издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Высокий статус лидера

ОАО «Иркутскгипродорнии» исполняется 55 лет

«Темпы, качество, дизайн» – таков девиз в работе коллектива ОАО «Иркутскгипродорнии», который в декабре отмечает 55-летие с момента основания. Сегодня, когда дорожная отрасль переживает трудный период, юбиляр сумел не только быстро адаптироваться в новых условиях, но и сохранить свой потенциал, единую технологическую целостность, стал многопрофильной компанией с филиалами и представительствами в Москве, Новосибирске, Красноярске, Благовещенске, Южно-Сахалинске, Санкт-Петербурге. Современное оборудование, опытные специалисты, качественное и своевременное выполнение заказов закрепили за институтом репутацию надёжного и стабильного партнёра, обеспечили признание среди научно-производственных и творческих объединений страны. Институт «Иркутскгипродорнии» включён в единый реестр Федерального лицензионного центра Госстроя, удостоен статуса «Лучшее предприятие инвестиционно-строительного комплекса России».

О том, как, за счёт чего удаётся коллективу работать столь эффективно, и пойдёт речь в беседе с заслуженным строителем РФ, кавалером ордена Дружбы народов, генеральным директором ОАО «Иркутскгипродорнии», президентом Союза дорожников Иркутской области Анатолием Косяковым.

Анатолий Косяков родился в Омской области, начинал свою трудовую деятельность водителем в совхозе. После окончания в 1966 году Сибирского автомобильно-дорожного института по направлению прибыл на работу в Иркутское отделение Гипроавто-транса. Прошёл путь от инженера мостового отдела до генерального директора. В 1972 году возглавил Иркутский филиал Гипродорнии, который в 1993 году был преобразован в ОАО «Иркутскгипродорнии».

Анатолий Яковлевич награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», орденом Дружбы народов, знаком «Почётный дорожник», ему присвоено почётное звание «Заслуженный строитель РФ». Имеет почётный знак «Строительная слава», памятную медаль «За заслуги в укреплении конкурентоспособности России», Почётную грамоту Законодательного Собрания Иркутской области, звание «Почётный гражданин города Иркутска». Анатолий Косяков и возглавляемый им коллектив стали учредителями Союза строителей Иркутской области, Ассоциации дорожных проектных организаций «РОДОС».

За годы работы в коллективе Анатолий Яковлевич проявил себя не только грамотным инженером и организатором, но и хорошим товарищем. Сослуживцы отмечают в нём такие качества, как профессионализм, решительность и надёжность. В чрезвычайных ситуациях он не боится взять на себя ответственность. В нынешнем году на строительстве третьей очереди мостового перехода через Ангару возникла сложная ситуация с выполнением графика работ. В эти критические моменты генеральный директор взял на себя руководство процессом и нашёл грамотное решение. При этом и он сам, и проектировщики, и строители работали без выходных почти круглосуточно, благодаря чему объект был завершён в срок. 

Работая генеральным директором компании, Анатолий Косяков внёс огромный вклад в программы развития автомобильных дорог областного центра и Иркутской области, проектирование транспортных развязок Иркутска, мостовых переходов через реки Ангару и Иркут, благоустройство набережной Ангары и многих других объектов. По его инициативе было принято решение о создании на базе института строительного комплекса «Гипродорстрой», силами которого возведён жилой комплекс по улице Волжской, представляющий собой оригинальный архитектурный ансамбль, органично вписывающийся в облик Иркутска. В активе также две многоквартирные высотки с офисными помещениями и подземными парковками на улице Депутатской. Продолжается строительство ещё двух подобных высоток на Декабрьских событий. Проведена реконструкция хирургического корпуса областной больницы, на стадии завершения строительство онкологического центра, четвёртой очереди мостового перехода через Ангару, жилого комплекса «Крылатый».

– Очень энергичный, целеустремлённый и глубоко мыслящий человек, не чурается никакой работы, стремится к достижению цели всеми путями и способами, – охарактеризовала своего шефа инженер дорожного департамента Елена Черных. – Помнится, когда сложилась сложная ситуация на изысканиях, он взял в руки топор и отправился рубить просеку.

Президент Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат отмечает в Анатолии Косякове профессионализм, решительность и надёжность: «Это один из тех редких в наше время людей, кто стремится порученное дело довести до конца, до полного совершенства». 

– Анатолий Яковлевич, вы без малого 50 лет отдали институту, не прискучило ли заниматься одним и тем же? 

– Во-первых, вовсе не одним и тем же. А во-вторых, как может наскучить любимое дело? Да ещё когда тебя окружают люди творческие, неординарные, для которых стройка – это вечный путь к совершенству. Для всех нас главным были и остаются сложившиеся традиции, добрые человеческие отношения. Кто-то должен их поддерживать, создавать имидж института. Тогда почему не я, тем более что люди верят в меня? Почему я должен лишать веры тех, кто трудится на благо коллектива, региона, страны, стремится сохранять и приумножать традиции предшественников? 

– Легко ли строить дороги в нашей стране? И как выполнить требование заказчика строить быстро и качественно при минимальной цене?

– Строить настолько тяжело, что иногда появляется ощущение некой неудовлетворённости. К 50-летию института мы подходили гораздо веселей, оптимистичней, с надеждами и планами на будущее. К сожалению, последующие пять лет нас во многом разочаровали. Не стану уповать на кризис, он – системное явление, коснулся всех. А вот его результаты по-разному повлияли на деятельность организаций. Нам пришлось достаточно сложно и в 2010-м, и в уходящем году, особенно по проектной части. Нашему производственному комплексу при огромном потенциале, при том развороте работ, на который вышли, пришлось решать трудную задачу по сохранению объёмов производства. В целом мы с ней справились, но далось это настолько тяжело, что появилось ощущение некой усталости. Усугубляет ситуацию и отсутствие чётких реалий на будущий год, несмотря на принятие Закона «О дорожном фонде».

– Вернёмся к вашим объектам. Что сделано за минувшие пять лет?

– Мы в эти годы славно потрудились по ряду направлений. Завершили многолетний объём работ на дороге Чита – Хабаровск («Амур») – дороге протяжённостью две тысячи километров с хорошими техническими параметрами и качеством строительных работ. Половина её серой асфальтной ленты вполне может соперничать с дорогами западных территорий. На ней работали практически все наши департаменты: дорожный, мостовой, ПГС, инженерно-изыскательской подготовки, инженерного сопровождения строительства. Ни в одном из них нет людей, которые не причастны к этой дороге. Эта работа и эта дорога навсегда останутся памятным рубежом в жизни каждого сотрудника, в истории института.

Серьёзно потрудился коллектив по разработке обоснования и инженерных решений по дороге «Вилюй». С этой работой мы справились, сделав основу для выполнения реконструкции и строительства северной магистрали. Она, может, и менее значима, чем «Амур», но для России так же важна, потому что проходит по северным территориям и даёт возможность прямого выхода к северной части океана, к огромному количеству месторождений.

Ряд существенных проектов выполнен по дорогам, мостам, искусственным сооружениям местного значения. Это проект берегоукрепления набережной Ангары, который частично претворён в жизнь и украшает город. Надеемся, что объект будет иметь продолжение: есть огромный участок до самой плотины ГЭС. Многострадальная Маратовская развязка – один из самых проблемных транспортных узлов Иркутска. Мы отработали этапы и близки к реальному исполнению проекта. Первый из них предусматривает изменение движения по линии набережной и улице Баррикад, по самому кольцу, что даст возможность начать строительство развязки уже в 2012 году. В это же время многое сделано по улице 3-го Июля, которая уже реконструирована и сегодня имеет прекрасное лицо, как и Байкальская, Академическая. Нынче произведена корректировка проекта многострадального онкологического центра, строительно-монтажные работы на нём, считай, завершены, объект передан под монтаж оборудования. 

– На третьем пусковом комплексе мостового перехода через Ангару вы существенно сбросили цену. За счёт чего удаётся экономить средства?

– Мы сделали это, чтобы избавиться от «варягов» и подряд этот остался на нашей территории. Работаем рубль в рубль, рентабельность почти нулевая. Совместно с заказчиком стараемся минимизировать затраты различными техническими решениями, экономить на всём, в том числе на материалах. Если некоторые компании, взяв подряд, нанимают массу субподрядных организаций и несут дополнительные затраты из-за того, что кто-то не рассчитал свои возможности, то мы ориентируемся в основном на собственные силы, свои технику и материалы. Мы умеем строить и работаем практически круглосуточно. Сокращая календарное время строительства, сокращаем и расходы. Помимо этого используем современную технику, позволяющую повышать производительность труда. Весь спектр изыскательских и проектных работ проводится на электронном оборудовании, все проекты выдаются только в электронном виде. Мы одни из первых, кто создал электронный паспорт автомобильной дороги «Колыма», применил на практике систему инженерного сопровождения строительства. Всё это позволяет снижать стоимость строительства и быть конкурентоспособными на рынке. 

Выполняя функции генподрядчика, мы сумели мобилизоваться, наверстать упущенное по строительству третьей очереди мостового перехода и приступить к работам по четвёртой. По контракту мы должны её запустить в сентябре, но откроем движение по Байкальской в июне, а весь комплекс сдадим в августе 2012-го. Для Иркутска с его огромной интенсивностью движения и заторами это важнейший объект. В 2012 году будет также завершено строительство высоток на Депутатской и Декабрьских событий.

Завершена работа по северному обходу города Новосибирска, объездную дорогу 8 ноября открывал премьер-министр Владимир Путин. За неё, а также за проекты по реконструкции Советского шоссе в Новосибирске филиал получил хорошую оценку. Прилично сработали также столичный филиал в Московском регионе и Красноярский в своём крае.

– Все страны мира выходили из кризиса за счёт интенсивного дорожного строительства. А какие перспективы в этом плане у нас? 

– Руководители страны тему понимают и поддерживают, но почему-то нет главного – конкретного решения. Одни говорят, что мы не готовы к столь масштабным работам, другие – что на дорогах воруют, процветает коррупция и так далее. Однако очевидно: там, где вложились в дороги, экономическая и материальная отдача налицо. На «Амуре» поток транспорта уже увеличился втрое, добавьте понижение затрат на перевозки. Прежде за сутки проезжали 150–200 километров, сегодня – 500–700. 

– Анатолий Яковлевич, сколько специалистов сейчас трудится в институте? Насколько заполнен ваш портфель заказов?

– В нашей многопрофильной компании трудятся около 1500 высококлассных специалистов, в год выполняем заказов на 2,5–3 миллиарда рублей. В Иркутске работают 1200 человек, освоили 2,5 миллиарда рублей, а с филиалами вышли на 3,5 миллиарда. Можем прибавить по проектной части в полтора раза, да и по строительной тоже. Последние три года начали строить жильё на продажу. До этого возводили дома для наших сотрудников, квартиры выделяли в основном почти бесплатно. Вообще социальная программа у нас на уровне. Пенсионерам поквартально выплачиваем небольшие деньги. Действующим сотрудникам оказываем помощь при лечении, приобретении путёвок на курорты, поддерживаем особо нуждающиеся семьи. Сейчас работаем над созданием ТСЖ. Приобретём земельный участок и дадим людям возможность строить своё жильё, коттеджи с наличием инфраструктуры.

У нас сильный управленческий потенциал, среди руководителей – молодые ребята, которые возглавляют департаменты – дорожный, инженерного сопровождения, ПГС. Высокого уровня специалисты работают в технической службе. 

В эти праздничные дни не могу не сказать слова благодарности людям старшего поколения, корифеям института, которые трудятся по 30–40 лет: главному специалисту дорожного департамента Борису Николаевичу Луковникову, главному специалисту департамента мостов Олегу Григорьевичу Труфанову; руководителям: группы дорожного департамента – Татьяне Константиновне Ивановой, отдела экологических обоснований – Светлане Васильевне Даниловой, электротехнического отдела – Анне Константиновне Кучёновой; главному инженеру проекта Татьяне Ивановне Ушаковой, главному инженеру фирмы Гарию Абрамовичу Белинскому, а также молодым руководителям департаментов Сергею Воронину и Алексею Пригорневу…

– А что вы скажете о перспективах на следующий год?

– Если в 2012-2013 годах получат развитие дорожные фонды и руководство страны повернётся лицом к стратегическому плану развития отрасли до 2020 года, тогда можно будет оценить реальное положение дел. В любом случае ситуация в Иркутске и всём регионе очень сложная. В областном центре основные торговые точки, рынки, органы госуправления сосредоточены в центре, к ним всё притяжение. Каких-либо серьёзных магистралей сюда пробить нельзя. Усугубили ситуацию застройкой «красных линий». Имеем три десятка огромных зданий, которые вылезли на тротуары и проезжую часть.

Разгрузить город можно малым и большим кольцами вокруг. Мы готовим полноценную программу развития улично-дорожной сети, увязанную с генпланом, где выделены наиболее значимые направления. Рецепт спасения для Иркутска – в развитии за пределами городской черты: необходим либо вынос аэропорта, либо, как замышляли прежде, создание агломерации с выносом делового центра в рай-он посёлка Мегет, а также развитие острова Комсомольский. Готовим полноценную программу улично-дорожной сети, где выделены значимые на-правления, в том числе скоростная магистраль Октябрьского района и из Первомайского через Академический мост с выходом на аэропортовское кольцо. Надо влиять на эту ситуацию и быть оптимистами. 

Много предстоит работы на дороге «Колыма», объектах Чукотки, Сахалина, Камчатки, стационарных пограничных проектах. Интересен наш проект морского порта в Петропавловске-Камчатском, который сейчас находится на экспертизе. В среднем 300–400 проектов делаем в год. Многими из них, думаю, будем гордиться, как гордимся сейчас «Амуром».

Новые проекты, новые идеи рождаются в стенах института – всё это говорит о глубокой прочной связи между днём вчерашним и сегодняшним. Она, эта связь, в новаторском подходе, в подвижничестве, которые всегда отличали и отличают проектировщиков и строителей «Иркутскгипродорнии». В заключение хочу пожелать всем нашим специалистам, их родным и близким всего самого доброго!

– С юбилеем вас и ваш коллектив! 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры