издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Предложил стихи по почте

Эта история похожа на детектив. Однажды, просматривая старые газеты Иркутска начала прошлого века, уже устав от однообразия строчек, я вдруг заметила одно стихотворение. В нём не было ничего особенного, но взгляд остановился на подписи: «Саша Чёрный». Что это? Знаменитый поэт, легенда Серебряного века, блестящий фельетонист. Неужели ему было мало «Сатирикона» и он решил сотрудничать с провинцией? Перерыв газеты, я с удивлением обнаружила – да, Саша Чёрный был сотрудником по крайней мере двух иркутских газет, напечатал в Иркутске четыре стихотворения, фельетон. Но эти стихи были совсем не похожи на стихи Саши Чёрного. Не было ни иронии, ни ярких образов. А ведь к моменту их появления Чёрный уже полностью раскрыл свой талант, период ученичества сразу отметался. Но что это тогда за стихи? Загадка…

Александр Михайлович Гликберг, знаменитый поэт Серебряного века, печатавшийся под псевдонимом Саша Чёрный. Это он о себе написал: «Я прыщ на извечном сиденье поэзии, глянцевито-багровый, напевно-коралловый прыщ, прыщ с головкой белее несказанно-жжёной магнезии, и галантно-развязно-манерно-изломанный хлыщ». В 1908–1911 годах Чёрный стал сотрудником журнала «Сатирикон», и его произведения оказались невероятно популярными. «Получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нём стихов Саши Чёрного. Не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката… которые не знали бы их наизусть», – писал Корней Чуковский. И вот в это самое время в иркутской газете 1910 года я нашла стихотворение, подписанное «Саша Чёрный».

Это было очень странно – на пике популярности Чёрный вдруг соглашается на сотрудничество с провинциальной прессой? Вот так Чёрный встретил новый, 1910 год: «Накрутить вам образов, почтеннейший? Нанизать вам слов кисло-сладких, изысканно гладких на нити банальнейших строф?..» И вдруг в том же 1910 году в иркутской газете «Восточная заря» за его подписью выходят самые что ни на есть «банальнейшие» строфы. «На душе у меня будто ночью темно, сердце словно кого-то хоронит. Я хотел бы запеть, я запел бы давно, да, боюсь, моя песня застонет…». Вот с этой песней Саша Чёрный решил обратиться к иркутской публике. Ещё два стихотворения, вышедшие несколькими номерами ранее, исполнены всё в той же мрачной манере. Первое называется «Город мёртвых». «Тяжёлых дум проходят вереницы… И книги прошлого печальные страницы едва видны, уже молчат. Но душевные струны созвучно дрожат, закипают невольные слёзы, и над городом мёртвых, как прежде, гремят и бушуют весенние грезы». Второе – «Голос моря», и оно так же маловыразительно. «Над морем северным лежит покров тумана, и монотонный звук катящихся валов – протяжный и глухой – звучит, как гром органа, немолчной жалобой, стенанием без слов…». Даже у слабо знакомого с творчеством Саши Чёрного читателя возникает вопрос: почему эти стихи настолько не похожи на ироничного, взрывного, провокационного и вместе с тем лиричного поэта?

После того как были найдены эти стихи, я уже целенаправленно пролистывала газеты 1910 года и обнаружила, что Саша Чёрный числится в сотрудниках газеты «Восточная заря». Именно той газеты, где, как писала «Восточка» в прошлом номере, печатался в это же время юный, 19-летний Илья Эренбург. Литературной частью газеты заведовал поэт, журналист Николай Чужак. Он, очевидно, привлекал авторов, связывался с ними. Показателен подбор авторов. Чужак сам участвовал в событиях 1905 года, сидел в «Крестах», был разочарован результатами первой русской революции, это его разочарование, как и у многих товарищей по движению, вылилось в бурную литературную работу.

Не случайно в «Восточную зарю» пришёл анархист, поэт Борис Верхоустенский, друг поэта Сергея Городецкого, узник «Крестов». И с газетой сотрудничал сам Сергей Городецкий. Почему я упоминаю сотрудника «Восточной зари» Бориса Верхоустенского в связи с Сашей Чёрным? Потому что стихи Саши Чёрного, напечатанные в «Восточной заре», по тематике, настроениям очень напоминают стихи Верхоустенского – звучит тема борьбы, которая была подавлена, отчаянье, грусть. Но нет свойственной Саше Чёрному иронии. Это скорее лирика товарищей Чужака, лирика революционеров, выходцев из «Крестов». Поиск даёт ещё одну находку – в ноябре 1910 года в газете выходит фельетон «Курские славяне», подписанный снова «С. Петербург, 8 ноября, Саша Чёрный». (Это реакция на критическое высказывание депутата Госдумы Замысловского о личности Льва Толстого после его смерти.)

Но ведь мы не можем идти против факта – под стихами стоит подпись Саши Чёрного, указан город – Санкт-Петербург. И в сотрудниках «Восточной зари» числится тот самый Саша Чёрный. Неужели, нам придётся остановиться на этом… И признать, что слишком много времени прошло и мы уже не можем установить, как и при каких обстоятельствах Николай Чужак или другие сотрудники «Восточной зари» связались с Сашей Чёрным и почему тот предоставил для сибирской прессы столь странную лирику?

«Фельетонов в «Восточную зарю» я никогда не посылал…»

«Саша Чёрный, Саша Чёрный…» – эти строчки у меня мелькали в глазах. Нет, идут в старых газетах более поздние, уже советские отсылки к Исааку Гольдбергу, критиковавшему Сашу Чёрного в советское время… К каким-то поздним цитатам Чёрного…

В газетах начала века ничего, кроме странного объявления о сотрудничестве с «Восточной зарёй», трёх стихотворений, фельетона – ничего. База данных «Хроники Приангарья» не даёт ответа. А что если обратиться к газете «Сибирь», которая в тот год активно критиковала «Восточную зарю» и отличилась повышенным вниманием к авторам новоявленной газеты, которых с удовольствием называла разными нелицеприятными словами. Саша Чёрный как сотрудник «Восточной зари» появился примерно в октябре-ноябре 1910 года, значит, нужно просмотреть «Сибирь» за это же время… Номер за номером, пожелтевшие строчки газет, хранимые в научной библиотеке ИГУ, в Белом доме… И вот оно! В самом конце ноября в «Сибири» вышла заметка «Саша Чёрный. К характеристикам литературных нравов и обычаев». Газета утверждала, что никакого реального Саши Чёрного на страницах «Восточной зари» никогда не было!

«Выплыла наружу подложность рекламируемого редакцией «В. зари» в числе других своих сотрудников с «известными» именами – Саши Чёрного (псевдоним ближайшего сотрудника «Сатирикона», автора книги «Сатиры» и др.)», – с радостью сообщала «Сибирь». Она ссылалась на статью некоего господина Доброхотова, напечатанную в газете «Сибирская мысль». Но тут нужно сделать небольшое отступление, чтобы пояснить читателю, отчего газеты иркутские в ту осень множились как грибы, исчезали, а попутно вели отчаянную борьбу между собой. И господин Доброхотов в этом играл не последнюю роль.

Новенькая газета «Сибирская мысль» в конце 1910 года возникла из сотрудников «Восточной зари», покинувших её состав. В их числе был Михаил Петрович Доброхотов, выходец из Калуги, видный деятель социал-демократического движения. В своё время он выступал одним из основателей «Восточной зари».

Однако в декабре 1910 года деятельность газеты была приостановлена, те сотрудники, что не ушли с Доброхотовым, организовали газету «Голос Сибири». «Сибирская мысль» с «Голосом Сибири», естественно, не дружили, поскольку это были рассорившиеся члены распавшегося коллектива «Восточной зари». Доброхотов, со слов «Голоса Сибири», начал деятельность в новом издании с шантажа старых товарищей, требуя у них некие документы и делая всё для гибели «Восточной зари». В отместку в «Голосе Сибири» объявили «Сибирскую мысль» «кооперативно-октябристской марксистско-кадетской» газетой. На фоне этой вражды в конце ноября 1910 года в «Сибирской мысли» и было напечатано письмо Михаила Доброхотова.

«М. г.г. редакторы, не откажите поместить на страницах редактируемой вами газеты прилагаемое при сем письмо известного сотрудника «Сатирикона» Саши Чёрного…» – начинал Доброхотов своё повествование. Как оказалось, покинув «Восточную зарю», Доброхотов не хотел отпускать старые наработанные связи и потому ещё в октябре 1910 года направил в Санкт-Петербург, в «Сатирикон» Саше Чёрному письмо с предложением теперь уже сотрудничать с «Сибирскою мыслью».

В ноябре из «Сатирикона», как утверждал Доброхотов, был получен ответ. Писал сам Саша Чёрный: «Милостивый государь г. Доброхотов! Ваше письмо меня крайне удивило. В «Восточной заре» я никогда не выражал желания сотрудничать, да и не мог, так как из вашего же письма впервые узнал о существовании такой газеты. Никаких фельетонов в «Восточную зарю» я никогда не посылал, и, т.о., ваши слова «Ваш фельетон разумеется принят и пойдёт» очень неприятно меня поразили. Не взял ли кто-нибудь напрокат мой псевдоним и не воспользовался ли им для присланного фельетона? За приглашение сотрудничать в «Сибирской мысли» очень вас благодарю, но я ведь не газетный работник, пишу мало и в настоящее время занят до весны большой работой. Не откажите в любезности поместить настоящее письмо в «Сибирской мысли», чтобы выяснить этим недоразумение, которое может возникнуть в случае напечатания в «Восточной заре» приписываемого мне фельетона. Примите уверение в совершенном почтении к вам, Саша Чёрный».

Михаил Доброхотов сообщал, что в своё время «Восточная заря» получила от Саши Чёрного письмо, в котором предлагалось сотрудничество. Газета согласилась, однако выяснилось, что под псевдонимом скрывался некто Соколов. Действовал он широко – вскоре стихи «Саши Чёрного» появились в «Далёкой окраине», «Омском вестнике». Как утверждал господин Доброхотов, даже в новую «Сибирскую мысль» попало стихотворение «Саши Чёрного». «Дальнейшее печатание произведений подставного Саши Чёрного редакция приостанавливает», – сообщила «Сибирская мысль» в самом конце ноября 1910 года. А вот «Восточная заря», напротив, решила ничего не приостанавливать. Даже после печати письма Михаила Доброхотова в «Сибирской мысли». И даже после разоблачения «подставного Саши» ещё и в газете «Сибирь» (та перепечатала письмо Доброхотова и Саши Чёрного, сопроводив всё это своими язвительными комментариями о торжестве плагиата в «Восточной заре»).

«Саша Чёрный» сделал предложение редакции «В.з.» работать в газете обычным путём – по почте, – сообщала газета. – До сведения «Саши Чёрного» редакцией «В.з.» уже доведено о разоблачениях местных газет. Сделано это сообщение и в редакцию «Сатирикона». До получения ответов от г. Саши Чёрного и редакции «Сатирикона» редакция «В.з.» считает преждевременным обсуждение инцидента и тем более разоблачение псевдонима». И уже после всего этого напечатала у себя ещё одно стихотворение замечательного неустановленного «Саши». Получен ли был ответ в «Восточной заре» от «Сатирикона», мы, вероятно, так никогда и не узнаем. Дело в том, что, как писалось выше, «Восточная заря» вскоре после этой публикации прекратила своё существование, и если в Иркутск и пришло письмо от Саши Чёрного, то получателя уже не было. Но один факт бесспорен: больше мы не сумели обнаружить работы Саши Чёрного ни в «Восточной заре», ни в газетах-«осколках».

Не появился он и в списках сотрудников «Сибирской мысли» и «Голоса Сибири». На этом сибирская история Саши Чёрного и «псевдо-Саши Чёрного» казалось бы, окончена. Однако, как оказалось, след этого детектива есть и в профессиональных исследованиях творчества Чёрного.

Саши Чёрные и Саши Красные

Анатолий Иванов, много лет занимавшийся судьбой и творчеством поэта, в пятитомном собрании сочинений 1996 года приводит статью Чёрного под названием «Необходимое разъяснение» в «Сатириконе» № 51 от 1910 года: «Милостивый государь г. редактор! Очень прошу Вас огласить в печати следующее: из полученных мною писем от редакций «Восточной зари» и «Сибирской мысли» я узнал, что некто Александр Васильевич Соколов из СПБ-га предложил своё сотрудничество нескольким сибирским газетам и в течение 1910 года печатал свои стихо­творения и фельетоны в газетах «Далёкая окраина», «Омский вестник», «Восточная заря» и «Сибирская мысль» под псевдонимом… Саша Чёрный. Одновременно мною получено письмо от редакции «Рыбинского вестника» с просьбой разъяснить, являюсь ли я тем самым лицом, которое предложило им сотрудничество и прислало свои стихотворения, подписанные псевдонимом «Саша Чёрный»?»

С чем была связана такая активность мошенника именно в отношении Саши Чёрного? Почему, к примеру, не другие известные поэты Серебряного века? И почему, как свидетельствуют источники, за псевдонимом Саша Чёрный скрывался не один Соколов, а позже многие мошенники? Чтобы узнать это, нужно было разыскать статью Анатолия Иванова «Не упрекай, что я такой…». К истории портретов Саши Чёрного».

Статье этой уже 30 лет, и издавалась она в сборнике «Панорама искусств», который ныне существует только в бумажном виде. В библиотеке Молчанова-Сибирского есть лишь два экземпляра, и, естественно, с книгой можно работать только в читальном зале. И вот она, книга, а в ней – разгадка.

Саша Чёрный был очень закрытым, нелюдимым человеком, несмотря на большую славу. В XX веке появились новые формы общественной активности писателей и поэтов. Литературные вечера, диспуты, лекции, турне. Портреты известных писателей, поэтов печатались в прессе, сами они сотрудничали с газетами, отвечали на анкеты, давали интервью. «Однако у Саши Чёрного не было ни интервью, ни ответов на анкеты. Даже просто упоминаний в литературной хронике, которых удостаивался всякий мало-мальски известный литератор – ничего этого нет…» – пишет Анатолий Иванов. В дореволюционной периодике на фоне огромной популярности Чёрного нет ни одного его портрета. Именно это и привело к тому, что авантюристы от литературы начали писать в провинциальные редакции, выдавая себя за Сашу Чёрного, печатаясь и даже устраивая литературные вечера. Саша Чёрный в 1913 году с иронией и грустью описал эту ситуацию в элегической сатире «Прекрасный Божьей милостью поэт Кирилл»: «В волосах прекрасной музы блеснула первая седина – усталость, и закопошились бесчисленные подражатели. Один из них даже одевался, как Кирилл, и, пользуясь сходством фамилий, выступал от его имени в провинции на литературных вечерах».

Самое интересное, что разоблачения не останавливали поток желающих заработать на славе поэта. И «Саши Чёрные» шествовали по России как до революции, так и после. «Любопытно, что после революции лже-Саши Чёрные как бы раздвоились: одни остались на родине, другие подались за кордон. В советской России двойники Саши Чёрного орудовали от Белого до Чёрного моря, особенно на берегах последнего, – писал Анатолий Иванов. – Так, в 1925 году в «Огоньке» появилась заметка под названием «Провокатор Саша Чёрный», где говорилось о разоблачении в Одессе мошенника, вымогавшего деньги у государственных учреждений. Аферист действовал под именем Саши Чёрного (чем не тема для Ильфа и Петрова)». «Саши Чёрные» работали за границей в Загребе, Праге, там, где Чёрный никогда не был. Саша Чёрный в итоге к шестому изданию «Сатир» приложил своё фото, тогда «аферистам пришлось избрать для своих похождений места более отдалённые – Индию и Африку». А параллельно появились и перекрасившиеся «Саши». В 1920-х годах в Иркутске, к примеру, гастролировал Саша Красный. А господин

Соколов, который так удачно разместил стихи и фельетон в иркутских газетах, даже остался в истории и попал в «Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей» И.Ф. Масанова, изданный в 1958 году. Он там так и значится – ещё одним «Сашей Чёрным».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры