Будни и праздники "Аистенка"
Будни и
праздники "Аистенка"
Светлана ЖАРТУН,
"Восточно-Сибирская правда"
В областном
театре кукол "Аистенок"
заканчивается шестьдесят пятый
театральный сезон. Позади остались
премьерные волнения, поездка на
фестиваль, июньские гастроли по
области. Впереди гастроли в
Ольхонском и Усть-Кутском районах,
участие в фестивале, посвященном
100-летнему юбилею Сергея Образцова.
— 65-я
годовщина рождения театра не
считается официально признанным
юбилеем, и прошла она скромно, —
рассказывает директор театра
Андрей Николаевич Калиниченко. —
Зато широкий общественный резонанс
вызвали юбилейные вечера актеров
Виктора Воронцова, Тамары
Гуринович, заслуженных артистов
Любови Леви и Анатолия Попова.
Наших актеров знают не только
маленькие зрители, но и взрослые,
поэтому своих любимцев поздравляла
публика всех возрастов.
— Но в
театре были и потери?
— В этом
сезоне мы простились со своим
главным режиссером, заслуженным
деятелем искусств Людвигом
Григорьевичем Устиновым. К
сожалению, по состоянию здоровья он
вынужден был покинуть наш
коллектив. Но мы благодарны этому
замечательному человеку, сумевшему
сделать из нашего театра дружную
семью с большой и доброй душой,
научившего актеров мастерски
работать не только за ширмой, но и в
"живом" плане.
Несколько
спектаклей, рассчитанных на
взрослую аудиторию, например,
"Божественная комедия", в
постановке Устинова идут в
репертуаре не один сезон.
Интересной была работа и над
спектаклем "Любовь и три
апельсина", выпущенного в
сентябре 2000 года. Некоторым
зрителям эта премьера могла
показаться несколько старомодной
по драматургическому материалу,
режиссерским приемам, но мы и не
пытались быть модными.
Неторопливая манера, подробные
актерские разработки стали
творческим кредо нашего театра, его
эстетической позицией.
Продолжились
режиссерские изыскания и в другой
работе Людвига Григорьевича
"Никита Кожемяка и Змей
Горыныч" — веселый лубочный
спектакль с ведущими-скоморохами и
кутерьмой, затеянной Горынычем,
трусливым царем и народным героем
Никитой Кожемякой. Проект
спектакля был осуществлен
совместно с братским театром кукол
"Тирлямы" его художником
Николаем Кувшиновым.
—
Несмотря на старомодность, как вы
говорите, театр находится в
постоянном движении,
экспериментальных поисках.
Свидетельство тому — последняя
премьера сезона "Маленький
принц" по Экзюпери. Необычно уже
то, что поставил его режиссер
драматического театра Сергей
Болдырев, не имеющий опыта работы с
кукольниками. Как проходила работа?
— По меньшей
мере, два года. Сначала родилась
идея, потом заслуженная артистка
Любовь Калиниченко писала
инсценировку, обсуждались все
подробности, мельчайшие детали.
Актеры в спектакле свои роли играют
разнопланово: Летчик предстает в
"живом" плане, остальные
персонажи — куклы-марионетки.
Эффект от такого общения
поразительный. Художник Светлана
Пекарина нашла интересное
изобразительное решение, в котором
есть завораживающая тайна, магия
добра. На один из показов мы
пригласили школьников-подростков и
очень боялись, состоится ли вообще
спектакль: ребята пришли
возбужденные, явно настроенные на
развлечение. Но атмосфера,
возникшая в театре, чудесным
образом успокоила их, заставила
внимательно следить за поступками
героев. Нам хочется сделать этот
спектакль привлекательным для
семейного посещения, чтобы на него
приходили не группы, а родители с
детьми.
— У вас
были интересные фестивальные
поездки, вы планируете новые.
Расскажите о парадной стороне
вашей творческой жизни.
— Театры
кукол по-прежнему чувствуют себя
единой семьей. Между собой мы
дружим, внимательно следим за
творческим развитием друг друга.
Недавно ввели новую форму общения:
в дни юбилейных торжеств
какого-либо коллектива собираемся
вместе и показываем в качестве
подарка свои лучшие спектакли.
Последний сбор был в Омске, куда
приезжали театры из тринадцати
городов, входящих в Сибирское
соглашение. Такие встречи дают
мощный заряд энергии, учат
коллегиальному способу мышления.
А в сентябре
мы едем в Москву, на фестиваль,
посвященный 100-летию со дня
рождения нашего корифея режиссера
Сергея Образцова. На него
приглашены коллективы, внесшие
заметный вклад в развитие
искусства театров кукол в ХХ веке.
Это приглашение не только лестно,
но и ответственно. Мы единственный
коллектив, который будет
представлять кукольников
Восточной Сибири.
— Какие
еще события вы могли бы отнести к
праздничной стороне вашей жизни?
— К нам
приезжают делегации из
французского города Нанси — центра
проведения международных
фестивалей "Театров наций".
Многие наши коллеги-кукольники,
узнав, что мы поставили
"Маленького принца",
убедительно попросили показать
спектакль. Мы с радостью
согласились, несмотря на то, что
будем находиться в отпуске. Мы
заинтересованы во внимании коллег
— представителей родины писателя,
который стал нашему коллективу
очень дорог.
— А что
происходит в будни?
— Спектакли
на стационаре и поездки по области.
В этом году побывали в Зиминском,
Слюдянском, Усть-Удинском районах.
В начале июля едем на Ольхон.
Подобные гастроли по области —
выполнение культурной программы,
которую губернатор считает
обязательной для каждого
творческого коллектива. Везде, где
приходится театру работать,
спектакли мы показываем бесплатно
и обязательно заезжаем в детские
дома и приюты. Общение ребят с живым
театром запоминается надолго, мы
знаем об этом и стараемся ездить
как можно больше. Осенью планируем
встречи с юными зрителями северных
районов.
— В этом
году по инициативе театра, спустя
семь лет, вновь открыто кукольное
отделение в Иркутском театральном
училище. Что побудило вас проявить
эту инициативу?
— Острая
нехватка молодых актеров. В каждом
коллективе должна обновляться
кровь, вливаться свежая энергия.
Как выяснилось, не только наш театр
нуждается в пополнении творческих
кадров, но и многие театры Сибири.
Занятия по мастерству актера,
кукловождению будут проводиться в
нашем здании. Художественный
руководитель курса — народный
артист Виталий Венгер, педагоги —
заслуженная артистка Любовь
Калиниченко и Валерий Кирюнин.
— Вы не
боитесь, что с приходом студентом
ваша и без того неспокойная жизнь
станет еще неуемнее?
— Но ведь это
хорошо! Мы привыкли к общению со
своими шумливыми, очень
эмоциональными зрителями. Гомоном
нас не удивишь. Общение со
студентами сделает наши будни
интереснее, не захочется стареть,
во всяком случае, творчески.