издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Молодость Леонида Безродного

  • Автор: Леонид КРУТОВ

Только что отметивший 70-летний юбилей дирижёр Леонид Безродный не жалуется на здоровье или какие-то другие личные проблемы. Все его мысли только о работе. Не подводя никаких итогов, Леонид Михайлович признаётся, что сегодня главное дело его жизни – это сводный симфонический оркестр юных музыкантов Иркутской области «Созвездие Байкала», которым он руководит уже седьмой год.

Сегодня симфонический оркестр юных музыкантов Иркутской области по праву может считаться визитной карточкой региона. И это слова даже не руководителя коллектива, от которого горделивых отзывов о своём детище ждать логично, это оценка народного артиста России Дениса Мацуева, который, впервые услышав юных музыкантов, был по-настоящему поражён и сразу включил оркестр в число постоянных резидентов фестиваля «Звёзды на Байкале». Высокую оценку оркестр получил и на международных фестивалях, прославляя Сибирь и Иркутскую область.

– Леонид Михайлович, расскажите, как родился оркестр юных музыкантов?

– Можно сказать, это получилось случайно. Всё началось в 2006 году, когда перед учебно-методическим центром «Байкал» была поставлена задача по организации летнего отдыха для одарённых детей в рамках только что появившейся губернаторской программы «Лето в Приангарье». По инициативе регионального минис-терства культуры было решено собрать группу из талантливых юных музыкантов со всей области и устроить им отдых в детском оздоровительном лагере под Братском. Я тогда работал дирижёром в Иркутском музыкальном театре, и мне предложили поехать вместе с детьми, отдохнуть и немного позаниматься. Но я решил, что надо воспользоваться такой возможностью и стоит попробовать создать оркестр.

У меня давно было желание собрать оркестр, ещё в 1990-х, когда я руководил Молодёжной хоровой капеллой в Братске. Но на базе одной школы сделать это было практически невозможно. А здесь, с учётом того, что ребята собирались со всей области, я почувствовал, что это может получиться. И предложил собрать не просто отдельных детей, а ансамбли, которые уже играют вместе в своих городах при музыкальных школах. Но на первой же репетиции я чуть было не отказался от своей идеи. Когда мы попробовали соединить все ансамбли в один коллектив, получился кошмар. Это была играющая толпа. Каждый ансамбль отдельно играл неплохо, у каждого было своё лицо, но вместе они создавали ощущение сумбурной каши.

Но всё же было решено сделать концерт по итогам пребывания ребят в лагере. Я думал, раз есть ансамбли, пусть каждый из них выступит отдельно и поиграет свою музыку. Репетиции заняли около 20 дней, и мы подготовили концерт. В первом отделении ансамбли выступали отдельно, а во втором мы всё же попробовали сделать миниатюры Гайдна для струнного оркестра и один номер из «Маленькой ночной серенады» Моцарта. Далось это очень большим трудом: ребята репетировали с педагогами в беседках на открытом воздухе, постоянно отрываясь на общий распорядок дня лагеря. Но в итоге мы поняли, что что-то получилось. Конечно, это было примитивно, но тогда это производило впечатление. На следующий год решили повторить, но уже подсадив к струнной группе духовиков.

– И сколько получилось музыкантов?

– Получился камерный состав – около 40 человек. Это ещё не был симфонический оркестр, но мы уже смогли сыграть увертюру из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и «Вальс-фантазию» Глинки. Стало понятно, что начало что-то получаться, и тогда пришла идея принять участие в каком-нибудь фестивале или конкурсе. В 2008 году случайно нашли несколько оркестровых конкурсов для юных музыкантов. Один из них назывался «Созвездие Вены» и проходил в Австрии. И вот на этот конкурс мы повезли программу из произведений Гайдна, Моцарта и Глинки. Мои друзья мне говорили: «Ты сошёл с ума! Играть Моцарта на его родине – это сумасшествие». Но выхода у нас не было.

Когда было решено ехать в Австрию, возник вопрос статуса коллектива. И, конечно, денег. В общей сложности получилось 47 человек, включая четырёх преподавателей, куратора и меня как художественного руководителя и дирижёра. Именно тогда оркестр юридически привязали к учебно-методическому центру «Байкал» и дали название «Созвездие Байкала». Были, конечно, проблемы и с деньгами, и с визами, и с дорогой, но все они решились.

В венском конкурсе участвовало много коллективов, существующих уже не один год, из самых разных мест и стран. Однако мы выступили и безо-говорочно взяли Гран-при. Все были поражены. На родине нас встречали как триумфаторов, в каждом городе, который мы проезжали и откуда дети родом, на перроне нас ждала толпа журналистов, администрация и так далее.

– Именно после этого вас пригласили участвовать в «Звёздах на Байкале»?

– Не совсем. После победы в конкурсе мы стали искать выходы к пуб-лике, но не могли вклиниться ни в одну программу культурных мероприятий. В конце концов мы решили участ-вовать в конкурсе, который проводит благотворительный фонд «Новые имена» в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале». Наше выступление настолько впечатлило Дениса Мацуева, что он немедленно предложил оркес-тру творческое сотрудничество. И с 2009 года мы стали оркестром-резидентом фестиваля. Играли с пианисткой Екатериной Мечетиной, Денисом Мацуевым…

– Который тоже стал принимать активное участие в жизни коллектива.

– Да, поддержка Дениса Мацуева очень много значит для оркестра. Ведь он сам предложил сыграть с нами, и в 2010 году мы вместе исполнили в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале» концерт Моцарта, а в 2011-м – уже концерт Листа. Причём сыграть Листа не так просто даже профессиональным взрослым музыкантам. В 2012 году по приглашению Дениса Мацуева мы съездили во Францию на фестиваль «Анси-классик», где совершенно триумфально выступили, снискав настоящие овации искушённой публики.

Фестиваль в Анси имеет ярко выраженный русский акцент. Туда приезжают Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов… Так что публика привыкла слушать классику высочайшего уровня. Но важно даже не это. То, что публика аплодирует после концерта и пресса пишет хвалебные отзывы, приятно и вызывает гордость. Но ценнее всего, если пригласят второй раз. А нас уже пригласили. Причём не на три-четыре дня, как в прошлом году, а на десять. Кроме выступлений, наши ребята примут участие в мастер-классах.

– Как удаётся оркестру достойно выступать, наверняка у музыкантов инструменты не очень высокого качества?

– В 2012 году по итогам благотворительного аукциона «Нота До», который проводится Фондом Юрия Тена, на собранные деньги были закуп-лены профессиональные инструменты специально для нашего оркестра. Мы очень благодарны тем людям, которые пожертвовали деньги, по сути, на воспитание профессиональных музыкантов.

– Вы ведь каждый год играете новые произведения. И не самые простые. Как удаётся репетировать, учитывая, что музыканты живут в разных городах?

– Ну, во-первых, в городах, где живут музыканты, есть педагоги, которые с ними работают. Во-вторых, я постоянно езжу и тоже с ними репетирую, небольшими группами. А главные наши репетиции проходят летом в лагере, за 21 день – как у спортсменов сборы. Надо сказать, дети с удовольствием репетируют и даже обижаются, если репетиция по каким-то причинам отменяется. Коллективное музицирование имеет свою притягательность. И когда они получают эту бациллу, они заражаются и уже не могут без оркестра. Даже те, кто уже вырос и получает высшее образование или получил возможность стажировки за рубежом, всё равно стараются выстраивать свой график так, чтобы летом попасть опять в лагерь и принять участие в новой программе, которую мы готовим.

– Поскольку оркестр юношес-кий, возникает вопрос, что происходит с детьми, которые, скажем так, из него вырастают?

– Действительно, оркестр сущес-твует уже седьмой год, и многие музыканты за это время уже достигли совершеннолетия. Некоторые сейчас получают высшее образование в Красноярске, Новосибирске, Москве. Поэтому сейчас моя главная задача состоит в том, чтобы коллектив обрёл статус молодёжного – чтобы те дети, которые сейчас учатся, могли в него вернуться. У нас наработана серьёзная программа, и если мы будем всё время терять музыкантов из-за их возраста, мы перестанем развиваться.

Вот сейчас два человека из состава нашего оркестра оканчивают консерваторию. Обоим уже больше 20 лет, они как бы уже и по возрасту не подходят, но им же нужно и жить на что-то. Достаточно дать им зарплату, и они вернутся в Иркутск, а оркестр прирастёт профессионалами высокого класса.

– А насколько уникален такой коллектив? Есть ли подобные оркестры в других городах?

– В Екатеринбурге, Новосибирске и некоторых других городах, в принципе, есть подобные коллективы 

(и, кстати, существуют они в статусе молодёжных, то есть каждый музыкант оркестра там получает зарплату), но они сформированы на базе одного города, в рамках одного культурного учреждения. А наш оркестр уникален тем, что он сводный, музыканты в нём собраны со всего региона.

– А каков сегодня количественный и географический состав участников?

– Полный состав сегодняшнего оркестра – 70 человек. Хотя его ещё можно расширить. Больше всего ребят из Братска – более 20 человек, полнос-тью вся группа медных духовых оттуда, деревянные духовые из Иркутска, также есть музыканты из Ангарска, Усолья-Сибирского, Шелехова и Саянска. Причём возраст ребят начинается от 10 лет. При этом благодаря работе оркестра в музыкальных школах области уже выросло количество поступающих на оркестровые специальности.

– В юбилеи принято подводить какие-то итоги, хотя бы промежуточные. Вы много лет отдали музыке, руководили различными коллективами, но, если говорить про сегодняшний день, можете ли вы сказать, что симфонический оркестр юных музыкантов «Созвездие Байкала» — это главное дело вашей жизни?

– Да, я думаю, так и есть. Более того, он ведь и на меня очень хорошо воздействует. Я с этими ребятами молодею. Они вырастают у меня на глазах и становятся мне родными. Да и я для них тоже стал дорогим человеком за эти годы. Об этом говорят многочисленные телефонные звонки, особенно много их было в мой день рождения.

– Какие планы у оркестра на ближайшее будущее?

– В этом году мы уже обсуждали совместные выступления с музыкантами мирового уровня: виолончелис-том Бориславом Струлёвым и скрипачом Графом Муржой. И, конечно, мы продолжим сотрудничество с народным артистом России Денисом Мацуевым.

Биографическая справка

Леонид Безродный окончил в 1970 году Тбилисскую государственную консерваторию имени В. Сараджишвили. До 1991 года вёл активную творческую деятельность в Тбилиси. Двадцать лет возглавлял отделение хорового дирижирования в музыкальном училище. Работал хормейстером в Тбилисском театре оперы и балета. Участвовал в постановках опер «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Кармен» 

Ж. Бизе, «Риголетто» Дж. Верди. С 1984 года – дирижёр и художественный руководитель музыкального объединения «Дэрэх», которое с успехом гастролировало по городам Грузии, России, Украины и Израиля.

В Иркутской области в 1994 году создал и возглавил Молодёжную хоровую капеллу Братского индустриального института, которая стала лауреатом I премии областного фестиваля «Студенческая весна» в 1996–1998 гг. С 2002 года – дирижёр Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского. С 2006 года по настоящее время – художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра юных музыкантов Иркутской области «Созвездие Байкала».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры