издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Юдин: «Если уж взялся, стараюсь добиться результата»

На депутатском поприще Сергей Юдин, заместитель председателя Думы города Иркутска, далеко не новичок. В народных избранниках он с 2009 года. Солидный срок. Но, как ни пыталась я вывести своего собеседника на подведение итогов многолетней депутатской деятельности, разговор постоянно сворачивал в другое русло: на проблемы, которые не только мешают сегодня его избирателям спокойно жить, но также искренне волнуют и самого депутата, коренного иркутянина.

– Ваш избирательный округ – центр Иркутска, его визитная карточка. В последние годы здесь так много перемен. Город заметно преобразился, стал более современным, сохранив при этом памятники культуры и истории. У вас есть чувство удовлетворения, что довелось внести свой вклад в изменение облика старинного города?

– За эти годы с моим участием сделано, конечно, немало. Помните, что творилось ещё не так давно в районе улицы Софьи Перовской, вокруг Центрального рынка? «Шанхайка», торговля из каких-то контейнеров. Люди просто боялись там ходить. Стихийные рынки в этом районе давно ликвидированы, «Шанхайку» мы из центра перенесли, прилегающие территории обустроили. Претворяется в жизнь уникальный проект «Иркутские кварталы», позволяющий сохранить исторический облик города и создать в то же время современную и удобную для горожан и гостей архитектурную среду. Работа в этом направлении продолжается, появляются новые общественные пространства, реконструируются объекты культурного наследия. Историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора», парк на острове Юность, ставший главным местом отдыха горожан, – таких мест, красивых и комфортных, должно быть больше.

Сейчас мы получаем возможность преобразовать промзону, где располагались в прошлом чаеразвесочная фабрика, дрожжевой завод, ТЭЦ-2, завод имени Куйбышева, речной порт, в очень привлекательный и комфортный квартал с выходом на единую набережную Ангары. Идея создания в Иркутске единой набережной – от плотины ГЭС до устья реки Ушаковки – поддержана в том числе и на уровне Совета Федерации, рассмотревшего недавно Стратегию развития Иркутской области. Улица Марата по этому проекту будет продлена до берега Ангары, часть её предполагается сделать пешеходной. Масштабный проект, мне очень понравился. От уреза воды набережная займёт 30–70 метров. На берегоукрепление и благоустройство с учётом природного ландшафта пойдут средства федерального, областного, муниципального бюджетов и бизнеса. Так что в скором будущем, надеюсь, появится ещё одна точка притяжения с красивой прогулочной зоной для горожан и туристов.

Но это лишь одна сторона медали, которая на виду. Да, в моём округе самое большое количество деревянных домов – памятников истории, но они в основном находятся в аварийном состоянии. В каких условиях живут люди в этих ветхих домах? Знаете ли вы, что в центре Иркутска сейчас около 70 водоразборных колонок? Мы как-то задались вопросом, сколько воды для семьи из 4 человек необходимо в сутки? Оказывается, 10 вёдер минимум. А колонки-то зачастую не в шаговой доступности, не возле крыльца. Чтобы набрать водички, надо перейти оживлённую магистраль. Ладно, если семья молодая. А у меня на улице Красноармейской в таком вот неблагоустроенном доме-памятнике живёт женщина за восемьдесят. Она говорит: «Я ночью за водой хожу. Днём перейти улицу Тимирязева мне не под силу. Когда затеваю стирку, то ночью, как партизанка, делаю несколько вылазок. Много не могу за раз принести, тяжело». А после стирки ей ведь ещё воду вылить надо, со второго этажа спуститься с помойными вёдрами к выгребной яме. В её доме, как и в соседних, нет канализации. Приходится пользоваться уличным нужником. И жильцы высоток на Красноармейской и Лапина с балконов смотрят на это человеческое унижение. Повсюду в центре такая картина, к сожалению.

– Да, покосившихся домишек в центре по-прежнему много, особенно в районе Центрального рынка. Они теперь на фоне отреставрированных памятников и современных многоэтажек ещё больше бросаются в глаза.

– Все – и губернатор, и мэр, и депутатский корпус – понимают, конечно, что этот район – лицо Иркутска, и оно должно выглядеть достойно. Но инженерная обеспеченность центра города остаётся пока крайне сложной проблемой. В прошлом году я предложил запустить пилотный проект – посмотреть, во что выльется решение этой проблемы, на примере улицы Грязнова. На этой улице расположены аварийные неблагоустроенные дома, в том числе памятники. Я даже сделал схему, отметил на ней все здания. Смотрите, для подключения к водоснабжению и канализации дома № 32 по улице Тимирязева, а в нём всего 4 квартиры, МУП «Водоканал» три года назад сделало смету. Цена вопроса – 3 миллиона 100 тысяч рублей. 850 тысяч с каждой квартиры! Когда люди соберут такие деньги? А протяжённость этих сетей всего-то 120 метров. У нас ведь единый тариф – что на высотку в 16 этажей, что на небольшой дом. Когда началась приватизация, люди, живущие в домах-памятниках, стали заложниками: содержать, реставрировать такое жилище дорого и технически сложно. Муниципалитет должен был, считаю, передать в собственность квартиры отремонтированными и уже при подключённых сетях, а не в аварийном состоянии.

Маленький пример. Ремонт кровли обычного небольшого дома (просто чтобы дождевая вода не текла в квартиры) обходится в 600 тысяч рублей, а дома-памятника с учётом проекта и согласований надзорных служб – в 3,5 миллиона. Конечно, в городе действует программа расселения из ветхого и аварийного жилья, но масштабы её явно не соответствуют проблеме. С объектами культурного наследия в какой-то мере помогает Агентство развития памятников Иркутска. Дом расселяется на средства бюджета города, инвестор выполняет работы по реставрации. На мой взгляд, это достаточно эффективный путь развития территории: за годы моей депутатской деятельности таким способом восстановлены десятки объектов культурного наследия.

Сейчас разрабатывается Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2036 года. Всю проблематику, связанную с инженерными коммуникациями в центре, я оформил и внёс как предложение. Ждём документ, на основании которого мы сможем закладывать эти работы в программные продукты. Но понятно, что глобального, прорывного строительства, как в микрорайонах Солнечном, Университетском, Рабочем, у нас в округе не будет. Только восстановление памятников, старинных домов, объединение земельных участков для привлечения инвесторов, чтобы они могли размещать бизнес в центре. Ничего другого и быть не может.

– Стаж вашей работы в 19-м  избирательном округе 13 лет. Достаточный, наверное, срок, чтобы разобраться с ключевыми проблемами территории.

– Что ж, мой округ, думаю, во всех отношениях самый сложный. Центр города – проблем здесь с годами меньше не становится. На смену решённым задачам тут же приходят новые – Иркутск развивается. Взять, к примеру, проблемы с транспортом. Понятно, что в этой части города они стоят особенно остро. Практически весь общественный транспорт из всех районов имеет трафик через центр, здесь сосредоточены основные перевалочные остановки. Это связано с пробками на дорогах, особенно в часы пик. Другая проблема, отсюда вытекающая, – в центре негде припарковать личный автотранспорт. Наверное, я единственный, кто пытается как-то решать эту задачу. Стараюсь найти хоть какие-то мало-мальски пригодные земельные участки для таких парковок.

Вот лишь несколько адресов, появившихся в последние годы. Ленина, 14б, – возле здания администрации города. Раньше эта стоянка была обнесена забором и имела очень неприглядный вид. Забор убрали, участок заасфальтировали, сейчас порядка 100–120 машин горожане имеют возможность здесь парковать. Под старым Ангарским мостом ещё с советских времён функционировала автостоянка. Она была в убогом состоянии, в плане безопасности моста никакие нормы не выдерживала. Сейчас доступны для парковки 150 мест. Рядом обустроили парк Космонавтов, сразу полюбившийся жителям.

В прошлом году к этим адресам добавился ещё один – на улице Гершевича, 1. Там был пустырь с ямами – неразграниченная муниципальная территория, очень запущенная. Теперь парковка на 45 автомобилей. Параллельно проведено и комплексное благоустройство двора. А в нынешнем году был использован муниципальный участок на Свердлова, 38. Затратили более шести миллионов рублей, привели в порядок придомовую территорию, проложили тротуары, ливнёвку, построили детскую площадку, сделали зону отдыха. Жители очень довольны, несмотря на соседство с парковкой на 60 машин. Я специально приезжал в выходные посмотреть, какая там обстановка. Стоянка от транспорта свободна, подростки катаются на скейбордах, гоняют на самокатах и велосипедах. Приятно. В следующем году планируем благоустроить и расширить примерно на 30 мест действующую парковку на пересечении улиц 5-й Армии и Чкалова возле ТЦ «Планетарий». Сейчас прорабатываются проекты решений под крупную, на 600–1200 мест, парковку возле ТЦ «Карамель». Эта тема на слуху уже лет 10, и только сейчас вопрос перешёл в практическую плоскость, подбирается инвестор. Темпы, конечно, удручают, но это лучше, чем ничего.

– Неужели невозможно найти кардинальное решение проблемы? Ведь из-за отсутствия парковок все дворы в центре города машинами заставлены, особенно в районе Центрального рынка. Жители каких-то шлагбаумов нагородили. 

– Да, сейчас в этом районе функционируют только две парковки – по улицам Чехова (от Центрального рынка) и Литвинова (от Торгового комплекса). Было много предложений создать в центре платные автостоянки. Речь шла, например, об улице Карла Маркса. Но вопрос так и остался на уровне обсуждений. Возможно, опасаются негативного общественного мнения. Лет восемь назад я выходил с предложением использовать финансовое обременение собственников магазинов, библиотек, кафе, ресторанов, парикмахерских, учебных центров и прочих объектов, расположенных на центральных улицах. Ведь каждый из них в зависимости от занимаемой площади по градостроительным нормам должен иметь какое-то количество парковочных мест. Но этого нет и в помине. Нагрузка на бизнес, на мой взгляд, была бы небольшая, мы с помощниками даже провели такое экспресс-исследование. Допустим, ресторану положено иметь восемь парковочных мест, собственник в таком случае отдавал бы в казну рублей 700 за каждое ежемесячно. Если бы этот вариант сработал, то городской бюджет получал бы на развитие данной инфраструктуры до 50 миллионов рублей в год. Их можно было бы использовать на сооружение подземных парковок, кстати. Это же очень затратные проекты. А денег в бюджете хватает только на поддержание первоочередных нужд – строительство школ, ремонт дорог, заплату учителям и т.д.

Пока же действительно все дворы заставлены чужими машинами. Взять хотя бы Байкальский государственный университет. Ни одного парковочного места! Зато в близлежащих дворах из-за автомобилей преподавателей и студентов ни ребятишкам поиграть, ни мамочке с коляской прогуляться, ни пожилым людям выйти подышать. Коллапс. Механизм ограничения въезда, кстати, не такой и простой. Установить шлагбаум жильцы могут только на своей, отмежёванной территории. Да и технически это зачастую сложно – конфигурация двора не позволяет. Если бы у нас чётко работал общественный транспорт, многие, наверное, отказались бы использовать личный. Но тут речь о выделенных полосах движения… Транспортными проблемами я занимаюсь постоянно, выношу их на обсуждение. И администрация ежегодно докладывает, как претворяется в жизнь концепция развития городского транспорта. Но кардинальными переменами в этой сфере, увы, похвастать не могу. Из повестки эта тема не уходит, напротив, обостряется – сейчас ведь во многих семьях несколько машин.

В своё время я даже предлагал вынести административный центр, органы власти на окраину города. Это помогло бы снизить накал транспортной проблемы. Но найти огромный земельный участок, обеспечить всю инфраструктуру, построить объекты, связанные с представительной и исполнительной властью, – это очень сложно и затратно.

Так что моя идея так и осталась прожектом. Как, впрочем, и предложения, исходившие от губернаторов: объединить Иркутск с Ангарском или включить Шелехов в состав областного центра, чтобы у нас был город-миллионник.

– Иркутск привлекает всё больше туристов. Что предпринимается в этом направлении?

– Да, многие хотят увидеть Байкал, и в Иркутске тоже есть что посмотреть. Сейчас мы ориентируемся на внутренний туризм. Тут важны транспортная и коммунально-бытовая составляющие. Те же уличные туалеты. С 2011 года я поднимаю этот вопрос. В прошлом году дело вроде бы сдвинулось: был приобретён современный модуль, место для него определили у Вечного огня. Но… Якобы не смогли найти возможности подключения к городским сетям. В проекте городского бюджета на 2022 год заложили на это средства. Однако на дворе уже октябрь, а кабина до сих пор на ответхранении в МУП «Водоканал». Столько совещаний уже проведено на эту тему. Надеюсь, до декабря хотя бы один такой объект у нас всё же появится.

– В других региональных центрах работают подземные туалеты.

– И в Иркутске был такой в советское время на бульваре Гагарина. Но его продали, обязав собственника сохранить нужную для города функцию. На градостроительном совете проект этого объекта обсуждался. На втором этаже будет кафе-ресторан, на первом и в цоколе предусмотрены туалеты. Строительство должно было начаться в этом году, но сдвинулось: якобы это связано с трудностями согласования и экспертизами Центра сохранения наследия. Я предлагал забрать участок в муниципальную собственность – ясно же, что собственник не горит желанием восстанавливать объект с функцией, которая нужна городу. Но, оказывается, это юридически невозможно. Возле цирка тоже раньше был подземный туалет. Только он оказался включён в план реконструкции самого здания цирка, а его на ремонт пока не ставят. Так в вату всё и ушло. В комитете городского обустройства проблемы со специалистами, часто меняется руководство. Каждый раз работа начинается с чистого листа.

– А как в целом складываются отношения с администрацией города?

– Я бы сказал, что власти всех уровней сегодня работают слаженно. Городская администрация и депутатский корпус, правительство региона и Законодательное Собрание – сейчас это единая команда. Перетягивание на себя одеяла, выяснение, кто важнее – губернатор или мэр, остались в прошлом. Мы работаем теперь в едином ключе на развитие нашего региона и, конечно, его центра. Очень хорошие деловые отношения сложились с администрацией Правобережного округа. Тут координация полная – нас слышат, помогают, вникают во все детали. Нет ни одного вопроса, который бы не рассмотрели и не постарались бы найти его решение. Команду, сформированную мэром города, я нахожу очень работоспособной. Правда, как я уже сказал, недостаток специалистов комитета городского обустройства даёт о себе знать. Это связано, на мой взгляд, с тем, что их зарплата не соответствует ответственности и объёму работы.

– Куда идут деньги депутатского фонда? Участвуют ли ваши избиратели в их распределении? 

– Благоустройство придомовых территорий – это основное направление вложения средств, выделяемых на каждый избирательный округ. Конечно, при подготовке проектов благоустройства и детских площадок учитываются прежде всего пожелания жителей этих территорий. В нынешнем году депутатский фонд составлял 10 миллионов рублей. За эти деньги в моём округе удалось капитально преобразить несколько дворов: на улицах Свердлова, 38, Шапошникова, 2, Энгельса, 5. Сегодня, например, мы принимали работы по благоустройству придомовой территории на Сурикова, 20. Лет шесть этим двором занимались – были сложности с формированием земельного участка. Зато теперь жители очень довольны. Особенно спортивной площадкой с современным инвентарём, резиновым покрытием, хорошим ограждением, освещением. В следующем году займёмся спортплощадкой во дворе дома, где жил Валентин Распутин, на улице 5-й Армии. Там тоже всё непросто – проблема с выносом инженерных сетей.

Вообще, этой работой я стараюсь заниматься системно, считаю, что благоустройство должно быть комплексным. Обязательно сначала проводится ревизия инженерных сетей, изучаются условия водоотведения. Допустим, на Шапошникова, 2, пришлось делать водоприёмный колодец глубиной шесть метров и на него выводить дождевой слив. Зато теперь во дворе сухо даже при интенсивных осадках – сам проверял. Детских площадок за эти годы множество установили и укомплектовали: на улицах Грязнова, Лапина, Ленина, Марата и других. Объём работ, выполненных на придомовых территориях, без преувеличения колоссальный. Хотя, казалось бы, всё это мелочи. Но ведь именно от них и зависит качество жизни людей.

– Что вы можете сказать о безопасности жителей округа и гостей Иркутска? Знаю, что система «Безопасный город» появилась в своё время с вашей подачи.

– Этот вопрос меня и сегодня волнует – и как ветерана органов внутренних дел, и как бессменного руководителя первого в регионе частного охранного агентства «Арсенал», и как депутата, председателя комиссии Думы по муниципальному законодательству и правопорядку. Наконец, как коренного иркутянина. Действительно, по моей инициативе в 2019 году был реализован пилотный проект программы «Безопасный город»: в сквере Кирова, на площади Сперанского и прилегающих улицах заработала система видеонаблюдения с выводом информации в дежурную часть ГУ МВД и Единую диспетчерскую службу Иркутска. В последующие годы проект получил развитие, видеонаблюдением сегодня охвачены и другие общественные пространства с массовым скоплением людей: бульвар Гагарина около памятника Александру III, площадь возле цирка и т.п. Это реальная помощь полиции в обеспечении безопасности горожан и раскрытии преступлений.

Особое внимание мы все эти годы уделяли обеспечению безопасности детей в образовательных учреждениях. Недавние трагические события в ижевской школе ещё раз показали, насколько это важно. Вопрос о периметральном ограждении школ и садиков, учреждений дополнительного образования не сходил с повестки нашей депутатской комиссии с 2011 года. На сегодняшний день все наши требования выполнены, детские учреждения теперь под видеонаблюдением. А новые школы и проектируются уже с учётом обеспечения безопасности. Я бы сказал, что защищённость детей сегодня приближается к стопроцентной. Сигналы тревожных кнопок выведены на Росгвардию. Дежурный на мониторе видит и школу внутри, и уличную территорию. Так что есть возможность оперативно решать, требуется ли выезд группы быстрого реагирования или понадобятся услуги скорой помощи, пожарных, чтобы максимально быстро устранить угрозу. Сейчас идём к этому идеальному варианту.

Старики, как и дети, считаю, требуют особого внимания и заботы. На территории избирательного округа расположен Дом ветеранов войны и тыла. В этом году для пожилых людей обустроили зону активного отдыха, в плане на следующий год – разбить сквер, где они могли бы проводить свои мероприятия.

Планов, конечно, очень много. Не все они претворяются в жизнь, к сожалению. Но я не привык отступать. Характер такой: если уж взялся, стараюсь добиться результата. Пусть даже на это уйдут годы.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры