издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дмитрий Жарий: «Собрать заявки и обсудить их с жителями – это не самое трудное»

Оборудовать освещённую лыжню на Кайской горе предлагает депутат Думы Иркутска Дмитрий Жарий. Хорошая возможность осуществить эту идею – подать заявку в программу «Комфортная городская среда». Для этого свою активность должны проявить жители прилегающих микрорайонов, подтвердить, что лыжня нужна. Дмитрий Жарий считает, что именно такие проекты, на которые сложно найти деньги в городском бюджете, должны претендовать на государственное финансирование. О том, какие изменения ждут жителей Глазково, когда начнётся реконструкция вокзала, где может появиться ещё один надземный переход, журналистам «Восточно-Сибирской правды» рассказал начальник Восточно-Сибирского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Дмитрий Жарий.

– В Глазково вы живёте около 30 лет. Каким вы помните район со времён, когда его увидели впервые? Как менялся район за эти годы?

– Действительно, с 1989 года я живу в Глазково. Сменил несколько адресов, но район тот же. Больше всего мне здесь нравится обилие зелени, парков. Роща «Звёздочка», Кайская роща, курорт «Ангара», Парк имени Парижской Коммуны – когда дети были маленькими, всегда было место, куда можно сходить погулять, зимой покататься с горки. В остальном район мало чем отличается от соседних.

На улице 2-й Железнодорожной, где я жил, дома были в основном железнодорожные. Я работал в депо, и соседи мои тоже были работниками узла «Иркутск-Пассажирский». Жили одной дружной семьёй. Идёшь раньше по улице, встречаешь знакомых людей, со всеми здороваешься.

Потом переехали на улицу Боткина, во дворе дома был детский сад, сейчас это 216-й садик. Сейчас все детские сады закрыты на замки. Раньше таких ограничений не было. Детей после работы забрал из детского сада, вечером они продолжают свои игры во дворе детсада. Ребятишки со всей округи приходили по вечерам играть в этот детский садик. Отпускали во двор, не боялись за них. Сейчас дети мало играют на улице, да и то под присмотром взрослых.

Потом мы переехали на 4-ю Железнодорожную. Сама улица не была асфальтированная. Зимой машины не ездили по ней, не могли подняться по крутому склону. Дорога была предоставлена детям. По улице Касьянова и вниз они катались с горки. На санках, на самодельных рулевиках. Сыну я делал рулевик на коньках, он тоже там всё время катался. На каникулах на улице время проводили.

За эти 30 лет район преобразился. На улице Боткина раньше стояли деревянные бараки. Старые дома снесли, девятиэтажки построили. Район, который сейчас занимает квартал Дома связи, тоже был занят старыми деревянными домами. На месте пустырей в районе Свердловского рынка появились массивы домов. Строятся новые дома, появляются дорожки и тротуары.

Я рад, что у рощи «Звёздочка» появился хозяин – ИрГУПС. Раньше это была полузаброшенная, небезопасная для горожан территория. Сегодня это благоустроенное место для отдыха и спорта. Заметно, что округ стал благоустроеннее и комфортнее.

Конечно, у района есть проблемы. Связано это прежде всего с тем, что здесь проходят все коммуникации, весь общественный транспорт, в том числе поток транспорта из соседних Ангарска и Шелехова. Улицы Маяковского, Джамбула, переулок Спортивный принимают на себя максимальную нагрузку.

Поэтому в нынешнем созыве я считаю одним из ключевых решений то, что была принята концепция развития транспортной сети города. Для меня было важно добиться разработки и принятия этого документа, рассчитанного до 2030 года.

Были проведены исследования транспортных потоков, определена последовательность шагов, которые должны снять напряжённость на магистралях. Чтобы разгрузить Иркутный мост, запланировано строительство второго моста через Иркут. Он пройдёт от объездной дороги в Ново-Ленино через Селиваниху до станции Кая. Это позволит направить транзитный транспорт в обход загруженных улиц. Мост внесён в генеральный план города, под строительство зарезервированы участки.

– О какой примерной стоимости строительства может идти речь? Из каких источников планируется привлекать финансирование этого дорогостоящего проекта?

– Объект достаточно сложный. Там в двух местах будут пересечения с железной дорогой, многочисленные пересечения с сетями. Администрация должна запланировать средства на выкуп земельных участков, по которым пройдёт дорога.

Сейчас идёт подготовка технического задания. Следующим этапом станет проектирование. И только после того, как будет выполнен проект, мы узнаем стоимость строительства и сможем сформировать заявку на участие в федеральной программе. Как наказ от избирателей этот вопрос взял депутат Государственной Думы Сергей Тен. Он пообещал содействовать в продвижении проекта на федеральном уровне.

– Вы руководите крупным подразделением федеральной компании. Помогает ли основная деятельность депутатской работе или, наоборот, мешает?

– Так как я депутат на общественных началах, то работа для меня прежде всего. Зона ответственности моего подразделения простирается от станции Чара до Петровского завода Забайкальской железной дороги, по делам службы мне часто приходится ездить в командировки. Бывает так, что, когда я нахожусь в отъезде, в это время проходят заседания комиссий, слушания. Затруднения обычно связаны со временем, я не всегда могу присутствовать на обсуждении вопросов, голосовании. В остальном проблем нет. И руководство компании, в которой я работаю, поддерживает мою деятельность.

– Часто ли к вам обращаются жители округа с вопросами, которые вы можете решить как руководитель подразделения федеральной компании? Многие хозяйственные вопросы на территории округа ведь находятся в ведении железной дороги.

– Таких обращений достаточно. Я знаком с руководителями других подразделений, могу к ним обратиться, посодействовать разрешению вопроса. Разумеется, всё в рамках закона и существующих правил. Это моя текущая депутатская работа: люди обращаются с жалобами, предложениями, я должен разобраться и постараться помочь. К примеру, если обращение касается получения технических условий на пересечение с железной дорогой. Я собираю комиссию, приглашаю своих коллег с железной дороги, рассматриваем оптимальные варианты.

13 сентября будет восемь лет, как я депутат. Я считаю, что работа с жалобами, обращениями – не основная в деятельности депутата. (Встреча с Дмитрием Жарием состоялась в общественной приёмной. Начало интервью задерживалось из-за затянувшегося разговора с мужчиной почтенного возраста. На протяжении получаса он делился с депутатом своими многочисленными жизненными проблемами. – Авт.)

Главную задачу депутата я вижу в выработке совместно с администрацией программных продуктов, таких как долгосрочные программы развития территорий, благоустройства улиц и дворов, освещения улиц, коммунальные программы, а также в целесообразном планировании бюджета. К примеру, в городе утверждена программа благоустройства дворов, на неё каждый год выделяются деньги – мы видим результат. Причём результат в меньшей степени зависит от того, буду ли я депутатом или кто-то другой. Собрать заявки, обсудить с жителями конструктив и составить смету – это не самое трудное.

В начале депутатской деятельности было много жалоб на незаконные платежи от управляющих компаний. Работали с управляющими компаниями, обращались в надзорные органы. Надо сказать, УК реагировали, отменяли неправомерные начисления. Сегодня таких обращений нет. Зато многие жители округа приходят, интересуются программами по благоустройству. Причём люди приходят не по одному, всё больше группами, общественными советами домов.

Я ценю, когда горожане обращаются ко мне со своими инициативами. В начале депутатской деятельности я поддержал создание единственного в то время ТОСа в частном секторе – «Мельниково». Это было примером. Скептики спрашивали: как из частного сектора наладить вывоз мусора? Но люди смогли самостоятельно организоваться, заключили договор со «Спецавтохозяйством», мусор вывозится. За это время практически весь район удалось заасфальтировать, провели водопровод. Жители ТОСа собрали деньги на проект, «Водоканал» за счёт инвестиционной составляющей проложил сети. В итоге воду можно подвести практически к каждому дому.

Освещение в микрорайоне сделали практически везде, поставили детские площадки. Приведу один пример: владелец участка свою землю уступил под детскую площадку. Человек часть своей земли, которая была пустырём, отдал городу, чтобы дети могли играть на детской площадке. Это было наше ноу-хау, удачный пример муниципально-частного партнёрства.

В нынешнем году стартовала программа «Комфортная городская среда», через которую жители могут получать деньги на свои инициативы по благоустройству. Обязательное условие – большинство жителей должно поддержать общий проект: 80% земляков необходимо поставить подписи под протоколом собрания, люди должны вместе участвовать в воплощении своих идей, выходить на трудовые субботники.

Я считаю, депутат должен помогать людям продвигать их инициативы, поощрять начинания. Он может помочь определить территории, которые подходят под участие в программе. К примеру, если люди хотят просто отремонтировать двор, положить асфальт, то целесообразно это сделать за счёт городского бюджета. Есть программа, по которой ремонты дворов запланированы. Логично в программу «Комфортная городская среда» подавать заявки по тем территориям, где город не может тратить свои деньги: на благоустройство зон, расположенных на федеральных землях, и так далее. Депутат видит свой округ целиком, может подсказать, какие инициативы можно включить в программу.

– Инициативы жителей вашего округа уже участвуют в программе?

– В этом году проект жителей домов по улице Воронежской попал в финансирование. Иркутяне хотят обустроить пустырь, сделать освещение, поставить там детскую площадку. Ещё есть идея на следующий год – объединиться с жителями соседнего округа и подать заявку на обустройство освещённой лыжни на Кайской горе. Я считаю, это место отлично подходит для лыжни.

– В некоторых районах Иркутска детских площадок уже достаточно, их просто некуда ставить. Как в вашем округе обстоят дела?

– Действительно, площадок уже достаточно. Пришло время думать не о детских, а о малых площадках для дворового спорта. Есть типовые площадки, но, когда начинаешь подбирать двор, возникают проблемы. То коммуникации проходят под территорией, то копать нельзя – под землёй некрополь, то зона расположена близко к дороге. Сложно подобрать место, которое бы подходило под требования. Я считаю, типовую площадку надо ставить одну на микрорайон. Чтобы люди могли поиграть в футбол, волейбол.

Для дворов нужны более компактные решения. Вот в нашем дворе, где я живу, парни сами поставили себе турник, каждый день на нём занимаются. Или во дворе рядом с домом крыша подземной парковки стала роликодромом, ТСЖ договорилось с собственником парковки, сделали ограждение, дети там катаются – на велосипедах, на роликах, пинают мяч. Правда, не все хозяева подземных парковок соглашаются на сотрудничество.

Есть люди, которые по своей инициативе сооружают во дворах спортивные площадки. В прошлом году жители одного двора обратились ко мне, попросили помочь найти снаряды для занятий. Спортивные сооружения мы привезли с площадки рядом с домом, который уходил под снос. Турники и канаты вполне можно было использовать.

– В нынешнем году городская администрация обещает начать строительство надземного перехода на Боткина. Поможет это разгрузить в часы пик магистраль? Вас этот проект устраивает?

– Переход решает проблему не столько увеличения скорости движения, сколько безопасности пешеходов. Люди будут переходить дорогу в комфортных условиях. Этот проект я очень долго продвигал. Первоначально стоимость строительства оценивалась в 80 миллионов. В процессе проектирования удалось снизить её в три раза – до 25 миллионов. Были проблемы с межеванием участка, из-за этого пакет документов долго не мог пройти экспертизу. Сегодня это преодолено. В бюджете заложены деньги. Департамент архитектуры и градостроительства в августе обещает провести торги. Если конкурс состоится, строительство начнётся в нынешнем году.

Если опыт окажется удачным, строительства подобного перехода мы будем добиваться на улице Маяковского в районе школы № 71. Она находится рядом с оживлённой магистралью. Через улицу Маяковского в сторону Синюшиной горы идёт весь общественный, транзитный транспорт, междугородные маршрутки. Родители боятся за безопасность детей, когда школьники переходят дорогу. По этой причине школа недостаточно загружена. Если появится переход, дети смогут безопасно переходить через дорогу. Кроме того, мы решим вопрос с полноценной загрузкой школы.

– Привокзальная площадь и примыкающая магистраль – это ещё одно «узкое место» в городе. Продолжится ли реконструкция зданий вокзала? Какие есть ресурсы для того, чтобы разгрузить улицу Челнокова?

– Город совместно с железной дорогой подготовил концепцию транспортно-пересадочного узла. На 2017 год запланировано переустройство пассажирских платформ: будут разведены потоки пассажиров пригородного и дальнего следования, организованы два отдельных перехода через пути. В следующем году начнётся реконструкция зданий вокзала.

На месте павильона с пригородными кассами и туалета будет построено новое здание. Мы вели переговоры с «Почтой России», предлагали отделение перенести в другое здание. Убрать строение и на этом месте организовать парковку. Но оказалось, что земля под зданием федеральная, на сделки наложен мораторий. В ближайшее время там ничего менять нельзя.

Старое здание планируем реконструировать. Внутри поменяется назначение помещений, будут отремонтированы деревянные перекрытия. Но, поскольку здание вокзала является памятником архитектуры, облик строения должен сохраниться. Это та часть концепции, которую берёт на себя железная дорога.

Развитие территории, примыкающей к вокзалу, связано с большими государственными затратами. Места не хватает. Чтобы реконструировать привокзальную площадь, нужно срезать гору.

– Все другие, менее глобальные, решения уже исчерпаны?

– Если областное правительство (междугородные и пригородные перевозки – компетенция региона) уберёт отстой маршруток до Улан-Удэ, то освободятся ещё 50 мест для парковки. До 12 автобусов одновременно незаконно стоят на отстое, занимают парковку. Хотя они должны принять или высадить пассажиров и освободить место, они не могут на парковке находиться часами. Но область не хочет этим заниматься.

Но, даже если эти места освободятся, я не думаю, что это принципиально изменит ситуацию. Гора является археологическим памятником, вся территория над вокзалом, Парк имени Парижской коммуны, спуск к мосту – это Глазковский некрополь. Прежде чем что-то делать на этом месте, нужно провести археологические исследования. Это стоит больших денег. В нынешнем году часть средств на изыскания заложена в бюджете.

Есть проект, который подразумевает пробивку новой дороги через гору. Он очень дорогой, без частных инвестиций его не реализовать. Но и территория эта представляет интерес для бизнеса. В новом сезоне будем собираться с сотрудниками городской администрации, вместе решать, как двигаться дальше.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры