издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Газоавтобусный симбиоз

«Сибирский энергетик» увидел, как газифицируют автотранспорт в одном из регионов Западной Сибири

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Пока жители Иркутской области полностью зависят от бензинового кризиса, стоят в очереди на заправочных станциях и следят за каждой копейкой в повышении цен на нефтяное топливо, наши соседи переходят на экологичный и экономичный вариант газового топлива. Общественными автобусами с баллонами на крыше, наполненными метаном, в Томске уже никого не удивишь. На них также пересаживаются кемеровчане, новосибирцы, жители Горного Алтая, Приамурья и Камчатки. Стоимость литра топлива не превышает 13 рублей.

Гостей Томска сначала обескураживает вид автобусов ПАЗ с красными баллонами на крыше. Семь ёмкостей, от которых к двигателю вдоль корпуса автомобиля тянутся тонкие шланги, настораживают и кажутся небезопасными. Однако сами горожане давно привыкли к такому виду общественного транспорта. Скорее томчан удивляет традиционные автобусы, которые хоть и редко, но всё же встречаются на улицах города. При этом популяция дизельных автобусов в Томске медленно, но верно снижается. 

Владимир, водитель 69 маршрута в Томске, развозит горожан уже больше десяти лет. С ним мы случайно встретились на одной из автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС), разбросанных по всему Томску. Экскурсия на такую АГНКС является обязательным пунктом культурной программы для гостей из Восточной Сибири и Дальнего Востока. Пока газовые баллоны на крыше автобуса сотрудники станции заполняли топливом, Владимир рассказал, что перейти на газ ему предложили коллеги, которые первыми решились на технологический эксперимент. Пересел на переоборудованный автобус Владимир почти два года назад. 

«Литр газа стоит 11 рублей 50 копеек. А литр дизеля почти 30 рублей! Расход газового и дизельного топлива у меня одинаковый, а экономия чувствуется. Так что переоборудование автомобиля уже 10 раз окупилось», – добавил Владимир. При этом ни у водителей, ни у пассажиров не возникает сомнений в безопасности данного метода. Дело в том, что в качестве топлива используется не тяжёлая, опасная пропан-бутановая фракция, а лёгкий газ метан. Даже в случае разгерметизации баллонов взрыва не последует – газ просто улетучится, не нанеся губительного ущерба экологии. Специалисты отмечают, что до 90% загрязнения атмосферы крупных городов приходится на долю транспортных средств. В этих условиях экологический эффект от использования метана в качестве моторного топлива сложно переоценить. Перевод автотранспорта на метан позволяет в разы сократить выбросы в атмосферу сажи, высокотоксичных ароматических углеводородов, окиси углерода, непредельных углеводородов и окислов азота.

Сегодня почти 80% общественного транспорта в Томске газифицировано. Началась вторая волна транспортной газификации – на голубое топливо переходят частные автомобили. Такая же картина наблюдается в городах соседних Кемеровской, Новосибирской областей, на территории Горного Алтая. 

Как пояснили в Газпроме, АГНКС появляются в первую очередь в тех регионах, где «проходит газовая труба». По словам генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск» Анатолия Титова, в планах компании на 2015 год стоит строительство и ввод в эксплуатацию первой АГНКС на Камчатке. Для этого проект уже выполнен, земля отведена, оборудование на место доставлено. Сегодня жители полуострова платят до 40 рублей за бензин марки АИ-92, так что газовые наполнительные компрессорные станции станут для региона настоящим спасением.

На официальном сайте ООО «Газпром газомоторное общество» сообщается, что соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива подписаны с 28 субъектами Российской Федерации, в том числе и с Иркутской областью. Генеральный директор ООО «Газпром добыча Иркутск» Андрей Татаринов отметил: появится ли в крупных городах Приангарья комплекс АГНКС и прочих необходимых инфраструктурных объектов, в первую очередь зависит от правительства региона, которое должно выступить с подобной инициативой. Татаринов добавил, что в конце октября в Иркутске пройдёт встреча представителей Газпрома и рабочей группы во главе с губернатором области Сергеем Ерощенко, во время которой будет обсуждаться вопрос газификации населённых пунктов и объектов промышленности региона.

Если автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции всё же придут в Иркутскую область, стоимость литра метана не будет превышать 13 рублей. «Газпром ограничен ценой, которая утверждена правительством Российской федерации: это не более 50% от стоимости самого низкого октанового числа – так называемого «восьмидесятого бензина». В некоторых регионах его вообще нет, а так восьмидесятый стоит в пределах 26 рублей. То есть стоимость газотоплива ограничена 13 рублями», – подчеркнул Анатолий Титов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры