издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О климате и морали

Профессор Сорбонны прочитал лекцию в ИГУ

  • Записала : Алёна МАХНЁВА

Человек настолько сильно влияет на состояние окружающей среды, что в последние десятилетия в современной философской науке появилось отдельное направление – климатическая этика. Ответственны ли мы за изменения в климате планеты перед будущими поколениями? Что будет важно и ценно для людей через пятьсот лет? И можно ли говорить о моральном долге перед существами, которые не только ещё не родились, но и могут не появиться на свет вообще? В конце февраля профессор университета Париж-Сорбонна Жан-Касьен Билье прочитал в Педагогическом институте ИГУ лекцию, посвящённую устойчивому развитию, где попытался найти ответы на эти вопросы.

Профессор Билье преподаёт этику и политическую философию в университете Париж-Сорбонна и парижском Институте политических исследований. Его научные интересы касаются этики биотехнологий, экологической этики, этики климатических изменений и нового направления – этики поколений. В этом году Билье по приглашению посольства Франции в России читает лекции по климатической справедливости в разных городах нашей страны. 26 февраля он побывал в Иркутске. 

Этика поколений начала развиваться совсем недавно – в последние двадцать лет, говорит философ. Она рассматривает отношения между ныне живущими людьми и будущими поколениями. Основной вопрос: что мы оставим в наследство потомкам? Ответ на него кажется очевидным, однако если взглянуть чуть глубже, можно найти множество не только практических, но и теоретических проблем. 

Состояние окружающей среды и климатические изменения, которые больше нельзя игнорировать, стали одной из отправных точек для появления этого направления философской мысли. Наука пока не дала однозначного ответа, является ли причиной глобального потепления деятельность человека или эти изменения носят естественный характер. Однако этика поколений пытается ответить на вопрос, должны ли мы сейчас создавать условия для следующих поколений, чтобы они могли адаптироваться к изменениям климата? И здесь этика встречается с экономикой – во сколько обойдётся создание таких условий сейчас и стоит ли оставлять потомкам долги. 

– У нас всегда есть блага, которые мы хотим передать следующим поколениям, но чёткого списка их нет, – говорит Жан-Касьен Билье. – Безопасная окружающая среда – бе­зусловно, благо. Но вопросы моральной этики, касающиеся экологии, не следует рассматривать изолированно: есть социально-экономические факторы, есть мир, есть другие блага, от которых мы тоже не можем отказаться, например, культура. Политическим деятелям и главам администраций всегда приходится делать выбор в пользу того или иного блага. Местные власти, имея ограниченные бюджеты, всегда думают, на что потратить деньги в первую очередь – финансировать мероприятия и проекты, которые направлены на сохранение биоразнообразия, на сохранение культурного наследия либо вообще пустить эти деньги на что-то иное. Необходимо чётко взвесить все за и против и сделать выбор в пользу того или иного блага, при этом нельзя однозначно сказать, что одно благо важнее другого.

Второй вопрос этого направления этики – что считать поколением? Демографы определяют это понятие как совокупность людей, родившихся в один год, социологи – как людей, вместе переживших какое-то значимое событие, говорит Билье. А среди философов, занимающихся этикой, существует мнение, что здесь нужен более радикальный метод: легко представить будущее поколение как своих детей или внуков, но лучше рассматривать поколения абсолютно изолированно друг от друга. Например,  подумать о том, какие обязательства мы несём по отношению к людям, которые будут жить через пятьсот лет. 

– Мы должны найти нечто общее, что связывает нас нынешних, русских или французов 2015 года, с людьми далёкого будущего, что будет для них важно, заложить некие базовые понятия. Однако мы говорим об обязательствах перед теми, кого, возможно, не будет на свете, и в этом состоит третья проблема моральной этики. Правомерно ли говорить о моральном долге в терминах вероятности? Некоторые полагают, что это неразумно и даже абсурдно, или что это вопрос метафизики. Лично я полагаю, что это научная проблема. 

Для поиска ответов на эти вопросы профессор Билье предлагает упрощённую модель:

– Представьте бивуак в горах, – говорит он. – У домика, где останавливаются отдохнуть и укрыться от непогоды туристы, нет сторожа или хозяина. На столе записка. 

Билье предлагает слушателям три варианта её содержания. Первый – просьба оставить дом в лучшем состоянии, чем вы его нашли. Человек уже довольно сильно подпортил окружающую среду, напоминает профессор. 

– Здесь необходимо сказать, что наши предки в XVIII веке в эпоху индустриализации общества начали загрязнять окружающую среду, при этом не понимая и не зная последствий своих деяний. Наше поколение отличается тем, что благодаря техническому прогрессу и развитию науки мы, нанося вред окружающей среде, прекрасно его осознаём. Именно осознание последствий и даёт основания говорить о моральной ответственности нашего поколения. Именно поэтому я говорю, что мы должны оставить нашу планету в состоянии лучше, чем мы её получили. 

Вторая гипотетическая записка содержит просьбу оставить бивуак таким же, каким вы его нашли. 

– Это библейская истина, знакомая всем, которая гласит: поступай с ближним так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.  Но при взаимодействии между поколениями это правило не действует. Например, я вам позволяю украсть, и вы мне позволяете украсть. Прежние поколения уже значительно загрязнили природу, и если следовать этому правилу, то мы можем продолжать вести себя также или ещё хуже, а это аморально. 

Или еще один показательный для межпоколенческой этики пример, – продолжает профессор. – Представим, что вы прогуливаетесь по Иркутску, и незнакомец вдруг угощает вас шоколадом. Вы думаете, что он странный, но милый тип и берёте шоколад. Накладывает ли это действие на вас моральные обязательства дать шоколада кому-нибудь другому? Нужно ли отвечать подарком на подарок? Если кто-то пригласил вас поужинать, вы чувствуете необходимость совершить ответное действие. То же самое происходит между поколениями. Но, получив дар от предков, вы не можете ответить им тем же, однако можете что-то подарить будущим поколениям.

Кроме того, есть такие ценности и общественные блага, которые нельзя разрушать, продавать или дарить. 

– Как вы знаете, у нас во Франции серьёзный экономический кризис. Представим, что наш президент Франсуа Олланд, обращаясь к жителям Франции, говорит: «Нам очень нужны деньги, поэтому мы продаём Лувр китайцам», – приводит пример профессор. – Конечно, это был бы огромный скандал, поскольку каждый интуитивно понимает, что Лувр продать невозможно. Или, допустим, предлагает отдать Лувр русским, поскольку они нам симпатичны. Это было бы очень мило, но делать этого нельзя. Тем более нельзя сказать: наше поколение уже достаточно насладилось Лувром, мы там всё посмотрели, поэтому мы его сжигаем. Таким образом, есть такие блага, которые можно только получить в дар и передать последующим поколениям. Причём мы никогда не можем сказать, что владеем тем, что получили, поскольку должны оставить эти блага потомкам. 

Третья надпись, которую можно было бы увидеть в домике в горах, по словам профессора, гласит: просьба оставить бивуак в достаточном порядке и чистоте. Здесь возникает понятие достаточности. Точно представить себе предпочтения поколений, которые появятся через несколько веков, невозможно. Единственное, что можно определить – некое базовое понятие, которое делает человека человеком. 

– Самое первое обязательство, которые мы, как и любое другое поколение, должны выполнить, – сохранить человека как вид, – считает Билье. – Второе правило, которое мы должны усвоить, – не создавать страданий для следующих поколений. Например, глобальное потепление приводит к увеличению инфекционных заболеваний в жарких странах. Следует сократить количество выбросов в атмосферу, чтобы избежать усиления глобального потепления и помочь бедным странам. 

Какими бы умозрительными не казались размышления о будущих поколениях, на защиту их прав ещё в 1997 году встало ЮНЕСКО, приняв Декларацию «Об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями». В ней определены права людей будущего на сохранение благоприятной для жизни и здоровья окружающей среды, продуктивности экосистем, биологического разнообразия, генома человека, культурного наследия, мира, сохранение (или создание) справедливых институтов.

– Думаю, это самая главная сущность нас сегодняшних – понимать и представлять наше будущее существование как нечто очень ценное. Поскольку существует риск не передать следующим поколениям никаких благ, начинать действовать нужно уже сегодня, – заключает профессор Билье.

Из досье «Конкурента»

Жан-Касьен Билье — профессор, преподаватель этики и политической философии в университете Париж-Сорбонна и парижском Институте политических исследований. Руководитель сдвоенной программы по философии и социальным наукам, реализованной этими двумя учебными заведениями совместно. Соруководитель Международного центра прикладной политической философии (CIPPA) при университете Париж-Сорбонна, где он в настоящее время готовит программу исследований в области политической философии, посвящённую крайним проявлениям неравенства и насилия. Его работы затрагивают вопросы нормативной, прикладной этики и теории права.

Научные интересы лежат в сфере метаэтики, нормативной и прикладной этики. 

Жан-Касьен Билье выступает в качестве редактора рубрики «Об этике» журнала «Общественный разум» и входит в состав редакционного комитета журнала «Тетради правосудия». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры