издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Понять логику процесса»

Корпоративный университет начал тренажёрную подготовку «оперативников» ТЭЦ

Котёл и турбина могут стать лишь строками машинного кода? Да. Если речь идёт о тренажёрной подготовке оперативного персонала. Виртуальный щит управления отличается от того, который стоит на реальной электростанции, но принципиально полностью имитирует процесс работы основного оборудования ТЭЦ. И можно сказать, что опосредованно он тоже влияет на работу станции, ведь на нём идёт тренажёрная подготовка оперативного персонала ТЭЦ на базе Корпоративного университета «ЕвроСибЭнерго». Её цель – научить машинистов котлов и турбин ориентироваться в любой ситуации, которая может возникнуть на рабочем месте, обеспечить полное понимание сотрудниками процессов работы вверенного им оборудования.

Тренажёрная подготовка – процесс регулярный, если не сказать – рутинный. Специфика работы требует, чтобы оперативный персонал – машинисты-обходчики по турбинному оборудованию и машинисты центральных щитов управления котлами – проходил тренажёрную подготовку регулярно. Начатый в 2018 году проект по обеспечению необходимого объёма тренажёрной подготовки даёт такую возможность. При этом занятия на тренажёре не ведут к отработке до автоматизма навыков работы на каком-то конкретном щите управления. Нет, занятия преследуют несколько другую цель – человек, который занимается на тренажёре, должен досконально разобраться в логике процесса, задуматься о том, что происходит в результате его манипуляций».

Интеллектуальные, а не моторные навыки

Для того, чтобы обеспечить персоналу «Иркутскэнерго» возможность приступить к тренировкам, в первую очередь нужно было найти поставщика, полностью удовлетворяющего требованиям компании как с точки зрения качества и соответствия пожеланиям заказчика самого тренажёра, так и в отношении организации учебного процесса.

В прошлом году наилучшее предложение для сотрудников группы компаний в ходе закупочной процедуры смог сделать индивидуальный предприниматель Владимир Рубашкин из Москвы, который давно специализируется на тренажёрной подготовке оперативного персонала в электроэнергетике. К тому моменту он уже давно положительно зарекомендовал себя, работая с крупными отраслевыми предприятиями, в том числе с «Мосэнерго», «Фортумом» и Кузнецкой ТЭЦ. Философия, которой придерживается в своей работе Владимир Александрович, может быть кратко сформулирована так: «Тренажёр является инструментом совершенствования интеллектуальных (а не моторных) навыков управления». Как в авиации, где высококлассный лётчик должен уметь в любой ситуации принять правильное решение, исходя из своих знаний, умений и опыта, а не полагаться исключительно на автоматику, которая включается при нажатии на тот или иной тумблер.

Всего в этом году в Корпоративном университете «ЕвроСибЭнерго» должны пройти сорокачасовое обучение около 90 сотрудников «Иркутскэнерго». Часть групп уже завершила курс обучения, запланированный на этот год.

Сам тренажёр – это компьютерная программа-симулятор, имитирующая щит управления энергоблоком. В состав виртуального оборудования, которое выбрали для июльских тренировок, вошли котёл БКЗ-420, БКЗ-210, ТП-87 и турбины Т-60, ПТ-80 и Т-100. Подобный набор можно встретить и в Иркутской энергосистеме. Однако тренажёр не повторяет в точности щиты управления, используемые на реальных станциях.

«Схемы – это единственная сложность, которая возникала в самом начале, – рассказывает машинист центрального щита управления по котлам ТЭЦ-9 Максим Бондарцов. – На каждой станции они свои, поэтому в первые дни пришлось привыкать и внимательно смотреть, что где находится. Представьте себе автомобиль: ты пересаживаешься из одной машины в другую и спокойно едешь, потому что руль и педали расположены одинаково. А здесь они в совершенно разных местах. Всё для того, чтобы тренировали голову, каждый раз осознанно производили нужные операции». Не удивительно, что именно ознакомлению со схемами был посвящён первый из пяти дней подготовки. Группа, в которой помимо Бондарцова были машинисты-обходчики турбин Дмитрий Кобелев и Александр Распопин, а также машинист котла Павел Шугалей, разобралась в них за положенные шесть рабочих часов.

Скорость освоения тренажёра, как и другие навыки, оценивается по пятибалльной шкале, сотрудникам предоставляется детальная обратная связь по допущенным ими ошибкам, инструктор обеспечивает подробные пояснения. Точно так же наставники следят и за тем, насколько глубоко обучающиеся понимают происходящие на оборудовании процессы и оперативно ли они принимают точные решения. Оценивалась также совместимость при работе в команде – не возникают ли споры между участниками. «У нас взаимоотношения с турбинным цехом и так хорошие, но занятия подтвердили, что сотрудничество между нами должно быть налажено просто на «отлично», – комментирует Бондарцов. – Без взаимопонимания в нашем деле никуда». Наконец, при оценке работы учитывается и динамика изучения темы сотрудниками: разница между штрафами, которые машина начислит при первом выполнении задания и при повторном – в последний день тренировок.

«Видео только отвлекает»

Прошедшие обучение сотрудники рассказывают, что на занятиях проверяются практически все умения, которыми должны обладать «оперативники». Так, задания для турбинистов предусматривали работу по диспетчерскому графику электрической нагрузки, для котельщиков – по температурному графику сетевой воды. Потребовались и те навыки, которые актуальны в «боевой обстановке»: программа имитировала отказы систем пылеприготовления, тягодутьевых машин, подогревателей, бойлеров и насосов. Не обошлось и без симуляции отключений котла и турбины – как плановых, так и аварийных.

Наставник при этом следит за всеми действиями учеников дистанционно – на его компьютере установлена «администраторская» версия той же программы, что и на тренажёре. Вдобавок он поддерживает связь с теми, кто проходит подготовку, через «Скайп». «Мы преподавателя не видим, но всегда можем о чём-то спросить – он нас слышит, – говорит Бондарцов. – Видео, на самом деле, и не нужно: оно только отвлекает и ничего дополнительно не даёт. Все инструкции можно дать и устно, они есть и в электронном виде. Преподаватель ещё может и на любой из наших мониторов зайти, что-то посмотреть или показать. Из-за этого возникает полный эффект присутствия».

Более того, инструктор может в случае необходимости остановить программу и устроить «разбор полётов», в мельчайших деталях проанализировав все ошибки или правильные действия. Может он и вмешаться в работу команды, но это если и происходит, то чаще всего в тот момент, когда задание выполняется в первый раз – при повторном прохождении теста участие наставника обычно не требуется. Но работу энергетиков он оценивает на каждом этапе. Чтобы добиться максимальной оценки по сумме пяти показателей, придётся продемонстрировать действительно отличные знания и навыки. И каждая команда к этому стремится, хотя, если продолжать проводить параллели с обучением лётчиков, в процессе порой вспоминаются слова командира звена из Красноярска: «Чкалов летал на «четыре»!»

В июле тренажёрную подготовку прошли три команды: две с ТЭЦ-9 и одна с Усть-Илимской ТЭЦ. Занятия предусмотрены для сотрудников Ново-Иркутской ТЭЦ и ТЭЦ-10. В прошлом году тренировались ещё и машинисты с Ново-Зиминской ТЭЦ. В целом учебная программа направлена на станции, где технологические процессы автоматизированы – то есть практически на все ТЭЦ энергосистемы Иркутской области.

Корпоративный университет должен организовать возможность подготовки оперативного персонала всех четырёх станций с учётом как сетки занятий инструкторов, так и возможностей станции предоставить сотруднику время для обучения, поэтому график занятий расписан по дням до конца декабря.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры