издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Всем сердцем предана вам я...»

  • Автор: Юрий МАЙОРНИКОВ

Звезда этой актрисы ярко зажглась на театральном небосклоне Иркутска шесть десятилетий тому назад, но имя её вписано в историю областного драматического театра навсегда. В 2009 году заслуженной артистке РСФСР, лауреату Государственной премии СССР Розалии Францевне Юреневой исполнилось бы 95 лет.

Старожилы иркутского театра, юность и молодость которых пришлась на далёкие 50-е годы ХХ века, с особым трепетом вспоминают сегодня это легендарное имя. Судьба актрисы Юреневой была непростой, но очень яркой и интересной. Она родилась в 1914 году в многодетной семье поляка Франца Голько, женившегося на русской девушке Агнии. Жили они в Краснопресненском районе Москвы, в квартале, где жили и другие польские семьи, неподалёку от католического костёла. Закончив семь классов русской школы, Розалия поступает на работу в издательство «Крестьянская газета» помощником бухгалтера. Но уже в 1931 году переходит работать счетоводом в театр-клуб работников искусств. Именно здесь она впервые почувствовала интерес к театральной сцене и захотела стать актрисой. Вскоре её мечта осуществилась.

Устроившись секретарём в Московский театр имени Владимира Немировича-Данченко, 19-летняя Розалия поступает в класс знаменитой мхатовской актрисы, заслуженной артистки Республики Софьи Халютиной. И уже в 1935-м молодая актриса вместе со своим мужем Константином Георгиевичем Юреневым уезжает искать своё актёрское счастье в драматический театр далёкого города Бодайбо. С первыми ролями: Шелавина  («Без вины виноватые»), Таня («Банкир»), Лида («Свадьба Кречинского») – пришёл и первый успех.    

В 1937 году супруги Юреневы меняют прописку и становятся актёрами областного драматического театра города Ворошилова-Уссурийского (теперь это город Уссурийск Приморского края). Там были блестяще сыграны роли Коринкиной в спектакле «Без вины виноватые», Аксюши в «Лесе». Роли Оливии в «Двенадцатой ночи» и Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» закрепляют за актрисой амплуа основной героини.

В декабре 1944 года Розалия и Константин Юреневы получили приглашение пополнить труппу одного из крупных театров страны – Краевого драмтеатра Владивостока. Продолжая создавать яркие образы: Натальи в «Вассе Железновой», Варвары в «Грозе», Наташи в «На дне», Инэc в «Дуэнье», – Розалия Францевна уверенно заняла ведущее положение в коллективе.  

Август 1948 года принёс актёрам встречу с городом Иркутском, и с 1 сентября они были зачислены в театр юного зрителя. Но по прошествии двух месяцев директор областного драматического театра, легендарный Осип Александрович Волин, приглашает Юреневых вступить в коллектив старейшего театра Сибири – областного драматического. Встреча эта оказалась поистине счастливой: Иркутск сыграл в судьбе Розалии Францевны очень важную роль. Именно здесь она встретила удивительного человека и блистательного артиста Владимира Серебрякова, который стал её мужем и отцом любимой дочери Екатерины. Здесь, в иркутском театре, актриса сыграла лучшие свои роли, среди которых Кэт Хардкэстль в «Ночи ошибок», Лиза Калитина в «Дворянском гнезде», Джемма в «Оводе», Глафира в «Волках и овцах», Диана в «Собаке на сене», Надежда Монахова в «Варварах», Татьяна в «Разломе», Саския в «Рембрандте», Василиса Мелентьева в одноимённом спектакле, баронесса Штраль в «Маскараде», Оксана в «Гибели эскадры», Анна Вальтер в «Последней остановке».

Роль Софьи Ковалевской в спектакле «Цель жизни» была сложна как эмоционально, так и психологически; актрисе предстояло на сцене пережить все моменты жизни её знаменитой героини – от молодой девушки до выдающегося учёного, пройдя все этапы формирования великой личности. Огромное профессиональное удовлетворение принесла работа с прекрасными режиссёрами: Михаилом Куликовским, Семёном Казимировским, Ефимом Табачниковым.  Большой удачей в творчестве актрисы стала роль жены рабочего Маланьи в исторической пьесе Павла Маляревского «Канун грозы». Режиссёр спектакля Виктор Головчинер не ошибся в своём выборе: Юренева блестяще справилась с ролью, создав образ простой русской женщины, правдивый, искренний и сердечный.  

В 1952 году творческая группа спектакля – исполнители главных ролей, в числе которых была и Розалия Францевна Юренева, – и автор пьесы удостоены высочайшей по тем временам награды – Сталинской премии (с 1962 года переименованной в Государственную премию СССР). Признанием больших заслуг актрисы в российском искусстве стал Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1958 года о присвоении почётного звания «Заслуженная артистка РСФСР». И вновь новые интересные роли: Юлия Тугина в «Последней жертве», Клеопатра Гавриловна в «Почему улыбались звёзды», Ирина Сестрорецкая в «Третьей патетической», буфетчица Катька в спектакле «Взрыв». К вершинам актёрского мастерства актрисы относится трагическая Мария Стюарт в одноимённом спектакле – роль, блестяще исполненная в 1961 году.

За 13 лет работы в Иркутском драматическом театре актриса создала около 50 запоминающихся сценических образов. Все эти годы Розалия Францевна вела большую общественную работу: избиралась депутатом Иркутского горсовета и Кировского районного Совета, в течение нескольких лет являлась секретарём правления Иркутской организации Всероссийского театрального общества.  

Переехав из Иркутска в Волгоград, а затем в Нижний Новгород, Розалия Францевна много работала в театре. Среди несомненных удач – роли Марии Львовны в «Дачниках», Малаховой в «Совести», Сью Бейлис в драме Миллера «Джо Келлер и его сыновья», Берты в «Жарком лете в Берлине». В 1966 году Юренева была вынуждена покинуть сцену, диагноз врачей звучал неутешительно: тяжёлая форма гипертонии. С этого момента вся её жизнь была посвящена мужу и дочери. В 1978 году нижегородский (тогда – горьковский) театр выезжал на гастроли в Минск, внезапно заболела актриса, исполнявшая роль Арины Петровны в спектакле «Иудушка Головлёв». Когда обратились к Розалии Францевне, она с радостью согласилась. Ввелась в спектакль легко, как будто и не было этих лет разлуки со сценой, и сыграла роль блестяще. К сожалению, эта роль стала её последней работой в театре.

Земной путь актрисы завершился  5 декабря 1995 года. Она пережила своего мужа ровно на 18 лет. На старинном Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде рядом с Владимиром Серебряковым нашла свой последний приют блестящая актриса Розалия Юренева, удивительную игру которой посчастливилось видеть и иркутскому зрителю.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры