издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге…

Вспоминая «восточкинца» Олега Быкова

Вот и заканчивается сорокоуст для Олега Быкова. Известие о кончине журналиста и фотохудожника пришло сразу после юбилейных торжеств газеты «Восточно-Сибирская правда», служению которой Олег Васильевич отдал почти всю свою творческую жизнь. Остановилось сердце…

Олег Васильевич был счастливым человеком. Творец наделил его талантом наблюдателя и аналитика, умеющего «несколькими строчками в газете» выразить своё отношение к событиям, которые он проживал вместе с иркутянами и жителями области, являясь их составной частью. Быков был настоящим патриотом родной земли, гордился тем, что родился и жил в Иркутске, ставшем для России «серединой земли». Он испытывал гордость за достижения земляков и боль за несостоявшееся тем неравнодушием сердца, которое доставляет радость и мучит размышлениями о несовершенстве окружающего мира.

Профессия журналиста – это вечный бег за информацией, стремительное изложение её в газете и новый поиск интересного и значимого для читателя. По окончании Иркутского госуниверситета Олег Быков пришёл в газету «Ангарские огни», был, как многие начинающие репортёры, везде успевающим и вездесущим человеком. Он писал о новостях, информацию сопровождал собственными снимками, отличавшимися живым взглядом на фактологию темы. Навыками фотодела Олег овладел в университете.

Журналисту Быкову, выпускнику детской художественной школы, в профессии пригодилось умение рисовать, одним из немногих в работе он использовал жанр карикатуры. В конце 1960-х – начале 1970-х годов этот жанр был важен для газеты, следовал традициям популярного журнала «Крокодил». Зачем описывать негативные события действительности, тратить много слов, если в наброске можно выразить суть проблемы, своё отношение к ней? Не только в родных «…огнях» он печатал свои небольшие шедевры, но и в других газетах Иркутска, которые охотно брали рисунки Олега с его краткими и хлёсткими подписями.

Популярность журналиста Быкова в Иркутске росла. Он перешёл работать на телевидение, где занимался новостными программами. Свои репортажи строил на динамичных, сюжетно выстроенных фотографиях. В то время Олега часто можно было видеть на стройках, в институтах, на заводах, в театрах или музеях города. Он казался всезнающим, на любые темы говорил профессиональным, полным смысловой значимости языком. Его репортажи, отличавшиеся краткостью, которая, как известно, сестра таланта, были важны для жителей города. По сути, Быков вёл летопись Иркутска, изо дня в день запечатлевая бытовые и эпохальные моменты его жизни.

Молодой журналист Олег Быков в работе отличался остротой взгляда, со временем к нему пришло осознание того, что каждый материал требует анализа, размышлений, обобщений.

 

С годами Олег Васильевич приобрёл солидность, обзавёлся семьёй. Его супруга, Елена Ивановна, преподавала французский язык в институте иностранных языков и сумела привить мужу любовь к поэзии Бодлера, Элюара, Рембо. У супругов родились два сына – Евгений и Алексей. Правда, отец никогда не называл их полными именами, пользовался уменьшительно-ласкательными – Женечка и Алёшенька. Привычку не изменил даже тогда, когда они выросли, а его любовь увеличилась и умножилась в любви ко внукам.

С 1973 года Быков начал служить в главной газете области – «Восточно-Сибирской правде», и срок этого служения составил 43 года. Начинал с рядового журналиста и быстро стал незаменимым, занимал должности заведующего отделом пропаганды, ответственного секретаря, заведующего отделом науки и культуры. Много сам писал и расширил круг внештатных корреспондентов, которые привносили в статьи профессиональные знания в отдельных отраслях науки. На рабочем месте Олега Васильевича редко можно было застать в одиночестве. В небольшом кабинетике он сидел в окружении гостей, приносивших статьи или обращавшихся в газету с проблемами своих вузов, институтов Сибирского отделения Российской академии наук. К посетителям он был внимателен, выслушивал всех и даже тех, кто отличался патологическим стремлением к многописательству, авторов псевдонаучных трактатов.

Раньше в газете отводилось место литературным страницам, в них печатались рассказы прозаиков и стихи поэтов. Быкову приходилось кипами читать настоящую литературу и опусы графоманов. Частенько беседы с «гениями» заканчивались их просьбами занять рубль или трёшку. И Олег Васильевич занимал, понимая, что долг вряд ли будет возвращён. Он был исключительной доброты человеком, бесконфликтным, отзывчивым, внимательным.

Занятия журналистикой сделали Быкова популярным в городе человеком, кажется, он знал чуть ли не половину жителей Иркутска, его знал каждый, кто читал газету (в советское время «Восточно-Сибирскую правду» выписывала каждая вторая семья области). Друзей у Олега Васильевича было множество, причём это были люди самых разных профессий и пристрастий. В ближний круг входила мама поэта, лауреата Государственной премии Анатолия Преловского, которая, похоронив сына, переехавшего в Москву, дожила до ста лет. Организатором и вдохновителем этого славного юбилея был Олег Васильевич.

Особым его пристрастием в работе были художники. Он любил писать о живописцах, графиках, о людях, занимающихся прикладным искусством. Предпочтение отдавал реализму, искренне не воспринимая современные направления, напрягающие зрительское восприятие. По сути, Олег Васильевич был человеком, предпочитающим традиции художественного отражения действительности нововведениям авторской трактовки. Журналист был убеждён в том, что искусство требует от зрителя работы души, оно обязано духовно развивать человека.

Быков хорошо понимал значимость искусства в развитии общества. Для страны оно является кодом национальных особенностей, выраженных в поговорке: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». В годы перестройки, когда цензорские шлюзы открылись, потоком полилась вседозволенность. Олег Васильевич всегда руководствовался внутренним цензом и не допускал в газетных публикациях «желтизны», освещения деструкций или распада нравственной составляющей искусства.

Страницы газеты, посвящённые искусству, Быков тщательно продумывал, для заведующего отделом важными были материалы о значимых для города музейных выставках, концертах филармонии, премьерах театров. Эта страница ориентировала горожан в проведении их досуга, обращала внимание на то, что обязательно надо увидеть, о чём следует поразмышлять в творчестве музыкантов, артистов, художников.

Своеобразным итогом творческой деятельности журналиста Быкова стала книга «Карнавал и молитва», в которой он собрал свои лучшие публикации по культуре и искусству. Изобразительным рядом для этой книги стали карикатуры, отличающиеся остротой и хорошим чувством юмора, а также фотографии, демонстрирующие высочайший профессионализм их автора.

Олег Васильевич в последние годы был не особо склонен к путешествиям. Лучшим отдыхом для себя он считал дачу – небольшой домик, в котором было место для работы. Здесь он писал или рисовал, выходил в сад и весной любовался цветущими яблонями, к осени украшенными плодами, или кустами облепихи, рясными от ярко-жёлтых ягод. Разве это не отдохновение для души, не повод наполниться вдохновением?

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу,

перо – к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Кстати, о бумаге. До конца дней своих он писал только от руки, отвергая в своей работе пишущую машинку, а позднее и компьютер. В работе ему важна была искренность, которую никакие технические приспособления, как считал он, передать не могут. Эта причуда выделяла Олега Васильевича из числа многих собратьев по профессии, делала его уникальным и неповторимым.

Олег Васильевич Быков оставил о себе добрую память. Его обзоры, очерки, интервью вошли в анналы иркутской истории, по ним потомки будут судить о нас, живших в ХХ веке, и о нас сегодняшних. Олег Васильевич продолжил свой земной путь сыновьями Евгением и Алексеем, тоже учившимися журналистике в вузе, где получал профессию отец, и внуками, которые наверняка вырастут хорошими людьми.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры