издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Понять отдельные цифры крайне сложно»

Заксобрание проголосовало за изменения в бюджет-2014

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Не менее 11,1 млрд рублей недополучит бюджет Иркутской области в 2015–2017 годах из-за изменений в экономике. Замораживание тарифов естественных монополий, затормозившее инвестпрограммы основных плательщиков налога на имущество предприятий, сокращение поступлений бензиновых и алкогольных акцизов уже отразилось на доходной части областной казны. На прошлой неделе коррективы в основной финансовый документ Приангарья обсуждали в Законодательном Собрании региона и правительстве.

О проекте областного бюджета на 2015 и плановый период 2016-2017 годов на заседании правительства региона в пятницу сообщила министр финансов Наталья Бояринова. Из-за изменений в экономике ранее утверждённые параметры на 2014–2016 годы претерпели корректировку. В основе финансового документа лежит консервативный, то есть, по мнению правительства,  наиболее реалистичный прогноз развития макроэкономической ситуации. В следующем году доходы областной казны составят 98,8 млрд­ рублей, расходы – 109 млрд, дефицит – 10,2 млрд, в 2016 году аналогичные параметры соответственно запланированы в размере 109,9 млрд,­ 113,7 млрд и 11,7 млрд рублей. В 2017-м доходы снизятся до 101,1 млрд, расходы почти не вырастут – 113,9 млрд, зато до 12,8 млрд рублей увеличится дефицит. 

На формирование доходной части, по словам Натальи Бояриновой, повлиял ряд ограничений, в частности, снижение акцизов по нефтепродуктам, отрицательная динамика по которым наблюдается последние два года. Основная причина – изменение топливной корзины и переход ускоренными темпами на выпуск бензина более высокого класса, по которым акцизные поступления ниже. Уже в этом году, по прогнозу минфина, область недополучит по этой статье 1,4 млрд рублей, местные бюджеты – порядка 162 млн. «Учитывая, что целевые доходы формируют дорожный фонд субъекта и муниципальных образований, соответствующие изменения внесены и в расходную часть бюджета», – пояснила Наталья Бояринова. Однако в 2015–2017 годы федеральный бюджет будет компенсировать эти выпадающие доходы регионам. Для Иркутской области компенсационный трансферт на 2015 год составит 1,5 млрд рублей, на 2016 – 1,2 млрд, на 2017 – 2,5 млрд рублей. 

Закрытие пивного завода компании «САН ИнБев» в Ангарске привело к снижению поступления алкогольного акциза на 617 млн рублей в нынешнем году. В следующем денежный поток по этому направлению обмелеет на 1,8 млрд рублей, в 2016 – почти на 2 млрд рублей, прогнозируют финансисты. 

Но и это ещё не все неприятные факторы. «Неблагоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках и снижение среднегодовой стоимости золота к уровню 2013 года почти на 9% не позволит нам получить в областной бюджет порядка 200 млн рублей», – заявила министр финансов региона на сессии Заксобрания в прошлую среду. Замораживание тарифов естественных монополий не позволило в этом году наращивать инвестиционные вливания в основные фонды основных плательщиков налога на имущество организаций, что ведёт к недополучению до конца года более 860 млн рублей по этой статье. Прогнозируется снижение поступлений по налогу на имущество – 1,5 млрд в 2015 году и почти 3 млрд в 2016-м. 

Ещё одно ограничение, которое повлияло на формирование бюджета на 2017 год – отмена федеральной льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для нефтяных месторождений, добыча на которых ведётся более 10 лет. Через три года под действие этого ограничения попадёт Иркутская нефтяная компания, объём выпадающих доходов составит порядка 2,8 млрд рублей. 

Однако, по мнению Натальи Бояриновой, есть и ряд положительных моментов: «Исходя из прогноза крупнейших налогоплательщиков, мы ожидаем дополнительные поступления по налогу на прибыль в объёме более 3 млрд рублей, в первую очередь от нефтегазового сектора». В региональном правительстве ожидают увеличения поступлений по налогу на прибыль в 2015 году на 1,8 млрд рублей и на 1,5 млрд в 2016. Правда, по предприятиям металлургии и транспорта ожидается, напротив, снижение поступления этого вида налога. 

Ещё одна ложка мёда – увеличение ставки транспортного налога для грузовых автомобилей. Оно позволит привлечь в областной бюджет порядка 160 млн рублей по каждому из годов трёхлетки. Кроме того, ожидается увеличение нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета Иркутской области в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и частичной компенсации расходов, связанных с исполнением майских указов президента. Под майские указы в этом году регион получит 672 млн рублей.

С учётом предлагаемых изменений доходы бюджета на этот год составят 100 млрд рублей (увеличение на 2,9 млрд рублей). Расходную часть минфин предложил увеличить на 4,9 млрд рублей, определив общий объём в размере 115 млрд, а дефицит установить на уровне 14,9 млрд­ 

рублей. Правительство, руководствуясь в первую очередь необходимостью реализации майских указов президента, предложило дополнительно направить в виде субвенции на дошкольное образование 647 млн рублей, на 130,5 млн рублей увеличить расходы на капитальный ремонт детских садов, на 108 млн рублей – расходы на социальную поддержку населения. Более чем на 133 млн рублей выросла субсидия на компенсацию выпадающих доходов Байкальской пригородной пассажирской компании, на 250 млн рублей – субсидия на выпадающие доходы организациям за оказание услуг электро-, тепло-, водоснабжения. На 100 млн рублей вырос объём резервного фонда Иркутской области.

Впервые в областной бюджет вводится новый вид поддержки муниципальных образований – субсидия на выравнивание в объёме 711 млн рублей, из которых 594 млн получат муниципальные районы и городские округа, 117,5 млн – сельские поселения. 

В рамках госпрограмм 1,3 млрд рублей предлагается направить в муниципалитеты в виде субсидий по тем мероприятиям, в которых они участвуют соисполнителями и получают областное софинансирование. Общий объём увеличения по межбюджетному регулированию, предложенный на октябрьской сессии, составил 2,8 млрд рублей, а увеличение с начала года – почти 3,9 млрд рублей. «Октябрьское уточнение позволит финансово усилить отдельные расходные направления и обеспечить по году максимальные результаты», – уверена глава финансового блока правительства.

Тем не менее депутаты Заксобрания не отпустили министра без вопросов. «Хотелось бы понять, на что увеличиваются расходы, в частности: управление делами губернатора и правительства – 102 млн рублей, министерство экономического развития – 227 млн рублей, министерство строительства и дорож­-

ного хозяйства – 1,784 млрд рублей, министерство жилищной политики – 542 млн рублей», – поинтересовался Владимир Матиенко. 

«Основная часть суммы по дорожному хозяйству – это федеральные средства, которые поступили летом на строительство дорог Иркутск – Листвянка и Братск – Чуна – Тайшет,  – пояснила Наталья Бояринова. – Большая часть средств по ЖКХ – расходы, связанные с возмещением недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций, и обеспечение северного завоза, подготовки к зиме. Управление делами губернатора и правительства получит 102 млн рублей на «обеспечение функционирования легендированного объекта». Что это за объект, министр обещала сказать депутатам в закрытом режиме при наличии у них допуска к гостайне. «Вы нам сегодня предлагаете проголосовать за 102 миллиона, которые непонятно на что пойдут. А несём-то мы равную ответственность вместе с вами и с губернатором за бюджет, который мы вместе принимаем», – возмутился Александр Битаров и проголосовал против бюджета.  

Ещё один вопрос Владимира Матиенко касался средств, предусмотренных бюджетом области на закупку ледозаливочных машин для чемпионата мира по хоккею с мячом, который проходил в Иркутске. Турнир давно прошёл, а деньги потрачены не были, поскольку машины не были закуплены. «Хотелось бы уточнить, те 45 млн рублей каким-то образом предусматриваются в бюджете 2015 года? Можно ли на них рассчитывать, проводить аукцион и закупать машины? Их очень ждут на всех стадионах, где шёл чемпионат мира», – интересовался депутат. Однако в бюджете 2015 года этих расходов нет. «В бюджете 2014 года мы внесли изменения в ряд гос­программ, перераспределяли направления. Я не помню, чтобы мы снимали именно с расходов по приобретению ледоукладочных машин, – сказала Наталья Бояринова. – В рамках госпрограммы физкультуры и спорта, думаю, министерство физической культуры имеет возможность проводить такие закупки». По словам Матиенко, если эти расходы не войдут в бюджет, федерация хоккея Иркутской области будет очень жёстко отстаивать свою позицию.

Недовольство формированием бюджета выразил и Александр Битаров: «Понять отдельные цифры крайне сложно, поскольку бюджет формируется по программно-целевому методу. Невозможно понять порой, какие средства и куда направляются». Что, впрочем, не помешало Зак­собранию принять изменения в бюджет сразу в первом, втором и окончательном чтениях. 

Проект бюджет на 2015–2017 годы будет внесен на рассмотрение Законодательного Собрания до 25 октября. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры