издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Игорь Кобзев: «Каждый имеет право жить в комфортных условиях. Моя задача – их создавать»

Вчера губернатор Иркутской области Игорь Кобзев провёл пресс-конференцию. На ней он подвёл итоги года и обозначил планы на ближайшее будущее. А ещё рассказал, что будет у него на новогоднем столе и как он собирается провожать уходящий год. «Когда я приехал в Иркутскую область, даже не предполагал, насколько насыщенным будет этот год», – отметил губернатор во вступительном слове.

В пресс-конференции традиционно участвовали все СМИ Иркутской области. И уже традиционно мероприятие проходило в онлайн-режиме. А перед этим журналистам вручили благодарственные письма за организацию акции «Спасибо, доктор», которая состоялась в декабре.

Большинство задач по восстановлению пострадавших от наводнения территорий, поставленных президентом, выполнено, сообщил Игорь Кобзев. До 31 декабря планируется достроить 86 домов. Шесть из них многоквартирные – на 496 квартир, 54 – индивидуальные, 24 – дуплексы (дом на два хозяина) на 48 семей. Работы идут в круглосуточном режиме. Ранее были сданы пять многоквартирных домов на 116 квартир и 74 индивидуальных дома. В 2021 году будут введены в эксплуатацию 14 дуплексов на 28 жилых помещений, а также 76 индивидуальных жилых домов, 34 из которых находятся в Нижнеудинске, остальные – в Тулуне. Пострадавшим от наводнения было выдано 7670 свидетельств на право приобретения жилья, на данный момент из них не реализованы 3 таких документа.

В 2021 году на строительство, реконструкцию и капремонт соцобъектов предусмотрено около 13,8 млрд рублей, сообщил губернатор. Это на 1,138 млрд рублей больше, чем на начало 2020 года. Средства будут выделены из бюджетов всех уровней.

– В текущем году не только не секвестировали бюджет и не остановили ни одну выплату, ни одну стройку, но и добавили новые выплаты и новые стройки. Мы строим ФАПы и больницы, открываем детские сады и школы. В 2020 году в Иркутской области было построено 9 школ, 13 детсадов и 27 ФАПов. Работы ведутся в том числе на территории бывшего ИВВАИУ, где через год откроется Суворовское училище, – сказал глава Приангарья.

– Когда откроются иркутские театры? Ведь кинотеатры работают уже давно.

– Давайте вернёмся к этому вопросу 10 января, если позволит эпидемиологическая ситуация. Прогнозировать что-то сейчас никто не возьмётся. Я предложил недавно распустить детей на досрочные каникулы – на неделю раньше. Коллеги из санитарно-проивоэпидемической комиссии возразили, что оснований для этого нет. И я подчинился. Так и здесь: решение должны принимать специалисты. Сами артисты должны высказать своё мнение: будет ли им комфортно выступать перед полупустыми залами. Тем более что сегодня активно используются онлайн-площадки. Нужно учитывать при этом, что часть артистов находятся в группе риска по возрасту или по состоянию здоровья. Все эти моменты нужно учитывать.

– Будет ли работать программа переселения из ветхого и аварийного жилья в будущем году? И в каких объёмах?

– Программа переселения из ветхого и аварийного жилья в 2021 году будет реализовываться так же активно. Она не закрывается, её финансирование будет продолжено. На днях подписано соглашение о дополнительном софинансировании со стороны Фонда переселения из аварийного жилья на 281миллион рублей. За счёт детальной проработки с фондом мы постараемся увеличить финансирование в этой области. Знаю, что это жизненно необходимо для многих территорий. Мы ещё раз рассмотрим этот вопрос в январе на заседании правительства.

– Иркутская область подвела итоги тендера по оказанию услуг на разработку условий привлечения инвестиций в Иркутский аэропорт. Тендер выиграло некое ООО «Алмаз», которое не сможет провести детальный экономический анализ работы аэропорта, судя по информации из открытых источников. Между тем в тендере участвовали довольно серьёзные компании. Вас не беспокоит эта ситуация?

– Беспокоит. Скажу так: подводятся итоги, но не заключаются контракты. Однако профессионализм и справедливость должны восторжествовать. Реконструкция аэропорта имеет важное стратегическое значение для всех. Это непростая работа, поэтому и сумма была заложена свыше 50 миллионов рублей. Компания выиграла за гораздо меньшую сумму. У неё вряд ли хватит ресурсов, чтобы выполнить задачи, которые заложены в задании. Думаю, в ближайшее время вопрос разрешим. Нам нужна компания с мировым именем, которая могла бы правильно задать пути решения.

Что касается строительства нового аэропорта, то у нас есть поручение президента от 2014 года. К сожалению, мы 21 миллиард рублей уже потеряли. У нас было финансирование, теперь его нет. К этому просто так не подойдёшь. Если компания даст хорошие, серьёзные предложения, мы готовы включиться в работу и претворять в жизнь решение президента. Но сразу скажу, что это будет сложно.

– Планируется расширение полигона ТБО под Ангарском до 100 гектаров. К тому же здесь будет построен мусороперерабатывающий завод. Жителей очень беспокоит близость к городу этой площадки. В Ангарске и так много промышленных предприятий, территория несёт большую экологическую нагрузку.

– Я точно скажу, что увеличение площадки до 100 гектаров не рассматривается. Мы развиваем направление по переработке твёрдых коммунальных отходов, чтобы сократить их объём. Компания «РТ-НЭО» представила свои предложения, мы их рассматриваем. Окончательного решения пока нет. Думаю, в январе примем решение, учитывая мнение муниципалитетов и общественности. Мнение жителей очень важно.

Под Ангарском уже есть полигон, и нам всё равно нужна эффективная система утилизации отходов. Мы можем отказаться от всего. А что будет с мусором? Ну, не будет полигона в Ангарске – будет в другом месте, и в итоге всё ляжет в тариф. Но я услышал вас, мы ещё раз рассмотрим этот вопрос. Эта тема возникала и во время предвыборной кампании. Нужно искать компромисс.

– В прошлом году вы говорили о реорганизации Иркутского лесхоза. Теперь об этом ничего не слышно. Реорганизация отложена?

– Мы затратили на ликвидацию лесных пожаров 180 миллионов рублей. Эту сумму нам Федерация возвращает, лесопожарный период в 2020 году мы завершили без кредиторской задолженности. Реорганизация действительно приостановлена. Этот вопрос требует доработки и дополнительного обсуждения. За январь мы не успеем выстроить наиболее эффективную модель, а потом нужно будет готовиться к новому сезону.

Лучше отложить и сразу сделать хорошо, чем поторопиться и нагородить ошибок. Я вижу так, что следующий сезон проводим по той же схеме, имея единый лесхоз. А потом уже, в октябре 2021 года, менять структуру. Привлечём всех специалистов, руководство Рослесхоза планирует ещё раз сюда приехать и всё изучить. Я за вдумчивый подход. Там есть вопросы по задолженности перед сотрудниками. В ближайшее время мы их закроем.

– На вашем новогоднем столе будет продукция местных производителей? Наши фермеры по-прежнему имеют трудности со сбытом продукции. Что делается, чтобы им помочь?

– Моя семья по достоинству оценила местную продукцию. И жена, и дети сказали, что в Сибири вкуснее. Я и сам так считаю.

Буквально на днях встречался с руководителями территорий, где находятся опорные сельскохозяйственные производства. Рассматриваем возможность создания сельскохозяйственного кластера с системой льгот и так далее. По реализации продукции – вопрос непростой. Думаю, нужно выстраивать логистику, чтобы наша продукция выходила на рынок других регионов. Но параллельно необходимо обеспечивать местными продуктами и наши предприятия, учреждения. Может быть, нужно создать специальные центры, которые будут заниматься продвижением нашей продукции. Чтобы предприятия не занимались этим напрямую.

– Иркутская область подавала заявку на участие в федеральной программе «Стимул» в рамках нацпроекта по строительству. Она удовлетворена?

– Мы строим два объекта по этой программе: детский сад в Дзержинске и дорогу в посёлке Маркова. В следующем году строительство социальных объектов из «Стимула» исключается. Остаётся инфраструктура в жилых районах. Заявку мы подали, идут консультации. Решение не принято, но чуть больше 1 миллиарда мы намерены получить. Это зависит в основном от того, сколько жилья мы планируем ввести в будущем году. Нам открыт зелёный коридор, цифры озвучим в январе.

– Как правительство Иркутской области участвует в решении земельных проблем граждан, которые живут вокруг Байкала?

– Вопросы будут возникать, пока не будет отрегулировано федеральное законодательство. Летом этого года мы обращались в надзорные структуры чтобы исключить ущемление прав граждан, пока законодательство не приведено в соответствие. Процесс непростой. Мы должны установить границы населённых пунктов. Как только они будут сформированы, можно будет двигаться дальше. Может быть, нужно будет сформировать особую экономическую или экологическую зону. Сейчас идёт посыл со стороны муниципалитетов: «Мы оформлять не будем». Это вопрос компромисса и населённых пунктов, и национального парка, и на него нужно идти.

– На связи Мамско-Чуйский район. Игорь Иванович, наших жителей беспокоит будущее района – на что нам надеяться, чего ждать? Знакомая спрашивает, делать ли ремонт в доме, или нас через какое-то время просто закроют. С одной стороны, мы видим внимание властей: ремонтируются социальные объекты, есть договорённость о строительстве дороги, о новом теплоисточнике и так далее. С другой стороны – есть дефицит медицинских, педагогических кадров. Наши роженицы вынуждены выезжать в Иркутск. Не работают Дорожная служба, Служба судебных приставов, на месте нельзя получить водительские права. Людей беспокоят очень высокие цены на продукты в магазинах.

– Единственный район, который я не посетил, – Мамско-Чуйский. Я вам обещаю, что в январе буду у вас, мы встретимся и более подробно изучим то, что вы сейчас озвучили. Я услышал все проблемы, возьму их в работу. Во время визита уже будут приняты решения.

Я против того, чтобы кого-то переселять. Сейчас мы строим дамбу в Талой, это Тайшетский район. Жители говорят: «Нам не нужна дамба!» Но и переселяться они не хотят. Всё индивидуально, никакого массового переселения быть не должно.

Конечно, мы будем развивать район. Приведу пример: мы провели переговоры с компанией «Полюс», которая работает в Бодайбинском районе, в частности по транспортной развязке в районе. Есть много вариантов решения вопросов, мы наметили планы. В Мамско-Чуйском будем действовать так же: развивать с учётом его особенностей, приглашать бизнес, который поможет в этом деле. Я уже говорил, что для меня каждый житель – не важно, в каком районе он живёт, – имеет право на комфортное проживание на территории региона. Моя задача – создавать эти условия.

– Вопрос по пострадавшим от наводнения 2019 года территориям: многие до сих пор живут во временном жилье. Как сейчас обстоят дела в этих районах?

– Есть три варианта решения данной проблемы. Один из них: люди получают жилищные сертификаты и приобретают жильё – новое или вторичное. Здесь основную часть мы завершили. Некоторые жители доказывают в суде своё право на получение сертификатов, в судебных процессах находится более 240 заявлений. Сразу хочу сказать, мы договорились с правительством РФ: если будет судебное решение, то и поддержка федерального бюджета будет. Остаётся много вопросов по реализации сертификатов через ИЖС по трёхсторонним договорам. Просто так этот клубок не разрубишь. Но в отношении недобросовестных подрядчиков поставлен срок – к 1 мая эту историю закроем.

Также для жителей территорий строится новое жильё: 486 квартир вводятся в шести восьмиэтажных домах до конца года. Уже в первом квартале 2021 года жители справят новоселье. Проведены основные коммуникации, осталось только благоустройство. Сейчас получено более 1200 заявлений от жителей о переселении. За один раз их переселить не получится, говорю сразу. Но есть хорошая возможность сделать это постепенно – через принятие решения президентом страны по дополнительному финансированию.

В Нижнеудинском районе приоритет – микрорайон Восточный. Эта территория будет развиваться комплексно: там будут детский сад, школа, инфекционная больница, рассматриваются вопросы размещения объектов ИЖС и так далее.

– Игорь Иванович, скоро мы отмечаем Новый год, уходящий год был сложным. Первый вопрос: есть ли у вас праздничное настроение? Второй: в 2020 году очень хочется верить в чудо. Вы в чудеса верите? Чего бы вы пожелали в Новый год всей Иркутской области?

– Согласен с тем, что настроение немного унылое, потому что нам всем не хватает общения. Но, полагаю, жители области с пониманием отнеслись к ограничениям. Пока мы не научимся лечить от коронавируса старшее поколение, нужно набраться терпения. Я это регулярно говорю своей маме. Ей 82 года, она почти постоянно находится в двухкомнатной квартире, никуда не выходит. Но она терпит, понимает, что это необходимо для её здоровья.

Что касается Иркутской области, то я хотел бы пожелать ей процветания. Я уже говорил, что сибиряки – люди с тонким чувством юмора и с чувством собственного достоинства: «Характер у нас колючий, но если полюбили, то навсегда!» Это говорит о том, что люди верят в добро, если доверяют тебе, то ты не должен их подвести.

Ритм работы, который был ранее, не будет снижен. Я уже говорил, что мы в одной лодке: от того, как будет здесь, зависит и моё настроение, состояние. Я приехал, чтобы вместе с вами сделать новую историю.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры