издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Должно появиться новое видение стратегии»

Депутаты Думы Иркутска участвуют в формировании стратегического плана развития города

Два года назад семь депутатов Думы Иркутска объединились в группу «Стратегия социально-экономического развития Иркутска». Цель объединения – упорядочить процессы планирования в муниципалитете. Настроить систему таким образом, чтобы городские программы отвечали задачам, сформулированным в Стратегии социально-экономического развития. О том, на каком этапе находится эта работа и какие ближайшие планы стоят перед объединением, рассказал депутат Александр Панько.

– Александр Георгиевич, у города есть Стратегия социально-экономического развития. Вы считаете, её нужно дорабатывать?

– Стратегия развития города была принята в 2018 году. Но так получилось, что документ существует, но он не наполнен смыслами, финансами, людьми, которые отвечают за выполнение стратегических задач. Получилось, что стратегия и программы не увязаны между собой.

Мой депутатский стаж – 15 лет, я участвовал в четырёх созывах. Я вижу, что часто депутатам приходится принимать экстренные решения, «затыкать дыры» в городском хозяйстве. Мы понимаем, что у каждой проблемы есть предыстория. Не поняв эту предысторию, мы всё время будем тушить пожары, тратить ресурсы и каждый раз натыкаться на старые грабли.

Если бы проблемы, которые возникли в жёстком, катастрофичном режиме, были осмыслены ранее, их можно было бы предугадать, спланировать их решение. В России действует федеральный закон о стратегическом планировании. Регион и муниципалитет тоже должны иметь стратегические планы. Муниципалитетам необходимо соответствовать логике движения субъекта Федерации и всей страны.

Мы в Иркутске не всегда решаем вопросы системно. С 2019 года я предлагал пересмотреть подходы к стратегическому планированию, поставить его во главе угла, действовать не точечно, а планово. Чтобы любой городской вопрос, который мы рассматриваем, был увязан с «генеральной линией». Так появилась депутатская группа «Стратегия социально-экономического развития», если коротко – «Стратегия».

Нам удалось убедить Думу, что стратегическое планирование необходимо. В бюджет 2021 года были внесены средства – 25 миллионов рублей. В итоге должно появиться новое видение Стратегии социально-экономического развития города. Работа сейчас ведётся.

– На каком этапе сейчас находится разработка?

– Идёт этап аналитики. Я считаю, он основной. Нужно понять, в какой точке мы находимся, какие процессы происходят сейчас. Необходимо глубокое изучение целого спектра вопросов – начиная с численности и качества кадрового состава в управлении и заканчивая обеспеченностью школ мебелью и кабинетами. Лично мне больше всего интересны вопросы, кто уезжает из города, по каким причинам, куда едут иркутяне. Мы предварительно анализировали структуру миграции. Сейчас город работает как пылесос: со всей области сюда приезжают более или менее прогрессивные люди. Здесь они получают образование, часть этих людей, возможно, самых амбициозных, уезжают в другие регионы. Иркутск используют как учебную, стартовую площадку.

В формировании стратегии активно участвуют депутаты Думы и сотрудники вновь созданного комитета по экономике и стратегическому планированию городской администрации. Итогом аналитического исследования станет понимание, куда нужно двигаться дальше.

– Горожане смогут вносить свои инициативы?

– Вовлечённость общества в формирование своего будущего – важный социальный фактор. Меньше всего нам хотелось бы, чтобы стратегия родилась, грубо говоря, в кабинете. Наша задача – привлечь к разработке стратегии максимальное количество людей из общественных групп, предпринимателей, научного сообщества. Чтобы они могли своими идеями помочь формированию образа нашего будущего. Это должно быть публичное обсуждение.

Горожане должны быть причастны не только к формированию стратегического плана, но и к его воплощению. Тогда никто не сможет сказать: «Нас не спросили» или «С нами не посоветовались». Каждый горожанин будет чувствовать свою ответственность.

– Как поменялись планы после начала спецоперации и введения санкций?

– Безусловно, после 24 февраля экономическая и социальная жизнь изменилась. Мы ощущаем негативный эффект от санкций. С другой стороны, появляются возможности для экономического развития. Если мы правильно спланируем мероприятия по импортозамещению, у Иркутска появится шанс развить определённые сферы производства и предпринимательства.

– Какие это могут быть сферы?

– Нужна серьёзная аналитика на предмет того, какие логистические цепочки были нарушены. Предварительно можно сказать, что речь идёт о естественных монополиях, присутствующих на территории: о железнодорожном и авиационном кластерах, авиастроении, машиностроительном, лесопромышленном, энергетическом комплексах. Если мы хотя бы частично закроем возникший спрос, организовав производство в городе и области, это даст перспективу для экономического роста. Одно рабочее место, созданное в сфере производства, даёт семь рабочих мест в сопутствующих отраслях.

Нужно уделить внимание анализу внутреннего производственно-потребительского баланса Иркутской области и доле, которую предприятия Иркутска занимают в нём. Также на первый план выступает продовольственная безопасность региона.

При разработке положений стратегии необходимо учесть, как муниципалитет может содействовать импортозамещению: предоставлением земель, подключением к сетям, упрощением подготовки документов. Нужно подключать учёных, производственников. Мы должны максимально чётко понимать, чем сейчас можем быть взаимополезны, чтобы как можно скорее группы, которые работают на территории города и области, могли выполнить свои задачи.

Для этого нужна дискуссионная площадка, на которой администрация, хозяйствующие субъекты, горожане могли бы обмениваться мнениями, связывать свои интересы. Во главе этого процесса, я считаю, должен выступить субъект Федерации. Муниципалитет может взять на себя задачи логистического центра, готовить площадки для инвестиционной деятельности, формировать инфраструктуру. Всё это должно реализовываться на плановой основе и во взаимодействии с региональной и федеральной властями. Тогда всё пойдёт гораздо быстрее.

Ориентиром для долгосрочного планирования являются Стратегия развития Российской Федерации до 2036 года и Стратегия национальной безопасности, принятая в 2021 году. Нам нужно увязать план развития муниципалитета с планами развития области и государства в целом. А также понимать, в каких общественно-политических условиях находится наша страна.

– Как вы, опытный депутат, видите развитие города? Каковы его сильные стороны?

– Сильные стороны – наличие учебной и научной базы, в городе много учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Сохранению качественного кадрового потенциала в системе дошкольного, школьного и высшего образования нужно уделить особое внимание. Поскольку компетентные выпускники школ и институтов формируют наше будущее.

Стратегическим преимуществом я считаю расположение Иркутска. Через наш город туристы едут к озеру Байкал. Теоретически на наш город, как на логистический центр, может быть завязана вся Юго-Восточная Азия. Безусловное преимущество – наличие ресурсов и производств: леса, нефти, газа, металлургии и энергетики. Нужно грамотно связать всё это в единую комплексную систему, объединить людей для достижения запланированных результатов.

Группа «Стратегия»

Целью объединения является выражение консолидированной позиции депутатов-участников в отношении разработки и формирования плана социально-экономического развития Иркутска, прочих вопросов местного значения, важных для горожан. В составе группы семь депутатов: Максим Девочкин (руководитель), Алексей Вепрев, Александр Друзенко, Александр Панько, Александр Сафронов, Георгий Ни и Сергей Золотухин. Кроме комиссий и группы «Стратегия» в Думе работают три фракции: ВПП «Единая Россия», «Коммунистическая партия РФ» и «Гражданская платформа».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры