Право называться актёром
В шестой раз заслуженный артист РФ Александр Булдаков, актёр Иркутского академического драматического театра имени Н. Охлопкова, выпускает в театральном училище студентов курса «Актёр драматического театра и кино». Его выпускники работают как в театрах российской провинции, так и в Санкт-Петербурге и Москве. Наиболее талантливые и удачливые, например Александр Бухаров и Владимир Капустин, стали настоящими звёздами отечественного кино. Поговаривают, Булдаков строг и чрезвычайно требователен к студентам. Он возражает: «Это только кажется. Мы воспитываем в ребятах работоспособность, что необходимо в профессии, в которой труд и талант неразделимы».
«Мы» – это многочисленный состав преподавателей, умеющих научить ребят сценической речи и сценическому движению, пластике, вокалу, танцевальному искусству. Это педагоги, помогающие освоить многочисленные гуманитарные предметы, развивающие в студентах духовные личности. В обучении мастерству актёра Булдакову помогают педагоги Надежда Славная, выпускница режиссёрского факультета Московского театрального института имени Щукина, и студент-дипломник того же вуза – актёр драматического театра Дмитрий Акимов.
Кажется, пройдя бесконечно волнующим путём вступительных экзаменов, абитуриент, ставший студентом, может успокоиться, начать обучение в ритме, заданном расписанием занятий. Нет, впереди отчисления! Как правило, на курс поступает тридцать и более ребят, а оканчивают его пятнадцать–двадцать. Кто-то сам уходит, не выдержав нагрузки, а в ком-то преподаватели ошиблись, не нашли должного таланта, а главное – умения обучаться творческим дисциплинам.
Начинают от простого к сложному: с этюдов на воображение, наблюдательность, сосредоточенность, далее репетиции отрывков из классических и современных пьес, освоение жанров драматургии. На третьем курсе начинается подготовка дипломных спектаклей, за участие в которых каждый студент получит оценку за мастерство и диплом актёра.
Выпускники 2018 года в пяти спектаклях и двух концертных программах показывали, чему и как они научились. А научиться им надо было перевоплощению в образ, умению переводить своё «я» в характер и судьбу сценического героя. Выпускники курса в дипломных спектаклях показывались в образах геров произведений Лопе де Вега, Достоевского, Горького, Леонида Андреева, Елены Исаевой. Репертуар строился по классическому образцу: комедия, психологическая драма, пластический спектакль и постановка современной пьесы. Сегодня на учебную сцену театрального училища приходят учителя иркутских школ и их ученики, преподаватели и студенты иркутских вузов. В подтексте каждого спектакля заложено воспитательное начало, которое идёт не от назидания – от эмоционального восприятия художественного образа. Режиссёры-педагоги со своими учениками исследуют на сцене влияние сил Любви, Добра, Милосердия на становление человека.
А начинается всё с Любви! Итальянский драматург Лопе де Вега в Средневековье написал пьесу «Дурочка», героиня которой, почувствовав притяжение сердца к мужчине, обретает способность думать, побеждать интриги, затеянные против её союза с возлюбленным. Любовь становится началом движения к духовному пробуждению взбалмошной Финеи, воспринимающей в начале спектакля жизнь как детскую игру.
Как и должно быть в комедии, в спектакле, поставленном Булдаковым, сюжет прост и изобретателен по форме выражения. Спустя века он интересен и поучителен для молодых зрителей, в эпоху сегодняшней сексуальной революции он может помочь им подниматься в отношениях на пьедестал высоких чувств.
Противовесом, другой стороной выражения эмоционального начала человека Александр Булдаков выбрал к постановке первый вариант пьесы Горького «Васса Железнова». На сцене мать и её несчастные дети свиваются в змеином клубке в борьбе за наследство, в сокрытии грехов, в доведении друг друга до ощущения почти трагического несчастья. Жёсткий спектакль, напряжённый в восприятии его непростых героев, стремящихся любовью восстановить гармонию семейных отношений и ненавистью разрушающих её хрупкую основу. Молодые исполнители погружаются во взаимоотношения, в характеры персонажей пьесы Горького и кажутся осколками прошедшего, былого. Но человек неизменен, высокое и низменное тянутся за ним из века в век. Кто знает, сколько «скелетов» спрятано в шкафах современных семей и как живут с ними родители и их дети?
Во всех спектаклях выпускного курса присутствуют возрастные персонажи. Режиссёры-постановщики не склоняют исполнителей показывать на сцене образы стариков и старух, ребята перевоплощаются внутренне. Внешний показ всегда чреват неправдой, а вот жизнь человеческого духа, его психология и действенные устремления всегда интересны, им хочется верить. В спектакле «Васса Железнова» в роли матери убедительна Анастасия Альмухаметова, в «Дурочке» роль отца Финеи, Октавьо, интересно играет Максим Червяков. Свободны и обаятельны молодые исполнители в ролях, которые подходят им по возрасту и темпераменту: Ниса в исполнении А. Жаромской и В. Паплинской, Финея – Ю. Щегловой и А. Цикуновой, Лисео – Ю. Шелковникова и П. Матушевича, Лауренсьо – С. Тоцкого и С. Рюмина. Этих и других выпускников зрители могли видеть во всех дипломных работах, они наблюдали их внутреннее перевоплощение, умение понять и почувствовать режиссёрскую трактовку литературной основы спектакля.
Классическая драматургия, в которой студенты вышли на экзамен по мастерству актёра, помогает их погружению в настоящие, не терпящие игры понарошку характеры. Это спектакли по пьесе Леонида Андреева «Жизнь человека» и инсценированному роману Достоевского «Братья Карамазовы» «Брат Алёша». Режиссёры этих постановок разные, и стилистика выражения драматургии в них тоже отличается.
Владимир Лопаев пьесу родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева «Жизнь человека» выражает на сцене пластическими образами. Музыка и текст, отражающий переход человека от нищеты к богатству, жизнь в роскоши, а перед смертью – вновь возвращение к бедности, помогают зрителям понять сюжет, воплощённый молодыми актёрами в пластических этюдах. Изгибы, растяжки, изломанные позы в этом спектакле становятся символами жизни человека, достигающего своим талантом вершин благополучия и скатывающегося вниз, когда мода на его архитектурные творения проходит. Движение спектакля – это философия успеха и неуспеха, тщеславия и уничижения личностного «я».
Педагог по мастерству актёра Дмитрий Акимов подготовил студентов к дипломному показу в двух спектаклях. В спектакле по пьесе «Двор как уходящая натура» современного автора Елены Исаевой режиссёр говорит о ностальгии героев по детству, о счастье общения, пережитом во дворе, где все были равны в дружбе, взаимопомощи, умении понимать и прощать друг друга.
Ёмким по мысли и очень эмоциональным получился спектакль «Брат Алёша», в котором инсценировка и постановка отрывков из романа «Братья Карамазовы» осуществлена Акимовым. Все мы знаем, что Достоевский сложен в прочтении, многие его герои существуют на изломе внутреннего конфликта, склонны к саморазрушению и внутреннему покаянию. Добро и зло уживаются в них как две составляющие: одна – дарованная Богом, другая – склоняющая к соблазну, идущему от Дьявола.
В дипломном спектакле «Брат Алёша» свет побеждает тьму души человека, братья Иван и Дмитрий, все изломанные персонажи повествования тянутся к чистому и светлому Алёше, сумевшему верой в добро победить скверну, искушающую человека. По сути, этот спектакль провозглашает веру в свет, в созидание, внутреннюю силу, явленную Создателем для того, чтобы человек научился творить добро.
Хочется особо отметить Вячеслава Лелявского – исполнителя роли Алёши. Его герой немногословен, он больше слушает монологи-исповеди, с которыми приходят к нему измученные противоречиями персонажи спектакля. Алёша Лелявского и сам стоит на пороге грехопадения, но вера в добро побеждает в нём.
В итоге 21 студент отстоял своё право называться актёром. Государственная экзаменационная комиссия, возглавлял которую профессор Московского театрального института имени Щукина Андрей Левицкий, высоко оценила способности ребят и вручила им долгожданные дипломы со специализацией «Актёр драматического театра и кино».