издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«За безопасность нужно платить»

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Мусороперерабатывающий завод в Республике Бурятия пережил сложные времена и теперь приходит в себя после ареста имущества и закрытия счёта. Всё ещё стоит цех переработки медицинских отходов. Фактически заморожен проект по строительству мусоросжигающего завода мощностью около 200 тыс. тонн, от которого планировалось запитать юго-западные жилые районы Улан-Удэ. Зато активно развивается направление переработки резиновой крошки: в этом году завод запускает свой филиал в Кемерове.

Экология вне конкуренции

Республиканский мусороперерабатывающий завод в Улан-Удэ – единственный в своём роде в Байкальском регионе. Материалы туда поступают не только из республиканского центра, но со всего региона и даже соседних территорий. Завод работает с 2012 года, а строительство его велось при финансировании федерального центра с 2007 года. Всего с 2007 по 2011 году Республика Бурятия по федеральной программе «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» получила финансирование в размере 1,2 млрд рублей. Средства пошли на строительство объектов по утилизации ТБО, полигоны и мусоросортировочные станции. 

Объекты возводились последовательно, весь комплекс был сдан в эксплуатацию в конце 2011 года. При этом во время строительство функционировали полигон и сортировка, без комплекса по переработке и термической установки по утилизации биологических отходов отсортированный мусор просто захоранивали на полигоне. Но даже такое захоронение на полигоне отсортированного мусора на тот момент называлось победой. Во многих регионах, в том числе в Иркутской области, до сих пор не налажена сортировка мусора, полигоны твёрдых бытовых отходов представляют собой настоящие свалки.

Через два года завод ввёл в эксплуатацию цеха по переработке медицинских отходов и автомобильных шин. При этом было закуплено дорогостоящее надёжное оборудование. Например, инсениратор (комплекс термического обезвреживания твёрдых и жидких отходов) французского производства мощностью 200 килограммов в час, 200 тонн в год гарантирует экологическую безопасность переработки отходов. В цехе для автомобильных шин установлена отечественная разработка, аналога которой в мире нет. Оборудование как орешки щёлкает огромные шины от БелАЗов диаметром 3,5 метра, разделяет их на кусочки, измельчает. 

Мусороперерабатывающий завод является «стопроцентной дочкой правительства республики». Нынешний директор Николай Зарубин подчёркивает: завод в первую очередь решает экологические задачи региона. Так, два года специалисты предприятия совместно с немецкими экспертами проектировали мусоросжигательный цех мощностью 200 тыс. тонн в год. Завод должен был перерабатывать отходы не только Улан-Удэ, но и прибайкальских территорий. По проекту, на заводе планировалось разделение сухой и мокрой фракции отходов потреблений. Такой технологией сегодня не может похвастаться даже подобный завод в Москве, на котором сжигается «всё подряд», что приводит к большому количеству вредных выбросов в атмосферу. 

Кроме того, от завода планировалось запитать юго-западную угольную котельную Улан-Удэ, тем самым улучшив экологию в этом районе. По словам Николая Зарубина, проект прошёл государственную экологическую экспертизу. Однако реализовываться в ближайшее время он не будет. «Стоимость мусоросжигающего завода около 70 миллионов евро. С нынешним курсом это очень большие деньги, которые нам федерация выделить не может», – пояснил директор завода. 

У самого предприятия, конечно же, необходимой суммы нет. Завод сам только вышел из кризиса: в июне 2014 года из-за долгов был арестован счёт, в августе – всё имущество. Чтобы спасти предприятие, республиканские власти оказали ему финансовую поддержку в размере 20 миллионов рублей. «Это позволило закрыть долги, разблокировать счёт, снять арест с имущества», – добавил Николай Зарубин.

Проблемы возникли в первую очередь из-за отсутствия экологического воспитания. Население, бизнесмены, руководители крупных предприятий отказываются заключать договоры на переработку отходов потребления. Даже медицинские учреждения, которые по идее как никто другой должны понимать необходимость утилизации своих отходов по всем правилам, неохотно шли на сотрудничество с заводом. Предприятие было вынуждено снижать до минимума тариф, идти навстречу медучреждениям. Тем не менее все шаги со стороны завода были тщетны. В итоге сегодня цех для переработки медицинских отходов стоит. Завод, который работает в соответствии с санитарными нормами, на аукционах медицинских учреждений не может конкурировать с другими организациями, которые за меньшую сумму предлагают вывезти отходы. Каким образом они утилизируют эти отходы, остаётся за кадром. 

Внимание на другие регионы

По словам директора, главная задача завода – закончить год без убытков. Предприятие не может существовать только на дотациях республиканского бюджета, тем более в нынешней сложной экономической обстановке. Поэтому завод акцентирует внимание на перспективном направлении – переработке резины. В январе предприятие провело капитальный ремонт оборудования, сегодня завод готов перерабатывать автомобильные шины, производить высококачественную резиновую крошку. 

Николай Зарубин рассказал, что резиновым гранулянтом интересуются не только бурятские строители, но и бизнесмены соседних регионов – Иркутской области, Красноярского и Забайкальского краёв. В основном крошку приобретают строители для изготовления плитки для спортивных и детских площадок. Кроме того, сейчас подыскиваются варианты для сотрудничества с дорожниками, которым предлагают добавлять резиновый гранулянт в битумную смесь. «Крошку мы продаём по цене 19 рублей за килограмм. Она в некоторых местах дешевле, но мы гарантируем хорошее качество», – добавил Зарубин. 

Сейчас предприятие готовится открыть филиал в Кемерове. Расположение второго цеха для переработки резины выбрано неслучайно. Дело в том, что на угольных разрезах Кемеровской области хранится, по предварительным подсчётам, 10 тыс. тонн резины. Помимо запасов сырья, кемеровская площадка привлекательна и с точки зрения сбыта: в регионе развито строительство с применением резиновой крошки. «Сейчас в цехе в Кемерове идёт монтаж и отладка оборудования. Завод работает в одну смену, как только мы наладим поставку сырья и сбыт продукции, мы перейдём на работу в три смены – будет работать круглосуточно», – добавил Николай Зарубин.

Впрочем, бурятский мусороперерабатывающий завод в первую очередь имеет экологическую направленность, а не коммерческую. Поэтому завод продолжает закупку автомобильных шин у населения.

«Но населению всё равно. Культуры обращения с отходами нет. Проще резину хранить в гараже, а потом выкинуть в несанкционированную свалку. Некоторые, правда, пытаются заработать: собирают материал на шиномонтажках, потом оптом сдают нам. Мы закупаем резину по цене один рубль за килограмм», – рассказал Николай Зарубин. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры