издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уроки доверия к красоте

В Доме Рогаля – филиале Музея истории города Иркутска – открылась большая выставка живописных работ Александра Веснина. У живой, реалистической манеры автора, берущей начало ещё от классической пейзажной традиции Саврасова, несмотря на активность новых авангардных направлений, не переводятся поклонники. Каждая работа опытного мастера вдохновлена натурой, которую он стремится отобразить во всей её праздничности, не требующей искусственных прикрас.

Александр Веснин родился в 1939 году в Алтайском крае, общеобразовательную и художественную школы оканчивал в Барнауле, затем получил академическое образование на художественно-графическом факультете Омского пединститута. Несколько лет жил и творил в Усть-Илимске, с 2002 года живёт в Иркутске. Долгие годы Отличник народного просвещения отдал преподаванию изобразительного искусства. Сначала в обычных средних школах, а потом уже и в Восточно-Сибирской академии государственного образования, где стал доцентом. У мастера множество учеников. Он и до сих пор занимается наставничеством в системе дополнительного образования. Педагогику считает своей главной профессией. Очень любит общение с детьми, с начинающими художниками или любителями.

– Мой педагогический метод прост и безыскусен, – признаётся «виновник» вернисажа. – Я встречаюсь с моими учениками в мастерской или выхожу на пленэр, ставлю мольберт или этюдник – и начинаю творить, приглашая последовать моему примеру. Теория суха, что называется, а влажный запах красок, пластичное движение мазка по холсту, находки и подарки зоркого наблюдения – вот они, всхожие зёрна будущих успехов новичка.

Конечно же, следуя этому кредо, 78-летний живописец всю свою жизнь не расстаётся с кистями. Выставка тому яркое подтверждение: два больших экспозиционных зала занимают полотна, созданные в последние годы, многие совсем недавно – в 2016-м и 2017-м. Большинство – в излюбленном жанре пейзажа. Их дополняют мастерские портретные работы, красочные, жизнеутверждающие натюрморты.

Поздравить художника с выставкой, подарить ему искренние тёплые слова и порадоваться его неувядающему вдохновению пришли многие его воспитанники. Его коллега и товарищ по изобразительному факультету художник Владимир Голенев охарактеризовал педагогический талант своего старшего друга образными эпитетами «человек-оркестр» и «человек-театр».

– Я всегда ходил смотреть, как преподаёт Александр Фёдорович, – рассказал Владимир Голенев. – Это была какая-то невероятная дружба со студентами, удивительная доверительность и неподдельная любовь. Наставник Веснин умеет, как никто другой, передать ребятам не только ощущение профессии, но и ощущение жизни, ощущение её чуда и новизны. Все ли его ученики станут замечательными художниками? Не обязательно. Но, я уверен, они навсегда останутся людьми, доверчивыми к красоте. А это само по себе уже драгоценный талант и счастье.

Доверием к красоте, внутренней настроенностью на её поэтическую ноту отмечены полотна Веснина, предложенные вниманию зрителей. Удивительно точным попаданием в сердцевину крепкого сибирского характера отличаются портрет отца художника в Праге 1945 года, цельный образ комбата – нашего современника, мощно прописанный автопортрет. Красноречиво дышат радостью пейзажи с их саврасовской «кажущейся» простотой. Саврасов, по словам писателя Виктора Липатова, «не старался объяснять, истолковывать. А словно пел в унисон, кисть его была разбужена восхищением». То же самое можно сказать и о кисти Веснина, может быть, не такой уверенной и виртуозной, но столь же трепетной и воодушевлённой.

Все натурные сюжеты согреты теплом авторского взгляда. Всё кажется родным, узнаваемым, ненаглядным. И прокалённая зноем «Тажеранская степь», и резвящаяся по камням неукротимая «Олха», и «Роща», разбуженная яркими брызгами цветущего багульника, и даже «Байкальский кот», созерцательно восседающий на кривобоком заборе. Вот парковая сень в «Академгородке»: по дороге по-хозяйски разгуливают две сизохвостые сороки. Вот «Цветёт черёмуха» с её золотящимися на солнце кудряшками. Закат пламенно рдеет над «Ольхонскими воротами», порывистый, предвещающий скорую ночь, байкальский ветер бесцеремонно треплет цветные лоскуты на обережном столбе. Кажется, мы чувствуем даже сырой, «омулёвый» запах этого ветра. У каждой картины своё настроение, своя простая и правдивая история.

На вернисаже царит раскованная, почти домашняя атмосфера. Люди запросто делятся своими впечатлениями, улыбаются друг другу.

– Я очень люблю Дом Рогаля, – говорит художник. – Здесь работают обаятельные, чуткие женщины, всегда умеющие приветливо встретить. И здесь очень любят художников. И, конечно, тех, кто приходит на встречу с творчеством. Я благодарен всем, кто пришёл и ещё придёт посмотреть на мои творения. Если вы ходите на выставки – значит, всё в порядке!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры