издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Топонимический контекст

Многие деревни и сёла Приангарья имеют необычные названия

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, Иркутскстат

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 1488 сельских населённых пунктов Иркутской области 63 были абсолютно безлюдными, осиротевшими. В 143 деревнях (это практически каждый десятый сельский населённый пункт) число жителей не превышало 10 человек. На другом полюсе – сёла, вполне многолюдные по сельским меркам (3–5 и более тысяч жителей), под стать иным городским поселениям. Таких сельских гигантов – всего 13 единиц, однако там проживает каждый седьмой из сельских жителей региона. Свежая информация о селе будет получена в ходе предстоящей Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. А пока – небезынтересные факты о сёлах и деревнях Приангарья.

Длинно ли, коротко ли

Многие села и деревни имеют очень лаконичное название, состоящее всего из трёх букв: Уян, Мыс, Чуя, Бур, Оёк, Зуй и другие. А первенство делят две деревни: Ут в Нижнеудинском районе и Ей в Нукутском районе.

С другой стороны, немало населённых пунктов с очень длинным именем. В их числе: с. Большеокинское и п. Бурнинская Вихора (14 и 16 букв, оба – в Братском районе). В Зиминском районе обнаружился уч. Большерастягаевский, «растянувшийся» на 19 букв. Но и это не предел. Село Александро-Невский Завод (Куйтунский район) объединило в своём названии 22 буквы. Ещё длиннее по названию Александро-Невская Станица (24 буквы) в том же районе. Но первое место принадлежит не ему. Читателю предлагается самому подсчитать число знаков в названии двух посёлков Тулунского района. Это 4-е Отделение Государственной Селекционной Станции и точно такое же 1-е Отделение (при отсутствии 2-го и 3-го).

Топонимические тёзки

На карте Приангарья появилось множество топонимических тёзок, причём нередко они располагаются в пределах одного района. К примеру, в Качугском районе есть Большие Голы и Малые Голы (плюс деревня Большой Косогол), а также Большая и Малая Тарель. В Эхирит-Булагатском районе есть две Идыги: Верхняя и Нижняя, в Тулунском районе – два Бурбука, Нижний и Верхний. И по тому же, «высотному», критерию – две деревни с именем Манут. Там же – парочка деревень с названием Кадуй: Северный и Южный. Свой Кадуй (и не один) есть и в Нижнеудинском районе, это деревня и одноимённый посёлок при железнодорожной станции.

Кстати, таким посёлкам при железной дороге часто не находилось «персонального» имени. В том же Нижнеудинском районе есть деревня Шеберта и её тёзка у станции, в Тайшетском районе – село Саранчет со своим «двойником», В Куйтунском районе с тем же подходом дано имя Тулюшка: селу и посёлку у железной дороги, есть подобная парочка с названием Перевоз в Зиминском районе. 

Порой используется элементарная нумерация. Так, в Нижнеилимском районе появились Миндей-1 и Миндей-2, в Слюдянском – две Паньковки (1-я и 2-я). По тому же принципу (на первый-второй рассчитайсь) пара Чернушек в Черемховском районе, два Бахая в Баяндаевском районе. В Зиминском районе есть посёлки Успенский 1-й и Успенский 3-й (номер 2-й не обнаружен). Сбой в нумерации произошёл и в Куйтунском районе, там одна из деревень называется Станица 3-я при отсутствии первых двух. При этом одноимённые деревни со странным названием Конец Луг (в Казачинском и Новосёловском сельских поселениях Казачинско-Ленского района) обошлись без номеров.

От Полтавы до Амура

Иногда схожие по названиям населённые пункты разделены границами районов, а то и регионов. Например, село Заречное – в трёх районах плюс деревня Заречье в Нижнеудинском районе. Посёлки Сосновый (Братский район) и Сосновский (Куйтунский), д. Сосновый Бор (Иркутский район), п. Сосновка (Чунский район). Райцентр  г. Слюдянка имеет тёзку в далёком Мамско-Чуйском районе. У крупного города Шелехова под Иркутском имеется пара тёзок в Тайшетском районе: с. Шелехово и д. Старошелехова. Есть Малая Еланка под Иркутском плюс Большая Елань в Усольском районе и три просто Елани. Листвянка: деревня Куйтунского района и любимый многими иркутянами посёлок городского типа на берегу Байкала. Иркутяне любят отдыхать в бурятском Аршане, но у нас есть и свой Аршан, да не один: посёлок в Тулунском районе, деревни – в Куйтунском и Аларском. Куйтунский район по части топонимов размахнулся: д. Полтава и с. Амур. В Киренском районе есть п. Воронежский. 

И это далеко не полный перечень двойных названий. Ряд топонимов на карте Иркутской области перекликаются с соседним Красноярским краем. Это деревни Краснояр (Качугский район), Красный Яр (Куйтунский, Эхирит-Булагатский районы), село Красноярово (Киренский район). Есть «родственники» российской столицы – деревня Московская в Заларинском районе и Московщина в Иркутском районе. 

Именем революции

На карте Приангарья, как и в любом другом регионе, можно отыскать революционные названия. Деревни Красный Октябрь и Октябрьская, два «пронумерованных» Октябрьских посёлка в Тулунском районе, участок Октябрьский в Нижнеудинском районе. Есть свой Октябрьский в Усольском районе, посёлки Октябрьский и Ленинский в Куйтунском районе. Революционным прошлым веет и от деревни Красная Кавалерия (Нижнеудинский район) и Парижской Коммуны (Тайшетский). Есть и просто Коммуна (Киренский район). В Эхирит-Булагатском районе – п. Свердлово. Ещё одно название из прошлого – Соцгородок в Ниж­неилимском районе. Достаточно тревожно звучат названия Патроны, Блок-Пост Халярты или Блок-Пост Ока 2-я.

Не очень благозвучны имена деревень Лохово, Жмурова, Болото, Худобок или Мордино, Грехова, Грехневка, Худякова, Конец Луг, Волчий Брод, Змеиново, Кривошапкино, Грязная, Грязнушка, Старая Деревня (в Киренском районе). Повеселее – Новая Деревня (Тулунский район). 

Отдельные названия, вероятно, придумал человек начитанный, книголюб. Есть деревни Шевченко и Байроновка, сёла Тургеневка, Короленко и Чехово, п. Лермонтовский, участок Пушкинский.

«Зоологический характер» у деревень Галки и Коты, села Котик и посёлка Большие Коты. 

Простор для фантазии

Есть и просто любопытные названия, находка для тех, кто профессионально занимается топонимикой. Необычно звучат: Забор, Муравей, Целинные Земли, Мамырь, Кобь, Куватка, Зяба, Тыпта, Качень, Балыхта, Чичек, Кирхай, Кыцигировка. Есть Конторка, Испиритиха, Облепиха.

Есть что-то манящее в названиях Дальний, Заморский. В названии Кундулун чудится магия. А другие названия «подсказывают» характер или род занятий местных жителей. В Заларинском районе есть населённые пункты Хор-Бутырина, Окинские Сачки, Шарагул-Сачки, Бахвалово. 

И, наконец, ласковые имена, звучащие как песня и греющие душу. Лебединка, Звёздочка, Бирюлька, Майский, Чистый, Светлый, Луговой, Садовый, Черёмушка, Еловка, Сосновка, Сосновый, Хвойный, Таёжный, Кедровый, Озёрный, Благодатный, Брусничный, Ягодный, Родниковый. А ещё:  Усть-Илга, Веренка, Речушка, Семигорск, Привольное, Благодатное, Енисейка, Рассвет, Отрадная, Завидная. Греют сердце названия Огоньки, Раздолье, Малиновка, Дружный. Наверное, нескучная жизнь в посёлке Весёлая Поляна Боханского района и п. Весёлый (Чунский район), и совсем уж беспроблемная – в селе Идеал Аларского района. Русская любовь к белоствольной берёзке дала названия разным деревням и сёлам: Берёзкина, Березняки, Берёзовка, Берёзовский. Очень популярно имя Черемшанка (в шести районах Приангарья).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры