издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ирина Ежова: «Ковидные испытания нас только сплотили»

Иркутский городской перинатальный центр вернулся к своей привычной деятельности совсем недавно – его врачи помогают появляться на свет детям. До этого в течение 1,5 месяца медицинское учреждение работало на ковидной передовой, принимая женщин в положении, больных коронавирусом. «Третья волна была ошеломительно тяжёлой, – говорит главный врач Иркутского городского перинатального центра Ирина Ежова. – Но именно она по-настоящему сплотила наш коллектив и доказала, что мы можем эффективно работать даже в самых сложных условиях».

Родила, несмотря на стопроцентное поражение лёгких

358 беременных женщин, рожениц и родильниц за 1,5 месяца. Многие из них доставлены в ГПЦ санавиацией, часть – в тяжёлом состоянии. 50 женщин прошли через реанимацию. Таковы итоги работы Иркутского городского перинатального центра в третью волну коронавирусной инфекции. Было принято 118 родов. За этими цифрами стоит самоотверженный труд врачей. Появление ребёнка на свет – мероприятие ответственное само по себе, в эпоху ковида врачам-акушерам, анестезиологам и неонатологам приходится работать в СИЗах, тайвеках, оставаясь при этом на связи с пациентками, объясняя, подбадривая, поддерживая.

«На днях мы выписываем нашу последнюю пациентку. Она поступила к нам в начале июля почти со стопроцентным поражением лёгких. Но это не помешало ей родить малыша, – рассказала Ирина Ежова, – несмотря на то что была на ИВЛ. Недавно у нас была её мама, мы обсуждали ход дальнейшей реабилитации. Через несколько дней женщина наконец-то сможет увидеть и обнять своего ребёнка. Она не видела его два месяца. Всё это время семья и наш коллектив переживали за неё, но мы верили в благополучный исход».

Такая история со счастливым концом – не единственная в городском перинатальном центре. Во вторую волну одну из пациенток выписали после лечения от ковида на кислородном концентраторе. Сейчас она в полном порядке и даже летом слетала отдохнуть на Шумакские источники.

«Третья волна была очень сложной и по количеству больных, и по течению заболевания, – отмечает главврач. – Во вторую волну у нас были «тяжёлые» женщины с вирусно-бактериальными пневмониями, но они выздоравливали, мы видели прогресс. Во время третьей волны пациентки долго находятся в тяжёлом состоянии. Если осенью прошлого года у нас было 70 коек, и в редкие дни они были заняты все, то летом нынешнего года все 90 коек были заполнены, даже подставные кровати ставили».

Управленческие решения принимались буквально на ходу. Утром было решено, что ГПЦ будет перепрофилирован под ковид, а уже вечером учреждение начало приём пациентов. К 20.00 у ворот центра побывало в общей сложности 20 скорых, которые доставили больных. «Уверена, что такая слаженная работа возможна только в коллективе, где все – начиная с санитарок и заканчивая заведующими отделениями – умеют работать в команде и оперативно решать поставленные задачи», – считает главный врач ГПЦ.

Пульмонологи, кардиологи, торакальные хирурги

Ирина Ежова благодарна коллегам из других учреждений за помощь в непростой для всех период. «Огромное спасибо главному врачу Иркутской областной клинической больницы Петру Евлампиевичу Дудину, он буквально по звонку присылал к нам пульмонологов, кардиологов, торакальных хирургов, анестезиологические бригады. Особые слова благодарности Игорю Александровичу Каретникову, заместителю главного врача ИОКБ по анестезиологии и реанимации, который постоянно был с нами на связи, помогал нам и поддерживал, – говорит Ирина Ежова. – Когда к нам поехали специалисты по гемодиализу, было принято верное решение о том, что продолжать оказывать помощь таким пациенткам необходимо на базе многопрофильного медицинского учреждения – областной больницы. Оно совпало с тем, что в ИОКБ был расширен коечный фонд для лечения пациентов с ковидом. А мы вернулись к своей обычной жизни. Сейчас у нас бывает до 18 поступлений за сутки, мы лечим угрозы прерывания беременности, токсикозы, оказываем хирургическую помощь».

– Сейчас эксперты всё чаще говорят о том, что нам предстоит четвёртая волна. Главврач «Коммунарки» Денис Проценко считает, что она начнётся уже в сентябре-октябре. Другие специалисты говорят, что её стоит ждать в ноябре-декабре. Насколько вы к ней готовы?

– Я не знаю, какое решение будет принято министерством здравоохранения Иркутской области, но наш коллектив уже доказал, что в течение суток мы можем мобилизоваться, разделиться на «красные», «жёлтые» и «зелёные» зоны, обеспечить учреждение необходимыми СИЗами и лекарствами. Если потребуется наша помощь, то всё необходимое будет сделано.

Во время первой волны часть наших коек была перепрофилирована под инфекционный госпиталь, к нам поступали пожилые люди с тяжёлой пневмонией, мужчины и женщины. Не скрою, перестроиться на такой стиль работы сразу было непросто. Во время второй волны мы работали как госпиталь для оказания медицинской помощи гинекологическим пациенткам, беременным, роженицам. Причём работали не только на нашей привычной территории – в Иркутске и Иркутском районе, а на весь регион. К нам везли женщин с самых окраин, звонили врачи со всей Иркутской области для того, чтобы спросить, посоветоваться.

Мне приятно, что коллеги доверяют нашему опыту. Сейчас заведующей детской реанимацией ГПЦ Галине Сергеевне Шкандрик звонят из Красноярска и Улан-Удэ. Значит, тот опыт, который мы наработали, интересен и важен для наших коллег не только из Иркутской области, но и из других регионов.

«В августе мы не потеряли ни одного ребёнка»

– Давайте вернёмся к основной деятельности перинатального центра. Сколько детей родилось в нынешнем году?

– За восемь месяцев у нас родилось на 400 ребятишек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, на 1 сентября 2020 года в стенах нашего учреждения появились на свет 4550 детей, на 1 сентября нынешнего года – 4934. Не хочу загадывать, но думаю, что цифры по итогам года превысят 7000. В то же время у нас значительно снизились такие показатели, как младенческая и перинатальная смертность. В августе 2021 года мы не потеряли ни одного ребёнка при том, что количество преждевременных родов растёт. Такие результаты – в первую очередь заслуга коллектива, во вторую – администрации учреждения, которая обеспечивает необходимым оборудованием, лекарствами, СИЗами и так далее.

Я никогда не забуду, какое разочарование испытала, когда вернулась на пост главного врача после двухгодового отсутствия и увидела, что 50% оборудования детской реанимации неисправно и поэтому не используется. При том, что всё это оборудование закупалось при мне, как и строился сам перинатальный центр. Сейчас всё оно отремонтировано в рамках федерального закона через Фонд ОМС.

Я хочу подчеркнуть, что всё оборудование покупалось на перспективу, оно ещё долго будет актуальным. Именно благодаря ему и нашему коллективу происходят настоящие чудеса. Так, у нас пятый день живёт маленький пациент, которого мы очень любим. Его вес менее 400 граммов, он появился на свет на пограничном сроке – в 22-23 недели. С пациентом работает весь коллектив детской реанимации, с его родителями – психологи.

Выхаживание таких детей очень технологичное и высокозатратное, но это, безусловно, очень благородная миссия. У нас есть надежда на то, что маленький пациент позитивно ответит на нашу заботу. Это не единственный такой случай: два года назад у нас был малыш весом 340 граммов. Мы его благополучно выходили. Сейчас он растёт, развивается, проходит дальнейшую педиатрическую реабилитацию.

– Сколько сейчас человек работают в перинатальном центре? Есть ли у вас кадровый дефицит?

– У нас работают более 600 человек. Обеспеченность кадрами составляет 84–87%, это выше, чем в других учреждениях, где этот показатель составляет 54–57%. Наше учреждение всегда пользовалось популярностью: к нам приходят молодые специалисты, «целевики», многие трудоустраиваются после ординатуры.

Дефицитные специальности – анестезиологи, анестезистки, операционные сёстры. Но анестезиологи всегда были «штучным» товаром, раньше на два учреждения работал один такой специалист и всё успевал. Сейчас необходимое число анестезиологов у нас зависит не от числа коек, а от числа индивидуальных родзалов. Стоит женщине в родах сказать акушеру, что ей больно, сразу приглашается анестезиолог.

– Вы сами продолжаете консультировать, принимать роды?

– Конечно, ведь это моя любимая работа! И даже наличие диплома организатора здравоохранения (в нынешнем году я подтвердила высшую категорию на аттестационной комиссии) не может заставить отказаться от неё. Как можно сказать «нет» женщине, которая приводит к тебе супружескую пару и говорит: «Ирина Всеволодовна, моего сына вы у меня принимали, примите, пожалуйста, у меня внука!» Меня просят проконсультировать, посоветовать, помочь принять решение. Например, летом мама привела дочку с очень тяжёлой бронхиальной астмой. Им нужно было решить, делать операцию или остановиться на естественных родах. Многие знают, что я здесь, в центре, и в выходные дни тоже. Звонят в субботу: «Ирина Всеволодовна, вы ещё на работе? Можно, мы приедем?»

– Какие дальнейшие планы у вас и у городского перинатального центра?

– У нас очень хорошие отношения с главным врачом Иркутской областной детской клинической больницы Юрием Андреевичем Козловым. Вместе мы давно вынашиваем идею проведения на базе ГПЦ внутриутробных операций – фетальной хирургии. У нас есть для этого все необходимые условия – современное, высокотехнологичное здание, необходимое оборудование. Это направление мы считаем перспективным, но не забываем и свою историю. Именно поэтому на днях будет открыт музей истории городского перинатального центра.

Открытие музея – инициатива нашего коллектива, он будет носить имя Михаила Сергеевича Малиновского, нашего корифея по акушерству. Его книга «Оперативное акушерство» до сих пор является настольной для многих специалистов, хотя и была издана в 1930-е годы. Первый и единственный родильный дом в Иркутской губернии располагался на углу улиц Лапина и Карла Маркса. До этого рожали на дому. Это часть нашей истории, которой уже более 100 лет, за эти годы мы выросли из двухэтажного здания в высокотехнологичный перинатальный центр, где оказывают все виды медицинской стационарной помощи, включая хирургию новорождённых.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры