издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Василий Касьяненко: «Нужно сохранять баланс между экономикой и экологией»

10 тысяч квадратных километров на одного человека. Именно с такими площадями подведомственной территории работают сотрудники Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, созданной в регионе три года назад. В 2020 году сотрудники прокуратуры выявили более 1​000 случаев нарушений законодательства об охране окружающей среды. 63 виновных привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. О том, опасен ли зелёный ручей, замеченный в иркутском микрорайоне Зелёном, почему принято решение о сносе трёх турбаз в Листвянке и по каким причинам чиновники получают представления от прокуроров, нашему корреспонденту рассказал руководитель Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры – советник юстиции Василий Касьяненко.

По площади как европейское государство

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура была создана три года назад. Подведомственная ей территория составляет 60 тыс. кв. километров, что по площади равняется Чехии. В эту территорию входят Иркутский, Слюдянский, Шелеховский, Нукутский, Заларинский, Осинский, Боханский, Эхирит-Булагатский районы Иркутской области, а также Тункинский и Окинский районы Республики Бурятия.

На подведомственной территории располагаются два национальных парка – часть Прибайкальского (Иркутский и Слюдянский районы), а также Тункинский, который своими границами совпадает с границами района.

Основное внимание прокуратуры направлено на исполнение требований законодательства об охране озера Байкал. Проводятся проверки всех лиц и структур, так или иначе связанных с реализацией этих нормативных актов. Речь идёт об органах госвласти, местного самоуправления, структурах государственного контроля и предпринимателях, которые работают в сфере туризма в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, Прибайкальского национального парка.

В числе приоритетных направлений деятельности прокуроров – надзор за исполнением природоохранного законодательства при реализации нацпроекта «Экология», утилизацией жидких бытовых отходов на очистных сооружениях, расположенных на побережье озера Байкал, вопросы исполнения законодательства в сфере инвестиционной, предпринимательской деятельности и защиты прав предпринимателей.

«Мы сотрудничаем с представителями науки, специалистами практически всех институтов расположенного в Иркутске СО РАН, – рассказывает Василий Касьяненко. – Скажем, если речь идёт об охране водных биоресурсов, то это не только рыба, но и нерпа, и другие водные животные, и рачки, и биомасса. А на нашей поднадзорной территории более 8 тысяч рек, озёр, безымянных ручьёв и так далее. Наверное, для читателей это станет новостью, но до определённого момента не были определены границы Иркутского водохранилища. Они до сих пор не стоят на кадастре, несмотря на то что это объект, наиболее подверженный антропогенной нагрузке. Мы были вынуждены обратиться в суд, который обязал Росводресурсы России и Енисейское бассейновое водное управление определить эти границы и занести их в специальный реестр. Также в суд направлено исковое заявление о понуждении Енисейского бассейнового водного управления начать берегоукрепление озера Байкал в пределах прибрежной полосы Листвянки».

Лёгкий путь может привести к краху

В 2020 году межрайонной прокуратурой выявлено более 1000 случаев нарушений законодательства об охране окружающей среды, для их устранения было принято более 240 различных актов прокурорского реагирования. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 63 человека.

«Несмотря на возникшие ограничения и сложности, связанные с пандемией коронавируса, прокуратуре удалось сохранить и повысить эффективность и наступательность надзора, – говорит Василий Касьяненко. – Судом приняты меры по возмещению вреда окружающей среде на сумму более 10 миллионов рублей. В судебные инстанции направлены иски об истребовании из незаконного владения земельных участков общей площадью более 50 гектаров. Участки площадью более 7 тысяч гектаров возвращены государству в ходе арбитражного судопроизводства».

Наиболее резонансные дела связаны с туристическими объектами в посёлках Листвянка и Большое Голоустное. По искам прокурора запрещена деятельность двух баз отдыха – «Малины» и «Талисмана», удовлетворены исковые требования о сносе трёх турбаз – «Байкал Хана», «Байкальской нерпы» и «Мандарина». На рассмотрении в суде иск о запрете деятельности в Листвянке ещё одного гостевого дома. Также в этом посёлке демонтировано 30 беседок, незаконно построенных в водоохранной зоне озера Байкал.

«Для предпринимателей решение о сносе их гостиницы – это, мягко говоря, обидно, неприятно. Но как они работали? – задаётся вопросом прокурор. – Взяли в муниципалитете разрешение на строительство трёхэтажного дома. При этом в одном случае был построен трёхэтажный ресторан, во втором случае был построен дом, но там размещались туристы с соответствующим набором услуг: круглосуточный ресепшн, питание, экскурсии. По сути, под видом жилого дома был построен бизнес».

– По-хорошему перед началом строительства необходимо было обратиться в Минприроды России, получить разрешение на строительство гостиницы, внести изменения в территориальные документы (генплан, Правила землепользования и застройки), получить экологическую экспертизу на свой проект. Тогда к предпринимателям никаких вопросов бы не было. А так им пришлось поплатиться своим бизнесом за то, что когда-то они предпочли пойти по пути наименьшего сопротивления, – говорит Василий Касьяненко.

Сейчас по дороге в Листвянку можно увидеть недостроенные гостиницы. Их строительство было остановлено по иску прокурора Иркутского района. Западно-Байкальская прокуратура сотрудничает с прокурорами на местах. «Эти объекты стоят до сих пор, потому что есть сложность с их сносом, – пояснил наш собеседник. – Есть судебное решение, согласно которому собственник должен снести постройки за свой счёт.​ Если собственник по какой-то причине этого не делает, то судебный пристав проводит снос за счёт государства. Сначала проводится госзакупка, в результате которой определяется организация-подрядчик, разрабатывается проект демонтажа. Но не все объекты государство может снести за свой счёт. Поэтому необходимо понуждать к этому собственника. Я уверен, что рано или поздно все незаконно построенные объекты не только в Листвянке, но и на всей подведомственной нам территории будут демонтированы».

Двуглавый орёл появился только в 1993 году

Значительная часть работы Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры связана с возвращением государству незаконно занятых, а по сути – похищенных у него участков. Вот один из примеров: в районе деревни Бурдаковка по подложным документам было зарегистрировано право собственности на земельный участок. На сегодняшний день решение суда о возврате участка вступило в законную силу.

В этой ситуации много нестыковок. Земельный участок был якобы предоставлен в собственность распоряжением главы сельского поселения, правоустанавливающие документы были выданы в 1991 году. Однако, во-первых, в качестве адреса была указана улица, которая получила своё название только в 2012 году. Во-вторых, на свидетельстве стоит печать РФ с двуглавым орлом. В то время как в 1991 году на таких печатях были изображены серп и молот, орёл появился только в 1993 году.

В некоторых случаях удалось не доводить дело до суда, достаточно было прокурорского предостережения. Именно таким образом, после того как прокуратура обратилась к главе муниципального образования, было предотвращено проведение автомобильных гонок на ледовой поверхности Слюдянского озера, которое является памятником природы регионального значения.

В Иркутске было решено отказаться от использования противогололёдного материала «Бионорд-Универсал», не имеющего положительного заключения экологической экспертизы для применения в границах Байкальской природной территории, после того как прокурор объявил предостережение директору МУП «Иркутскавтодор» и заместителю мэра Иркутска.

Мэру Иркутска было внесено представление в связи с тем, что в областном центре в 2020 году не велась работа по выводу котельных в резерв. Дело в том, что в Иркутске основными источниками загрязнения являются предприятия теплоэнергетики, строительной, деревообрабатывающей и других отраслей, мелкие котельные и дома с печным отоплением, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. Кроме того, в черте Иркутска расположен аэропорт.

Основной вклад в загрязнение воздуха в Шелехове вносят предприятия цветной металлургии и теплоэнергетики, автотранспорт, а также большое количество частных домов с печным отоплением. В двух этих городах расположена 71 котельная. В течение семи ближайших лет 22 из них планируется вывести в резерв.

По искам прокуратуры органы местного самоуправления Заларей, Листвянки, Байкальска, Слюдянки и Култука подготовили технические задания на разработку проектно-сметной документации по реконструкции или строительству очистных сооружений.

К дисциплинарной ответственности были привлечены шесть лиц, занимающихся обслуживанием автомобильной техники в водоохранной зоне реки Ангары в Иркутске. На станциях появились контейнерные площадки, соответствующие требованиям СанПиНа, организован учёт движения отходов, проведена работа по отнесению отходов к конкретному классу опасности, разработаны паспорта на отходы, заключены договоры на транспортировку отходов.

Прокуратура не забывает о контроле над ликвидацией несанкционированных свалок в границах лесного фонда Иркутской области. Суд удовлетворил иск прокурора о ликвидации несанкционированной свалки с ртутными лампами недалеко от посёлка Маркова Иркутского района. Аналогичные свалки обнаружены в Шелеховском районе, по ним ведётся работа.

Мониторинг СМИ и соцсетей

О многих нарушениях представители прокуратуры узнают из СМИ или социальных сетей. В сентябре 2020 года жители микрорайона Зелёного написали о ручье зелёного цвета. Прокурор выехал на место. Оказалось, что в системе теплоснабжения котельной МУП «ТеплоЭнергоСервис» произошёл разлив технической воды, окрашенной специальным средством «Уранин А». Это средство используют для определения утечек, предотвращения незаконных врезок и исключения несанкционированных потерь жидкости.

– «Уранин А» безопасен для человека и экологии, ущерб природе не причинён. Вместе с тем данная ситуация позволила выявить грубые нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации котельной. Директор предприятия был привлечён к административной ответственности, – отмечает наш собеседник.

По результатам мониторинга соцсетей было принято решение о проверках в зоопарках и нерпинариях. В результате к дисциплинарной ответственности были привлечены два должностных лица, а также приведены в соответствие документы по содержанию животных и места, где они находятся. Были оформлены ветеринарные свидетельства и сопроводительные документы на продукцию, используемую при кормлении животных.

Всего же в 2020 году в прокуратуру поступило 480 обращений от граждан. «Обратная связь есть всегда, иногда просто звонят по телефону и задают вопросы, – рассказал наш собеседник. – Жители области могут обратиться к нам различными способами: есть ящик для писем в здании, электронная почта, официальный сайт, у Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры есть аккаунт в «Инстаграме», где наша прокуратура также размещает свою информацию».

Отвечая на вопрос, чем 2020 год отличается от двух предыдущих для прокуратуры, Василий Касьяненко отметил: «Безусловно, ковид внёс свои коррективы в туристическую деятельность, значит, снизилась антропогенная нагрузка. Вообще, каждый год – разный. Например, принимаются новые законы, даже от погоды многое зависит: если зима более холодная, то и выбросов с котельных больше. А в Иркутске их число измеряется десятками. Если говорить о тенденциях, то они положительные: удаётся сдвинуть с мёртвой точки проблемы, по которым ничего не делалось годами. Тот же БЦБК, где сейчас ведётся рекультивация. В своё время мы подавали иску в суд к правительству Иркутской области. А сейчас сама вице-премьер РФ Виктория Абрамченко курирует эту тему.

Не до конца разрешился другой резонансный для региона вопрос – строительство на берегу Байкала завода по розливу воды «Аквасиб». Объект стоит, пока сложно понять, насколько законно он там находится. С одной стороны, собственник получил все документы до начала строительства. А потом выяснилось, что они не совсем правильно оформлены: не теми лицами выданы, экологическая экспертиза проведена с нарушениями. Но он же в этом не виноват. Сейчас на месте стройки устраняются нарушения, в частности ведутся работы по восстановлению берега. Соответствующий иск с требованием привести участок в надлежащее состояние подали местные жители. Судебные приставы контролируют исполнение решений».

Актуальными проблемами на территории, которую курирует прокуратура, остаются ликвидация накопленного экологического вреда, качественная очистка сточных вод в Центральной экологической зоне, безопасная для окружающей среды работа туристических объектов, исполнение законодательства об охране озера Байкал при строительстве новых объектов, законность формирования земельных участков, в первую очередь на побережье Байкала.

Миссия прокуратуры

В числе задач на 2021 год – контроль очистных сооружений на предмет их соответствия законодательству об охране озера Байкал. Будут приняты меры к качественному улучшению состояния атмосферного воздуха. Не будут оставлены без внимания прокуратуры и вопросы соблюдения законодательства о лесопользовании, животном мире, водных биологических ресурсах и так далее.

Василий Касьяненко отмечает: задач много, а сотрудников мало. В Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуре работают всего шесть человек, включая самого Касьяненко. Таким образом, на каждого сотрудника приходится по 10 тыс. кв. километров площади. «Работы очень много, она очень интересная, важная, но не всегда заметная», – говорит наш собеседник.

Миссию прокуратуры он видит в том, чтобы сохранять баланс между экономикой и экологией. «Сейчас часто на первый план выходит экономика, потому что экология – это очень дорого. Например, очень много требований для турбаз в Центральной экологической зоне: септик должен быть герметичным, его содержимое не должно уходить в грунтовые воды. Что влечёт за собой увеличение затрат: ёмкость должна пройти испытания на герметичность, по мере наполнения отходы необходимо вывозить. Это дорого, – рассказал наш собеседник. – Альтернативный вариант – локальные очистные сооружения, но к ним тоже есть требования: воду необходимо очищать до нормативных значений. Постоянно брать пробы воды или иметь свою лабораторию. Естественно, любой предприниматель хочет сэкономить».

Василий Касьяненко уверен, что в перспективе все объекты, так или иначе влияющие на состояние окружающей среды, на подведомственной прокуратуре территории будут приведены в соответствие законодательству. А экономика и экология придут к балансу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры