издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Этика как стратегия

  • Беседовала : Жанна Силивончик

В октябре 2013 года совет директоров En+ Group утвердил Кодекс корпоративной этики и Свод этических стандартов компании. Эти документы были разработаны, чтобы предотвратить потенциальные риски в сложных этических ситуациях и в итоге поддержать высокую репутацию компаний группы.

Генеральный директор ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин рассказал «Сибирскому энергетику» о значимости внедрения корпоративных этических стандартов в группе компаний.

– Вячеслав Алексеевич, «ЕвроСиб­Энерго» объединяет активы, расположенные в разных регионах страны – от Иркутска до Нижнего Новгорода.  Оказало ли это обстоятельство влияние на внедрение Кодекса корпоративной этики?

– На каждом из предприятий «ЕвроСибЭнерго» на основе Кодекса этики и Свода этических стандартов En+Group были разработаны и приняты собственные внутренние документы.  Хочу особенно отметить, что при этом учитывались уже существующие в коллективах традиции.  Ведь в «ЕСЭ» входят компании, чья история насчитывает уже несколько десятков лет – например, ОАО «Иркутскэнерго» в этом году отмечает 60-летие. Понятно, что за такой срок в коллективах формируются свои неформальные «своды» правил, которые передаются от уже работающих сотрудников к вновь пришедшим, и игнорировать такой пласт культуры нельзя. 

Однако, повторю, основа у всех этих внутренних документов общая – это корпоративный стержень, позволяющий осознать принадлежность группе компаний. В условиях, когда в холдинг входят территориально удалённые друг от друга предприятия, принятие общих стандартов особенно важно для повышения устойчивости – как управленческой, так и экономической.

– Этика – дисциплина философская, и на первый взгляд может показаться, что её сложно рассматривать в контексте экономики…

– Вы правильно отметили – «на первый взгляд».  На самом деле этика – одна из важнейших составляющих стратегии развития компании.  Именно наличие корпоративных этических стандартов, зафиксированных в виде документов, заметно снижает репутационные риски. Несмотря на то что репутация компании относится к числу нематериальных активов, её ухудшение или улучшение имеет вполне материальные и поддающиеся расчёту последствия для бизнеса.  Репутация складывается медленно, но после ущерба восстанавливается ещё медленнее – и поэтому убытки, в том числе финансовые, могут значительно растянуться во времени.

Кодекс корпоративный этики, целью которого является выработать у сотрудников группы компаний единое понимание спорных ситуаций и алгоритмы их решения, стоит на страже репутации – и, соответственно, способствует устойчивому развитию всего холдинга.

– Кодекс этики может быть подвержен изменениям?

– В определённой мере – да. Понятно, что базовые ценности незыблемы, это не обсуждается. Но так же очевидно, что никакой документ не может регламентировать всё многообразие ситуаций, возникающих во взаимодействии коллег внутри компании, компаний внутри холдинга, компаний в бизнес-среде – среди конкурентов и партнёров. Кодекс фиксирует принципы решения возможных спорных или неоднозначных ситуаций, однако, если в процессе деятельности компании будет выявлено, что какая-то из этих ситуаций требует определённого подхода и она встречается достаточно часто, – этот подход, возможно, потребуется внести в документ. Поэтому в этом плане кодекс может корректироваться. Быть может, с изменением каких-то существующих внешних реалий некоторые его положения могут быть исключены вовсе или уточнены – и в этом тоже нет ничего страшного. 

– Очевидно, что в неоднозначных ситуациях без специальной консультации не обойтись.

– Да, именно для этого у нас формируется институт уполномоченных по этике. К этим людям за советом в решении какой-либо спорной ситуации может обратиться любой сотрудник холдинга от рабочего до топ-менеджера. Именно работа уполномоченных по этике, кстати, способствует совершенствованию корпоративных этических стандартов – ведь им приходится детально разбирать каждое обращение, каждый случай, алгоритм поведения при возникновении которых, возможно, ещё не отработан. 

Кроме того, с вопросами, касающимися соблюдения норм профессиональной этики, можно и нужно обращаться на «неравнодушную линию» – специальный прямой канал связи с уполномоченным по этике непосредственно на предприятии, и, если необходимо, напрямую в En+ Group. Там, кстати, комментарии по поводу спорных ситуаций могут получить не только сотрудники холдинга, но и представители внешних контрагентов. 

– Подводя итог, как можно обозначить место этики в стратегии ГК «ЕвроСибЭнерго»?

– Деятельность компаний, входящих в группу «ЕвроСибЭнерго», напрямую связана с жизнеобеспечением крупных городов и целых территорий в составе Российской Федерации. Это высокая ответственность – в том числе за окружающую среду, за жизни и здоровье людей, и она лежит как на группе компаний в целом, так и на каждом сотруднике. Поэтому в том, что касается базовых норм этики, компромиссов нет и не может быть. Мы в хорошем смысле этого слова амбициозны – но в первую очередь ответственны, надёжны, честны и открыты. Именно эти категории лежат в основе нашей стратегии. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры