издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Учитель – птица неясыть»

Бывает же такое. Почти за семь тысяч вёрст от Иркутска, в Болгарии, встретить земляка! И не просто земляка, а писателя и старого знакомого, уроженца нашего города, с которым вместе учились на журфаке Иркутского госуниверситета. Более того, незадолго до встречи я с большим интересом прочитала его новый роман, опубликованный московским издательством «Вече», с интригующим и странным, на первый взгляд, названием (наверное, оно и зацепило): «Пеликанша. Учитель – птица неясыть».

Ну, с Пеликаншей всё понятно. Это прозвище главной героини – школьной учительницы, прилипшее к ней благодаря фамилии Пеликанова. Но при чём тут птица неясыть? Оказывается, неясыть, или баба-птица, – тот же пеликан. В названии книги эта тавтология имеет глубокий смысл. Именно так в XIV–XVI веках именовалась на Руси большая и неуклюжая птица с громадным клювом. С библейских времён и по сей день жива легенда, будто в минуту опасности она прячет птенцов в своём клюве. А если ужалит змея недавно вылупившееся потомство, то расправляет неясыть крылья, бьёт себя клювом в грудь и кропит умирающих малышей своей кровью, возвращая им жизнь. Поэтому в христианской иконографии Иисус иногда предстаёт в образе пеликана. Этот смысл прочитывается в подтексте всего повествования о современной школе, ведь не зря Мессию называли Учителем. Оттого и награда лучшему учителю года в нашей стране – Хрустальный пеликан.

Интригующие нюансы на этом не заканчиваются. Роман о современной школе посвящён известному в Иркутске педагогу Валерию Матвеевичу Степанову, к сожалению, недавно ушедшему из жизни. Я знала этого незаурядного учителя, несколько раз готовила с ним интервью, в его школе – 47-м лицее – учились мои дети и тысячи иркутских мальчишек и девчонок.

Но пора представить автора. Александр Витковский – писатель, журналист, кандидат психологических наук, лауреат премии Михаила Ломоносова. Трудовую деятельность начинал отрядным вожатым в пионерском лагере, работал учителем в средней школе села Баклаши, после защиты диссертации преподавал в ведущих вузах Москвы. Мы сидим на берегу моря, вспоминаем прошлое, говорим о новой книге и непростых проблемах современной школы.

– Почему всё же роман посвящён Степанову? Знаю, что его карьера начиналась с должности старшего пионервожатого в маленькой сельской школе под Иркутском, а закончил он трудовой путь, построив и возглавив школу нового образца в Москве. Эта школа стала одной из лучших в столице. Но что он сделал для тебя?

– Не сочти за банальность, просто научил жить и дружить. Да, в Иркутске Валерий Матвеевич Степанов был известен прежде всего как педагог-новатор, создатель авторской школы, начальник департамента образования города, заместитель руководителя Главного управления народного образования области. Но мы-то знали ВалМатСтепа (таково было его школьное прозвище) как нашего учителя. Он был настоящим Учителем с большой буквы. Очень любил свою работу и своих учеников. В иркутской школе № 65, которую я окончил, Степанов вёл русский язык и литературу, с пятого по десятый класс был у нас классным руководителем. Скажу прямо: в школе мы побаивались его строгости и требовательности. Но в частых поездках за город дурачились вместе с ним. Однажды даже попали в милицию всем классом.

С ним было всегда интересно. Он возил нас в Хайту, Усолье, Ленинград, Москву, Одессу и даже в Молдавию – собирать яблоки, вишню, персики, обрабатывать виноград. Никогда не забуду наше возвращение из Молдавии. Заработали мы неплохо, но значительную часть потратили на отдых в Одессе. В Иркутск возвращались поездом через Киев, где задержались ещё на пару дней. Дорога долгая, и деньги скоро закончились. Так Валерий Матвеевич, чтобы накормить три десятка ртов, продал кому-то свои модные рубашки. Но и этого хватило ненадолго. Тогда под залог своего партбилета и паспорта он договорился с директором вагона-ресторана, чтобы остаток пути нас кормили три раза в день бесплатно. Деньги в ресторан, конечно, вернули – родители принесли, когда встречали нас на иркутском вокзале.

– Ничего себе!

– Да, для Валерия Матвеевича главным была работа – школа, ученики. В этом вся его жизнь. Он не умел трудиться от сих до сих – отдавал нам всего себя. И, думаю, он оставил след в жизни каждого своего ученика. После школы мы почти все поступили в вузы. Согласись, не каждый класс, как наш, может похвастать кандидатами и докторами наук, ведущими инженерами, дипломированными врачами, учителями, журналистами, юристами. К сожалению, многих уже нет. И мне очень жаль, что не успел я подарить эту книгу Валерию Матвеевичу. Полвека прошло, как прозвенел прощальный звонок для нашего 10 «Б», но все эти годы мы поддерживали с нашим классным руководителем самые добрые отношения.

– Удивительные школьные истории, рассказанные в книге, – это вымысел или..?

– У меня много друзей – учителей и вузовских преподавателей, которые трудятся в разных российских городах. Много рассказывала о своей работе жена – моя одноклассница и сокурсница по университету, всю жизнь работающая в школе учителем русского языка и литературы. Плюс собственный педагогический опыт. Кстати, я работал в Баклашинской средней школе, когда Валерий Матвеевич был там завучем. К тому же у меня трое детей и шесть внуков. Так что многие эти истории происходили на самом деле. Мне осталось лишь творчески переработать факты реальной школьной жизни.

– Догадываюсь, с кого списана история о том, как главная героиня приютила на время свою ученицу, у которой были проблемы в отношениях с родителями. Ведь, кажется, в семье Валерия Матвеевича и Веры Яковлевны Степановых тоже жил ученик их школы, попавший в сложную житейскую ситуацию.

– Да, только в романе эта история перенесена уже в наше время. Конечно, все родители хотят, чтобы их дети учились вот у таких педагогов, не потерявших душу, и получали не только глубокие знания, но и доброту, заботу, сердечное отношение.

– А как у тебя родилась совершенно фантастическая идея главы, в которой Пеликанша встречается с самим Пушкиным?

– Пару-тройку лет назад мы с женой посетили выставку новых технологий в образовании. Там было много интересного. Осталось добавить к увиденному немного авторской фантазии – и получилась эта необычная и познавательная глава. Думаю, уже в недалёком будущем такая фантастика станет обычным явлением в оснащении урока. Но к этому нужно быть готовым. А пока едва ли половина российских учителей должным образом освоили компьютер и программное обеспечение в интересах образования. Да и во многих периферийных школах нет самой необходимой техники. При этом мы забываем и теряем старые достижения отечественной педагогики, зато внедряем всякие глупости.

– Одна из главных составляющих успешной системы образования – финансирование…

– Героиня моей книги заметила по этому поводу: даже в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны на образование в СССР тратилось пять процентов ВВП. Сейчас и войны нет, и нефть в цене, а государство выделяет по этой статье менее четырёх процентов. Потому и образование в России оценивается на «твёрдую тройку».

– Но сейчас руководители всех уровней рапортуют о высокой зарплате учителей.

– Во-первых, не такая уж она и высокая, а во-вторых – заработки несколько поднялись за счёт увеличения нагрузки. Чтобы сводить концы с концами, учителя берут по полторы-две нормы и даже больше. А это 36 уроков в неделю, плюс подготовка к урокам, проверка тетрадей, заполнение никчёмных бюрократических бумаг, аттестации, совещания и так далее. О каком качестве образования, индивидуальном подходе к каждому ребёнку может идти речь при такой нагрузке? Вдумайтесь: за месяц учитель русского языка и литературы должен проверить примерно десять тысяч работ (!) своих учеников, то есть более трёх сотен каждый день. На воспитательную работу с детьми и вовсе нет времени, а на личную жизнь и собственную семью – и подавно. Потому и бегут из школы молодые учителя.

Думаю, необходимо существенно повысить учительскую зарплату за норму – 18 часов. Это избавит учителей от двойных нагрузок. Также нужно отказаться от «подушного» финансирования школы. Ведь, если в классе некомплект учеников, учитель получает копейки. Из-за этого, кстати, закрылись многие сельские школы.

– Вернёмся к твоей книге. Как ты думаешь, она нашла своего читателя?

– Я писал эту книгу не только для школьников и учителей, но ещё и для всех мам и пап, бабушек и дедушек наших учеников. Тираж у неё небольшой – 1200 экземпляров. Но книжки не задерживаются на полках магазинов. Во всяком случае, на электронку и в «Скайп» мне приходят добрые письма от учителей и родителей, и я стараюсь ответить каждому.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры