издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пусть всегда будет солнце в аистовом гнезде

​На четыре дня, с 18 по 21 августа, посёлок Кутулик поглотила суматошная театральная лихорадка. На родине драматурга Александра Вампилова состоялся второй фестиваль любительских театров «Солнце в аистовом гнезде».

Открытие яркой феерии собрало на стадионе множество народу. Сюда спешат стар и млад, на трибунах нет пустого места, стайки счастливых детей высыпают на зелёное поле, чтобы присоединиться к шумному карнавалу. Фантастическое зрелище открывается взору. В сердце Аларского района, в сибирской глубинке, отплясывают яркие клоуны в итальянских масках, звучат песни на русском и бурятском языках, огромные жемчужные сферы катятся и подскакивают, весело бомбардируя смеющихся зрителей, радужные шарики улетают в вечереющее небо. Парадом участников фестиваля и всем искромётным действом командуют «охлопковцы» – творческие организаторы праздника.

В прошлом году к 85-летию со дня рождения Александра Вампилова по инициативе Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова в Кутулике прошёл первый фестиваль любительских театральных коллективов. Патронами культового события выступили Иркутский драмтеатр и администрация Аларского района при поддержке регионального министерства культуры. Творческий слёт сразу полюбился публике и самодеятельным артистам, вызвал резонанс в городах и весях Приангарья и сподвиг самостийных лицедеев готовиться к новой желанной встрече. Второй фестиваль в Кутулике собрал под своё аистово крыло девять любительских театров из Иркутска, Ангарска, Черемхова, Чуны, Кутулика и Малого Голоустного. Добрым словом их приветствовали директор охлопковского театра Анатолий Стрельцов, мэр Аларского района Роман Дульбеев, порадовали своими выступлениями творческие коллективы из посёлка и Усть-Ордынского Бурятского округа. Гостями фестиваля стали делегаты писательской организации Донбасса во главе с главным редактором журнала «Крылья» Андреем Черновым. В качестве доброго советчика на «смотрины» театральных работ, как и в прошлом году, прибыла московский театровед, эксперт многих российских театральных фестивалей, актёрских​ мастер-классов и режиссёрских лабораторий Ирина Кайгородова. Многочисленная команда единомышленников побывала в музее Вампилова, возложила цветы к памятнику великого земляка, посадила новые деревца на Аллее встреч, заложенной участниками первого фестиваля.

Но самым незабываемым и ценным на театральном празднике, ожидаемым с нетерпением, встреченным с волнением и трепетом, конечно, стал показ любительских постановок. Разные по жанрам и по уровню, все они отразили свет добрых истин, мечту о чистых, высоких чувствах, размышления о любви, обнаружили огромную увлечённость театром, глубокое уважение к сценическому искусству, к сакральным текстам нашей классики, к незнакомому, но не случайному зрителю. Каждая представленная работа заслуживает вдумчивой оценки и дружеской похвалы.

Открыл фестиваль отрывок из самой сложной и загадочной вампиловской пьесы «Утиная охота», сыгранный артистами любительского театра «Провинциалы»,​ всего два года назад созданного на базе Мемориального музея автора в Кутулике. Театральная студия «Крылья» Черемховского дома культуры показала литературно-драматическую композицию «Вампиловская любовь», в которую вошли поэтические строки и рассказы писателя. Старейший в регионе народный театр «Факел» ангарского ДК «Нефтехимик» во главе с руководителем – заслуженным работником культуры Александром Кононовым – порадовал эмоциональным, тёплым и отчасти сказочным воплощением первой пьесы драматурга «Дом окнами в поле». Удивительно живым и достоверным оказался разновозрастной дуэт артисток театрального кружка «Этюд» из села Малое Голоустное, которые сыграли рассказ Валентина Распутина «Женский разговор» в постановке режиссёра Станислава Зуева. Молодая и отчаянная перформ-группа «Мы» из Иркутска отважилась продемонстрировать интерактивный фарс собственного производства под названием «Идеальный спектакль» – провокационную, оригинальную загадку о природе постмодернистского театра.

Постановка режиссёра Валентины Просекиной «Василий и Василиса» по повести Распутина одиннадцать лет назад стала первой в биографии популярного театра «Диалог». На фестивале возрождённый спектакль в новом премьерном составе показали актёры литературно-драматической студии «Слово». Сыгранный на лоне природы, на крылечке бревенчатого домика турбазы «Благодатное», где проживала шебутная фестивальная тусовка, на пятачке деревенского двора, сымпровизированного находчивыми лицедеями, спектакль погрузил зачарованных зрителей в удивительную правдивую атмосферу, превратив их не только в свидетелей непростых судеб героев, но и почти в участников пронзительной человеческой драмы. И волшебство тут рождалось не только от мирного блеяния молоденьких коз, привязанных на лужайке местными жителями – угодниками находчивых артистов, не только от кудахтанья живой чёрной курицы, чуть не зарубленной Василием в прологе, не только от тюканья топора и поблёскивания пузатого самовара. Оно возникало из горячо проживаемых чувств, из искренней самоотдачи маленького, удивительно слаженного артистического ансамбля. Грустная, мудрая, просветляющая повесть о любви и потерях, об умении понять и простить захватила своим безыскусным рассказом, освежила ярким и ёмким распутинским словом, отрезвила красноречивыми паузами, оставила в сердце согревающий след.

Прекрасное впечатление оставила инсценировка пушкинской повести «Барышня-крестьянка» режиссёра Лиры Шеломенцевой в исполнении её питомцев из народного молодёжного театра «SmileЛик», динамичная, озорная, музыкальная, где-то даже цирковая и вместе с тем очень целомудренная. Молодые ребята из Чуны уверенно и точно присвоили себе выпуклые характеры​ водевильной истории, отразив и лиризм, и кураж, и вольную иронию хрестоматийного текста. Они играючи управлялись с остроумными передвижными декорациями – большими багетными рамами в разных неожиданных метаморфозах, легко и непринуждённо водили хороводы, играли в ручеёк, стройно пели, манипулировали прялками, крашеными ложками, комично пришпоривали деревянных коней, устраивали весёлый шурум-бурум на сцене и в зале – словом, отрывались со всем юношеским азартом и видимым удовольствием, заражая публику воодушевлением и вулканической энергией. Невозможно было и заподозрить, что эта весёлая гурьба только что прибыла с другого фестиваля – с «Сибирской рампы» на Ольхоне, где завоевала заслуженный Гран-при.

Удивительный отклик вызвал пластический спектакль народного театра «Предместье» ИРНИТУ. С драматическим студенческим коллективом на славу поработали знаменитый мим Валерий Шевченко и руководитель студии пантомимы «Арт-графика» Елена Орлова. Кропотливые совместные усилия вызвали к жизни волшебный пластический спектакль «Старосветские Ромео и Джульетта» по мотивам «Старосветских помещиков» Гоголя, музыку к которому специально написал иркутский композитор Дечебал Григоруцэ. Магию действа создают поразительная отточенность и выразительность движений, акварельная игра света, мягкого и словно туманного, богатство зрительных метафор при лаконизме текста, который звучит тем убедительнее и сокровеннее. Артисты успевают за час, пролетающий, как лёгкое мгновение, поведать нам тихую-тихую жизнь двух скромных людей, простодушно и нежно любивших друг друга, пока их не разлучила смерть. А попутно и погрузить в колеблющиеся воды гоголевской поэтики, в его причудливый, фантасмагорический мир, прочитанный очень внимательно, эмоционально и по-новому. В какой-то момент в ожившем странном сновидении, в общем загадочном танце проходят перед нами и Афанасий Иванович с Пульхерией Ивановной, и Солоха, и Панночка, и Городничий из «Ревизора», и сам до конца не распознанный, не растолкованный чудаковатый Гоголь.

Восторженную оценку простых зрителей и знатоков заслужила другая пластическая постановка – «Книга джунглей» театральной студии DRAMA Иркутского драмтеатра. Инсценировку и режиссуру взял на себя художественный руководитель студии – охлопковский артист Иван Гущин, музыкальное оформление – другой педагог коллектива, охлопковская артистка Алёна Бочкарёва.​ Сжатая фабула рассказов Редьярда Киплинга о мальчике Маугли, воспитанном волками, получила невероятное ускорение, упругий, чеканный ритм, ринулась в пламя жгучих страстей и далеко вырвалась за рамки детской, приключенческой истории. Мгновенное узнавание ярких образов, сильные партии «солистов» и уникальная активность «массовки», стремительное чередование жанровых сцен и трансовых состояний актёрской команды, движущейся, пульсирующей и дышащей, как единое целое, никого не оставили равнодушным. Тут впору было заподозрить шаманские техники, такое сильное воздействие на аудиторию оказала тропическая вакханалия длиной в 55 незабываемых минут. Особую экспрессивность происходящему добавляла естественная локация среди деревьев на берегу зеркального озера, в предвечерней игре света и теней.

Насыщенный, плотный, напряжённый театральный марафон неожиданно скоро закончился. Казалось, он промчался, как один день. Успевшие перезнакомиться и подружиться участники собрались на церемонии закрытия в музейной усадьбе Кутулика, где всем были вручены дипломы и памятные призы фестиваля, прозвучали сердечные слова любви, благодарности и верности нашим литературным кумирам, нашим культурным корням, нашим нетленным духовным ценностям.

Директор фестиваля Анатолий Стрельцов подчеркнул, что театральный праздник «Солнце в аистовом гнезде» – событие не конкурсное, здесь не определяют чемпионов и аутсайдеров. Здесь всех объединяют любовь к прекрасному, вечная тяга к счастливому «валянию дурака», заражённость театральным волшебством. Здесь непрофессиональные театры, зачастую не избалованные вниманием и поддержкой, получают щедрую заботу кутуликчан, меценатские бонусы Аларской администрации, покровительство минкульта, обучаются на мастер-классах от актёров Иркутского академического, проводят вместе с ними незабываемые вечера с гитарой у костра, включаются в уникальную атмосферу света и добра.

– На этом фестивале между людьми за короткое время возникают невероятное чувство родства, какая-то особенная кровная привязанность, – отмечает московская гостья Ирина Кайгородова. – Тут, в этих театральных «джунглях», все «одной крови», как повторял Маугли. Отсюда грустно уезжать, сюда хочется возвращаться снова и снова. Хочется пожелать, чтобы фестиваль жил, развивался, ширился, привлекал всё больше и больше новых участников.

Чтобы свил на благодатной​ ​Аларской земле большущее уютное гнездо. Способное вместить десятки и сотни новых обитателей и всегда согретое всесильным, немеркнущим солнцем искусства.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры