издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жилищно-коммунальный безнадзор

Эксперт: власти и бизнесу невыгодно пускать общественников в сферу ЖКХ

Сейчас редко можно встретить владельца квартиры, довольного суммами в своих платёжках за услуги ЖКХ. Мы платим за воду холодную и горячую, за тепло и электроэнергию, за содержание и ремонт общедомового имущества и по другим статьям. Теперь к расходам добавился капитальный ремонт и вывоз так называемых твёрдых бытовых отходов. Платим, зачастую не вдаваясь в подробности и расшифровку посланий от коммунальщиков. Эксперты общественной организации «Потребителей энергии и услуг ЖКХ» проанализировали платёжки, а также изучили, на что жалуются иркутяне. О результатах общественной проверки мы беседуем с руководителем организации Сергеем Вахониным.

– Сергей Савельевич, расскажите, какие службы контролируют тарифы за услуги ЖКХ?

– Довольно много людей смотрят за тем, чтобы исполнялись положения Жилищного кодекса и законодательство об энергоэффективности. Две службы существуют на деньги налогоплательщиков. Муниципальная жилищная инспекция следит в том числе за начислением платы в домах, имеющих хоть один метр муниципального жилья. Основные функции контроля возложены на Службу государственного жилищного надзора. Основные полномочия, рычаги воздействия и возможности использовать «карающий меч» находятся в руках Госжилнадзора. Кроме того, в 2016 году федеральное правительство утвердило порядок проведения общественного жилищного контроля.

Многие собственники квартир жалуются на завышение тарифов за услуги ЖКХ. Чтобы навести порядок в этой сфере, не нужно ничего придумывать. На это не нужны дополнительные деньги. Есть люди, для которых контролировать начисления за квартплату, рассматривать обращения граждан и реагировать на жалобы – это работа. Всё подробно прописано в законодательстве. Полномочий более чем достаточно.

Пример: соблюдение законодательства об энергетической эффективности. За нарушение требований в рамках закона № 261 для организаций предусмотрен штраф в размере от 500 до 600 тысяч рублей. Средства поступают в муниципальный бюджет. Казалось бы, действенная мера, чтобы стимулировать компании заниматься энергосбережением, а экономия ресурсов по логике должна вести к снижению платежей для собственников. Могу сказать, что со времени принятия закона в 2009 году в регионе не было выявлено ни одного нарушения в этой сфере. Нет ни одного акта об административном нарушении: ни на управляющие компании, ни на строительные организации.

– Действительно нет нарушений?

– Чтобы были понятны масштабы нарушений, приведу пример. С 2012 года все новые и капитально отремонтированные дома по закону должны быть оснащены приборами учёта. Речь идёт не только об общедомовых приборах, но и об индивидуальных. Это значит, что в квартирах должны быть установлены счётчики электроэнергии, холодной, горячей воды и отопления. Надо сказать, что эти требования в новом жилье исполняются неукоснительно. Ни один жилой дом не принимается в эксплуатацию, если не соответствует этим требованиям. Приборы в новостройках ставят, но плату за отопление по ним не считают. Зачем тогда нужны счётчики, если их показания не принимают во внимание? Учитывая площади жилья, построенного в областном центре с 2012 года, некорректно оплата за отопление насчитывается более чем за 5,5 миллиона квадратных метров.

Люди покупают квартиры в новых домах, начинённых приборами, имеющими высокий класс энергоэффективности. При этом получают высокую оплату за услуги ЖКХ. Это всё равно, что вы берёте в салоне автомобиль с расходом 8 литров на 100 километров, а на деле он потребляет 28. Естественно, вы предъявите продавцу претензии. Люди обращаются по начислению квартплаты, но не получают адекватные ответы.

В нашем регионе построено 27 так называемых «умных домов», но и там ресурсы не считают по счётчикам. Когда речь идёт об «умном доме», но не говорится об учёте ресурсов, не стоит упоминать понятие «умный дом» вообще. Технологии таковы, что учитывать корректно потребление возможно, но это не делается.

Как только в дом зашла «сеть», эпоха односторонних отношений между ресурсниками и потребителями заканчивается. Но прозрачность выгодна не всем.

Дома после капитального ремонта по закону также должны соответствовать требованиям энергоэффективности. Значит, в квартирах этих домов должны быть установлены индивидуальные приборы учёта, однако это требование не исполняется. По отношению к этим нарушениям контролирующие органы, в первую очередь государственный жилищный надзор, проявляют «слепоту». А вот за тем, чтобы к собственникам, в квартирах которых не установлены индивидуальные приборы учёта, применялся повышенный коэффициент 1,5, служба следит зорко.

– Каким образом измеряется эффект от мероприятий по энергосбережению? Как снижение потребления должно отразиться на платёжках собственников квартир?

– К 2020 году потребление энергетических ресурсов должно быть снижено на 40%. К этому времени завершится действие федерального закона № 261, а вслед за ним – государственной программы по исполнению закона. Региональные власти отчитываются о хороших показателях исполнения закона. Иркутская область входит в первую двадцатку – первую тридцатку общероссийского рейтинга. Как я уже говорил, если дела с энергосбережением идут настолько хорошо, должны уменьшиться суммы в квитанциях, которые получают наши земляки. Однако мы видим, что платежи только возрастают.

По нашим данным, половина домохозяйств оплачивает услуги теплоснабжения без счётчиков – как индивидуальных, так и общедомовых. В нарушение закона платежи начисляются по устаревшим нормативам, которые муниципалитеты устанавливали в 2004, 2006 годах. В то время как в июне 2018 года Конституционный суд вынес решение: оплата должна рассчитываться либо по приборам учёта, либо по нормативам, установленным региональными органами исполнительной власти. Действительно, в 2016 году правительство разработало нормативы, утвердило их, но до сих пор не ввело в действие. По сути, у нас нет нормативов. Решение Верховного суда вступает в силу везде и немедленно, не требует никаких согласований. Но у нас на требование судебной власти никто не обращает внимание.

Плохие они или хорошие, региональные нормативы (которые не утверждены) значительно ниже тех сумм, которые люди платят сейчас. Чтобы было понятно, насколько велика разница, приведу пример: в Дзержинском муниципальном образовании Иркутского района плата начисляется по нормативу 0,043 Гкал/м2. В то время как установленный, но не введённый норматив в Иркутском районе составляет 0,016 Гкал/м2. Различие весьма ощутимое. В одном из жилых комплексов Иркутска расчёт производился по нормативу, принятому Думой города в 2006 году, – 0,027 Гкал/м2. Тогда как утверждённый, но не введённый норматив почти в два раза ниже – 0,015 Гкал/м2. Такую картину мы видим повсеместно.

– В конце прошлого года ваша организация провела проверку. Что именно вы изучали?

– Мы анализировали правомерность начисления платы за коммунальные услуги, изучали обращения граждан в Службу жилищного надзора и ответы структуры, а также нормативные региональные акты – министерства по жилищной политике, энергетике и транспорту Иркутской области, Службы по тарифам Иркутской области, Службы государственного строительного надзора Иркутской области.

Кроме того, мы сделали запрос в ООО «Иркутскэнергосбыт». Вопросы нас интересовали простые, обыденные: сколько обращений поступило, сколько удалось разрешить, сколько обращений закончилось судебными процессами. Аналогичную информацию мы запросили у управляющих компаний, на которых в нашу организацию поступали жалобы от жителей, – «Бородино», «Ушаковская», «Прогресс».

– Вы получили информацию, которая вас интересовала?

– Управляющие компании наши запросы игнорировали. Служба жилищного надзора по региону и Энергосбыт ответы дали, но в предоставлении данных отказали. Фактически выводы комиссии строились на обращениях граждан и результатах этих обращений, а также на анализе нормативно-правовых актов.

– Поделитесь основными выводами.

– Выводы неутешительные. Служба государственного жилищного надзора не исполняет контрольные функции, возложенные на неё в части статьи 157 Жилищного кодекса, – касательно размера платы за коммунальные услуги. С молчаливого согласия надзора коммунальщики берут с владельцев жилья плату за коммуналку значительно больше, чем должны. Это необоснованное завышение цен опосредованно отражается в том числе на государственном бюджете. За счёт избыточных платежей коммунальные компании выкачивают лишние деньги из бюджета.

Собственники никак не могут повлиять на ситуацию. Договоры с УК типовые, составлены таким образом, что владелец жилья не может уже ничего изменить в условиях. Люди обращаются в Службу надзора, просят защитить их интересы, однако в основном заявителей отправляют в суд.

В ходе проверки мы выявили нарушения исполнения государственных функций служащими жилищного надзора Иркутской области. Вопреки административному регламенту на сайте службы не размещена информация о результатах проверок, которые провели инспекторы. Информацию о ходе проверок невозможно получить ни по телефону, ни по электронной почте через раздел «Задать вопрос» на официальном сайте службы. Кроме того, система устроена таким образом, что через Сеть нельзя подать заявление в службу. Разумеется, это вызывает возмущение у жителей.

Мы также выяснили, что сроки рассмотрения письменных обращений систематически не выдерживаются. Например, заявление от иркутян, направленное 22 июля 2016 года, заместитель руководителя подписал только 23 сентября, то есть спустя два месяца.

По результатам внеплановой проверки были выявлены нарушения в начислении по всем статьям расходов за услуги ЖКХ. Инспекторы составили акт проверки, предписание, протокол об административном правонарушении. Людям должны были вернуть крупную сумму переплаты, однако до сих пор никто ничего не вернул.

Подозрительную беспомощность сотрудники инспекции проявляют в судах. Мы проанализировали решения и определения судов и обнаружили, что действия по результатам всех проверок, изученных нами, были прекращены. Для этого оказалось достаточно формальных оснований. Например, неправильно указана фамилия проверяющего, неверно написано название объекта проверки, перепутан год в расчётах – вместо 2015 указан 2014, неправильно указан адрес руководителя компании, которую проверяли, и так далее. Эти, казалось бы, мелочи, досадные недоразумения лишают людей возможности получить справедливые цены на услуги ЖКХ. Если уж инспекция не может (или не хочет) добиться справедливости, то что говорить о рядовых потребителях услуг. Люди оказываются в тупике – обратиться со своими проблемами не к кому.

– Куда вы направили результаты проверки? Удалось добиться какой-то реакции?

– Информацию мы отправили руководителю аппарата областного правительства, председателю Законодательного Собрания, руководителю Службы жилищного надзора.

Ответы получены, но они не обнадёживают, что проблемой кто-то станет заниматься по существу. От имени областного парламента ответила заместитель председателя ЗС Ольга Носенко. Она сообщила, что итоги проверки направлены председателю правительства области Руслану Болотову. Не стоило беспокойства, так как от правительства уже пришёл ответ.

Руководитель аппарата губернатора и правительства региона сообщил, что организация, которую я представляю, не имеет права проводить общественную экспертизу. Нам также указывают на то, что итоги проверки неверно оформлены. Вот цитата из заключения: «Таким образом, представленные материалы ИООО «Потребителей энергии и услуг ЖКХ» не могут являться основанием для применения административно-властных мер принуждения в отношении должностных лиц службы». И ни слова о том, что неопровержимые факты о нарушениях региональной власти интересны, что с ними кто-то собирается работать.

Но мы не опускаем руки. По сути, в материалах проверки речь идёт о нарушении прав владельцев жилья. Значит, будем обращаться к Уполномоченному по правам человека. Есть ещё органы, которые не знают о нарушениях. Будем работать дальше, обращаться в федеральные структуры. Вопрос начисления квартплаты очень больной, завышение платы напрямую отражается на кошельках наших земляков, делает нас беднее. Это большая социальная проблема, с которой надо бороться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры