдруг мы какие-нибудь убийцы или что-то в этом роде? 

– А? – ошарашенно выкатил на него глаза Чак. – Ты что, смеёшься? С чего ты это взял?

– А ты сам подумай. Наши воспоминания стёрты. Мы живём в месте, из которого нет выхода, окруженные кровожадными монстрами-охранниками. Что ещё это может быть, как не тюрьма, а? – По мере того, как он высказывал свою мысль, она казалась всё более и более вероятной. В груди заныло.

– Чувак, мне, наверно, лет двенадцать, не больше. – Чак ткнул в себя пальцем. – Ну ладно, может быть, тринадцать. Ты что, серьёзно думаешь, что я сотворил что-то такое, за что заслужил тюрьму на всю оставшуюся жизнь?»

Елена Павлова. «Укротители лимфоцитов и другие неофициальные лица».

Год издания: 2014.

Издательство: «Астрель», «Corpus».

Почти идеальная сказка для младших научных сотрудников. Да-да, в духе той самой книги «Понедельник начинается в субботу» братьев Аркадия и Бориса Стругацких о таком типе людей, для кого работа интереснее отдыха, научные исследования манят, а разговоры с коллегами – исключительно в шутливом тоне. Если отношения коллег на вашей работе напоминает террариум и виварий вместе взятые, – почитайте «Укротителей лимфоцитов…», Елена Павлова расскажет, что бывает иначе. Проникаться добрососедством, отважно выбирать правильные подарки на дни рождения, спасать научные статьи от муфлонов, съездить на конференцию в Бразилию (нехотя съездить: рабочий процесс ведь на родине встанет, отрыв от производства налицо), а главное, жить с коллегами в мире и согласии, ну где такое может быть? По версии Елены Павловой, в Чехии. Её очаровательные иностранные медработники чем-то напоминают Паганеля: с лёгкостью находят общий язык с представителями любых наций, путешествуют по странам наобум, но с отличными впечатлениями, случайно раскалывают неубиваемый кувшин и проводят время в самых странных местах, чтобы подумать над научной проблемой. А затем видят в новостях случайный результат своей деятельности. 

Эту весёлую книгу можно рекомендовать и в качестве профориентационной литературы: да, такое словосочетание звучит уныло, зато любой хохочущий над рассказами мгновенно и бесповоротно захочет стать если не иммуногенетиком, то микробиологом точно. Медицина, ДНК, клетки – только издали это всё сверкает холодной сталью, на деле в книге тёплые и ламповые рассказы об отважной пересадке почек, стволовых клетках, совместимости донора и пациента. Страшные истории про «разобрать на органы» – это к авторам триллеров и детективов, а у Елены Павловой милейшие истории про скромную самоотверженность и цивилизованное «пациент, личность которого не удалось установить, никогда не станет донором – ведь мы не можем проверить, не находится ли он случайно в списке отказников». 

От историй про чешскую лабораторию не веет нищетой и разрухой какого-нибудь российского НИИ, в котором ремонт делали ещё в советское время, а зарплата сотрудников не позволяет даже обновить советский же гардероб. В отличие от «Понедельника…» Стругацких, где были антагонисты и разнообразные нехорошие деятели, здесь все добрейшей души котики в гостях у Николая Дроздова «В мире животных». Читать, хохотать, умиляться и вздыхать, что «так не бывает». Отличная сказка.

 «Доктор К. очень любит холодное оружие. Он практически никогда не выходит из дома, не имея под курткой пары хороших охотничьих кинжалов. Ну и любимый, подаренный друзьями скин-ду, разумеется, всегда при нём. На работе под халатом он их тоже носит. Он точит ими карандаши, режет колбасу и, когда напивается, мечет их в яблоко, пририсованное к голове Мечникова, чей портрет висит справа от лабораторной двери».

Эрик Кляйненберг. «Жизнь соло. Новая социальная реальность».

Год издания: 2014.

Издательство: «Альпина нон-фикшн».

Американский автор Эрик Кляйненберг рассмотрел интереснейшую тему о новой социальной реальности: жизни одиночек. На фоне кампаний по пропаганде института брака и клановой жизни всё больше как молодых, так и пожилых людей выбирают одиночное существование. Всё больше людей по всему миру живёт отдельно, и множество людей хотели бы так жить, если бы могли себе это позволить. Цифры могут удивить, но, согласно данным, приведённым в книге, почти две трети домохозяйств Стокгольма состоят из одного человека. А один из трёх американцев старше 65 лет проживает в одиночестве. Швеция и США – страны с высоким уровнем жизни, где большой процент населения может себе позволить приобрести или арендовать жильё. В России ситуация с приобретением или арендой недвижимости выглядит не так радужно, однако общие тенденции демографического сдвига можно заметить и у нас. 

Сейчас многие представители среднего класса считают, что не выполнили свой родительский долг, если не предоставили каждому из своих детей отдельную спальню. Более того – решение переехать жить в пригородный район может не только сэкономить деньги, но и увеличить жилплощадь, предоставив каждому члену семьи своё собственное пространство. Отправляясь получать образование после школы, дети переезжают из родительского дома, справедливо считая, что жизнь отдельно от родителей – это необходимая стадия пре­вращения во взрослого и независимого человека. Дальше начинается период поиска работы и стеснённости в денежных средствах, когда заводить семью совсем не время. Следующим этапом – карьерный рост. Молодые профессионалы, «креативный класс», – сегмент, наиболее динамично пополняющий ряды одиночек. И вот уже сформирована привычка быть самому по себе, в тридцатилетнем возрасте появляется осознание «мне хорошо в своей собственной компании». Снижение рождаемости плотно увязано с увеличением продолжительности жизни за последнюю сотню лет, изобретением разнообразных лекарств и прорывом в области контрацепции. 

Ограниченное количество ресурсов планеты тоже не вызывает энтузиазма для бесконтрольного увеличения населения. 

У человечества за плечами сот­ни тысяч лет опыта жизни в коллективе и всего несколько десятилетий опыта жизни в одиночестве. Ещё не сложилось понимание того, что одиночек в обществе много, ещё даже рынок не успел отреагировать появлением специфических жилых кварталов, в которых квартиры рассчитаны на одного, а первые этажи занимают прачечные, фирмы доставки разнообразной еды, аренды велосипедов или службы такси. В качестве примера «столицы одиночек» Соединённых Штатов Америки приводится Манхэттен – самый зелёный район страны, где городское пространство с обилием парковых зон спроектировано с учётом интересов одиночек, которые могут себе позволить прогулки, регулярные пробежки и так далее. Грандиозных масштабов социальной изоляции не наступает: досуг становится всё более разнообразным, а социальные сети помогают почувствовать себя частью большого общества. Автор ссылается на Шумпетера и Дюркгейма, приводит статистику, но основная часть книги – это пересказ историй разных людей, которые живут в одиночестве. У кого-то истории успеха, у кого-то – вызывающие уныние, но автор каким-то образом соблюдает баланс и после прочтения книги его практически невозможно обвинить в пропаганде того или иного образа жизни. Собрано немало примеров из жизни, текст не отличается разнообразием и хорошим структурированием, но наводит на размышления. Есть смысл прочитать, но не ждите от этой книги слишком многого, раскрытия законов функционирования Вселенной не будет. 

«Жизнь в одиночестве даёт возможность делать то, что мы хотим, когда мы этого хотим и на условиях, которые мы сами устанавливаем. Такое существование освобождает нас от необходимости учитывать требования и желания нашего партнёра, позволяет сконцентрироваться на том, что важно для нас самих. В эпоху цифровых СМИ и растущих как на дрожжах соцсетей жизнь в одиночестве дает дополнительные преимущества, в первую очередь – время и пространство для отдыха и восстановления сил. Кроме того, когда человек живет один, у него больше шансов понять, кто он на самом деле и в чём смысл его жизни».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры