издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Форс-мажорные обстоятельства

Региональные власти окажут поддержку бизнесу во время пандемии

Ограничения для предпринимателей, введённые из-за пандемии коронавирусной инфекции, лишь обнажили проблемы, с которыми малый и средний бизнес сталкивается с 2014 года. Самоизоляция со всеми сопутствующими ограничениями только усугубила имеющиеся экономические трудности. Федеральные власти в таких условиях ввели мораторий на проверки и рассмотрение заявлений о банкротстве, а также отодвинули сроки сдачи отчётности и уплаты налогов. Правительство Иркутской области, в свою очередь, решило освободить предпринимателей от арендных платежей за региональную собственность и уменьшить ставки тех сборов, на которые оно может повлиять. Свои меры поддержки бизнеса предложили и депутаты Законодательного Собрания. Этому был посвящён правительственный час на внеочередной сессии ЗС, которая состоялась 10 апреля.

Самоизоляция для жителей, повышенная готовность для тех, кто отвечает за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Так по губернаторскому указу Иркутская область в условиях пандемии коронавируса живёт уже третью неделю. Для значительного числа предпринимателей действуют запреты и ограничения на работу. Не распространяются они на 24 вида деятельности: от добычи полезных ископаемых, энергетики, химического комплекса, металлургии, лесозаготовок и сельского хозяйства до работы «дежурных» нотариусов, адвокатов и групп в детских садах. То есть, общими словами, от жизненно важных отраслей до «дежурных» нотариусов и адвокатов. «У нас постоянно идёт диалог с медицинским сообществом, – заметил исполняющий обязанности первого заместителя губернатора – председателя правительства Иркутской области Константин Зайцев. – Экономический блок говорит: «Давайте большее количество отраслей сегодня пустим в экономику». Поступают предложения от мэров открыть spa-салоны и тому подобные учреждения, где нет такого большого количества людей, как сегодня в зале заседаний. Разумно. Но возникает диалог с медицинским сообществом, насколько это опасно. И так расширили [список разрешённых видов деятельности] до 24 направлений, дали больше возможностей работать бизнесу. Поверьте, это было нелегко».

А платишь потом

Для тех, кто в этот перечень не попал, приостановка работы означает прямые финансовые потери. Острее всего это ощутил малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели – около 38 тысяч фактически действующих фирм и 44 тысячи человек только в Иркутской области. Учитывая форс-мажорные обстоятельства, на федеральном уровне приняли некоторые меры их поддержки. Согласно постановлению правительства № 409, бизнес пока освобождён от проверок, к тому же введён мораторий на оплату штрафов и продлены сроки сдачи отчётности. Для тех, кто включён в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, введены отсрочки по уплате налогов, в зависимости от вида сбора составляющие от трёх месяцев до полугода. Страховые взносы в их случае снижены с 30% до 15% с выплат выше МРОТ. Центробанк, в свою очередь, рекомендовал предусмотреть шестимесячные кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса. При его поддержке предприниматели также могут получить кредит на зарплату для своих сотрудников под 0%.

Кроме того, введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве стратегических и системообразующих предприятий вкупе с компаниями и предпринимателями из отраслей, наиболее пострадавших из-за распространения инфекции. На тот момент, когда в Законодательном Собрании проходил правительственный час, в список последних входили девять сфер бизнеса: авиаперевозки, гостиничное дело, туризм, общественное питание, дополнительное образование, бытовые услуги населению, физкультура и спорт, организация конференций и выставок, культура с организацией досуга и развлечений. «Необходимо расширить перечень экономических видов деятельности, которые являются наиболее пострадавшими от распространения коронавируса, – подчеркнул Константин Зайцев. – Например, кинотеатры в него не входят». Их, впрочем, правительство России в тот же день учло в списке вместе со стоматологическими клиниками и кабинетами. Если говорить о наиболее пострадавших отраслях экономики, то финансово правительство Иркутской области поддержало некоторые гостиницы. В пяти из них разместили обсерваторы для тех, кто въезжает в регион. «Мы размещаем госзаказ, по большому счёту», – отметил Зайцев. По состоянию на 10 апреля, к слову, на обсервации находились 314 человек. При том, что действуют пять обсерваторов, а ещё два находятся в резерве.

В остальном принимаемые меры сводятся к тому, чтобы снизить финансовую нагрузку на предпринимателей, которые несут убытки. Малый и средний бизнес на полгода освободили от платы за аренду областного имущества. Аналогичную меру советуют принять и муниципалитетам. На федеральном уровне, для сравнения, дали только шестимесячную отсрочку – арендные платежи всё равно придётся вносить в 2021 году. Правительство Иркутской области в то же время подготовило законопроект о снижении до конца 2020 года ставки регионального налога на имущество организаций с 2% до 0,5%. Тем, кто вынужден был перевести своих сотрудников в режим неполного рабочего для или отправить их в отпуск без содержания, предоставят государственную поддержку для выплаты зарплаты и уплаты налогов со страховыми взносами. Компенсация составит до 19 тыс. рублей на одного работника. Областные власти исходят из предварительной оценки, по которой нужно будет выплатить её за 760 человек, на что потребуется 83,5 млн рублей. Львиную долю денег предоставит федеральный бюджет.

«Я бы, конечно, расширил этот список»

Депутаты ЗС придерживаются мнения, что перечень мер поддержки по возможности следует расширить. Антон Романов, в частности, предложил распространить послабления для малого и среднего бизнеса на некоммерческие организации. Для предпринимателей, считает он, можно было бы снизить налог на землю. С учётом того, что он идёт в местные бюджеты, в областной казне следует предусмотреть средства на компенсацию их выпадающих доходов. «Мы можем пойти по этому пути, – отчасти согласился и.о. председателя областного правительства. – Но давайте это делать пошагово: давайте дождёмся федеральных решений, а потом будем смотреть вместе с вами. Вы знаете, что Торгово-промышленная палата Восточной Сибири сделала предложение уменьшить ставки по упрощённой системе налогообложения. Наверное, это хорошо, но в рамках того бюджета, который мы с вами имеем, сами понимаете, всё сложно».

Евгений Сарсенбаев, в свою очередь, обратил внимание на тех предпринимателей, которые арендуют площади в торговых центрах. «На сессии я получил очередное письмо, что владельцы крупных торговых центров не идут на снижение платежей или их отмену, – рассказал депутат. – Как ведётся работа с ними, идут ли они на контакт с правительством?» По словам Зайцева, снижение ставки регионального налога на имущество для деловых и торговых центров с 0,75% до 0,5% должно способствовать уменьшению арендных платежей. «Влезть в хозяйственную деятельность частных предприятий мы не можем, – констатировал он. – Но на заседании оперативного штаба [по недопущению распространения коронавирусной инфекции] все присутствовавшие представители торговых центров сказали: «Если вы нам пойдёте навстречу, мы пойдём навстречу арендаторам».

Кто-то из парламентариев считает, что отдельным категориям фирм и предпринимателей можно разрешить работать в том случае, если они будут соблюдать строгий санитарно-эпидемиологический режим. По мнению заместителя председателя комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ольги Безродных, режим самоизоляции можно ослабить для парикмахерских, маникюрных кабинетов и тому подобного. «Дело в том, что мы индивидуальных предпринимателей просто толкаем на неофициальное предоставление услуг, – пояснила она. – Они либо пойдут к заказчику, либо сами его приведут. На мой взгляд, в этих учреждениях легко ввести режим дезинфекции, при котором они могут безопасно работать». Депутат Дмитрий Тютрин добавил в ту же категорию фитнес-центры и спортивные залы. При том условии, что в них можно проводить индивидуальные занятия, а тренеры могут вести онлайн-курсы. «Если вы хотите знать мою позицию, то я бы, конечно, расширил список [разрешённых видов деятельности] не до 24, а больше, – ответил на это Зайцев. – Но здесь я не могу не согласиться с медицинским сообществом. Если бы вы зашли в торговые центры, то увидели бы, что не все, кому разрешено работать, соблюдают меры предосторожности. Если бы они их соблюдали, наверное, можно было бы эти отрасли вводить в нормальные жизненные циклы».

В любом случае в областном правительстве пообещали учесть предложения депутатов. Законопроект об уменьшении ставок регионального налога на имущество, который внёс временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев, Законодательное Собрание рассмотрит 15 апреля на очередной сессии. Между тем режим самоизоляции в регионе продлён до 19 апреля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры