издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Тен: Для кого-то жизнь – это дорога, для нас дорога – это жизнь

В середине 90-х годов была предпринята первая попытка строительства объездной дороги вокруг Иркутска. На одном из участков работал молодёжный стройотряд. Студенты занимались укладкой труб водоотвода. К сожалению, в 1996 году финансирование прекратили, строительство отложили до лучших времён, а стройотряд перекинули на трассу Чита – Хабаровск.

Мы предлагаем поговорить сегодня с интересным человеком, командиром того самого стройотряда. 11 лет назад под его командой было 35 бойцов. Сейчас он руководит одной из крупнейших строительных корпораций, чьи предприятия работают по всей стране. Наш собеседник — Сергей Тен, генеральный директор ЗАО «Труд», заместитель секретаря регионального политсовета «Единой России», начальник областного штаба «Молодой гвардии Единой России».

— Сергей Юрьевич, в каком состоянии, по-вашему, сейчас находится дорожная отрасль России?

— На подъёме. Конечно, благотворно влияет то, что развитие дорожной отрасли входит в «План Путина», конкретные производственные проекты, задачи находятся под постоянным контролем партии «Единая Россия». А это уже совершенно другие условия. С одной стороны, жёсткий контроль и ответственность, с другой – чёткое своевременное финансирование и отсутствие бюрократических преград. Это обуславливает динамизм в работе, многократно возросшие темпы строительства.

Приведу такой пример. Одно из наших подразделений работает на строительстве федеральной трассы «Дон» (Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону). Сегодня на этом направлении объёмы возросли в разы, сроки производства работ сокращаются, подрядные организации загружены работой на несколько лет вперёд. Мало того, производители асфальтобетонных заводов имеют заказы на год вперёд. Нам уже не хватает асфальта!

— Так надо строить свои.

— Строим, но есть очень большая проблема, даже целый комплекс проблем, обусловленный тем, что дорожная отрасль страны была в системном кризисе более 10 лет. За эти годы наша техника, оборудование устарели не только физически, но и морально. Приходится закупать за рубежом. Они на наш рынок тоже не рассчитывали. Поэтому, чтобы, скажем, купить асфальтобетонный завод, приходится не только выложить солидную сумму, но и несколько месяцев ждать, пока его изготовят и доставят на место.

Проблема обеспечения техникой всё-таки не главная. В конце концов, она решается наличием необходимых финансовых ресурсов. Но есть проблема, которая требует государственного вмешательства. Эта проблема – кадровая. Кризис привёл к тому, что в дорожной отрасли стало работать не престижно. Молодёжь перестала обучаться дорожным профессиям, как на уровне ПТУ, так и высших учебных заведений. Конечно, предприятия пытаются что-то сделать на своём уровне. У нас, например, есть учебно-производственный центр, но нужен совершенно другой масштаб.

В первую очередь, необходимо возродить систему профтехучилищ, готовящую специалистов для всех строительных отраслей. Именно специалистов. Сейчас на дороге с одной лопатой и ломиком делать нечего. Техника идёт сложнейшая. Чтобы управлять ею, нужны профессиональные знания, опыт. Хорошо ещё, что у нас в Иркутской области есть такой вуз, как Иркутский государственный технический университет, где есть преподаватели высочайшего уровня, научная и производственная базы. Уверен, что если будет работать система профессионального образования, то будут специалисты, а значит – качественные дороги.

— Понятно, что в европейской части России строительство дорог развивается, а как обстоит дело у нас в Сибири?

— Отличия, конечно, есть. Другие расстояния, другие климатические условия. Например, трасса Чита – Хабаровск. Ключевая для страны, имеющая огромное стратегическое значение. На протяжении нескольких лет вкладывались огромные ресурсы. Но ведь это полторы тысячи километров по тайге, через горные хребты, реки и речушки, которые враз могут превратиться в бурные потоки. В нынешнем году мы должны полностью закончить трассу щебёночным покрытием на всём протяжении от Читы до Хабаровска и начать укладку асфальтобетонного покрытия. До сих пор темпы строительства по Читинской области были на уровне 25 километров в год. Но, учтите, они включали тяжелейшие подготовительные работы. Корчёвка леса, отсыпка земляного полотна, завоз щебня, выравнивание, а ещё строительство мостов, водоотводов и многое другое. Теперь, когда всё это будет закончено, строительство пойдёт гораздо быстрее. В следующем году мы выйдем на уровень 70-80 километров асфальтированной трассы в год. При устойчивом финансировании через три-четыре года трасса Чита – Хабаровск будет готова к эксплуатации.

— А как развивается дорожная отрасль в нашей Иркутской области?

— Наконец-то мы ушли от ущербной практики последних лет – ямочного ремонта. Впервые за 15 лет дорожная отрасль Иркутска и Усть-Орды получила средства для масштабных работ. Кроме запланированных бюджетных средств, поступили ещё почти полмиллиарда рублей, выделенных дополнительно по требованию фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ. Интенсивно ведётся строительство по федеральной дороге М-53, однако по местным дорогам финансирования явно недостаточно, хотя поступательное движение вперёд заметно. Сегодня социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока, в том числе Иркутской области, одно из приоритетных направлений деятельности Правительства России и это гарантия того, что транспортная инфраструктура области будет развиваться. Движение вперёд должно быть поступательным, иначе выделенные средства будут осваиваться неэффективно.

— У некоторых это даже вызвало неудовольствие.

— Я понимаю водителей и пешеходов, которые хотели бы проснуться, а дорога уже сделана. Широкая, ровная, с развязками и подземными переходами. Извините, но так не бывает, хотя наши специалисты работают круглосуточно. Сроки работ, кстати, тоже не всегда зависят только от дорожников. Например, столкнулись с такой проблемой, как устаревшая документация. Роют траншею — рвут оптико-волоконный кабель, которого на представленных проектных документах нет. Дополнительные трудности при ремонте улиц с трамвайным движением. Но, уверен, когда водители поедут по новым дорогам, они быстро забудут о временных неудобствах, причинённых строительством.

— Какие главные достижения наших дорожников в нынешнем году?

— Отметил бы два знаковых события. Во-первых, сдан в эксплуатацию первый из четырёх пусковых комплексов нового моста через Ангару. В следующем году сдадим второй. Ведь мост – это не просто сооружение, соединяющее два берега. Это целый комплекс взаимосвязанных объектов. Большие объёмы предстоит освоить на правом берегу. Сами представьте: площадь работ простирается до ул. Байкальской. Нужно будет построить две двухуровневые развязки. Проложить новые и капитально отремонтировать несколько старых городских дорог.

Второе событие — объявлен конкурс на проведение работ по строительству объездной дороги вокруг Иркутска. Не надо никому объяснять, насколько этот объект важен для Иркутска. Объездная дорога, приняв на себя транзитный транспорт, существенно уменьшит нагрузку на наш город. К тому же транзитный транспорт – это в основном большегрузные автомобили, которые наносят самый большой урон дорожному покрытию. А экологический эффект вообще трудно переоценить.

— Сергей Юрьевич, завтра в стране будет отмечаться профессиональный праздник — День дорожника. Кто из работников ЗАО «Труд» добился лучших результатов?

— В нашей компании работает очень много профессионалов высокого класса. Перечислить всех – газеты не хватит. Есть просто уникальные люди.

Например, семейный тандем Сысиных. Отец работает машинистом асфальтоукладчика, сын – оператором. Они трудились на всех моделях асфальтоукладчиков, которые были и есть в Иркутской области. Проводили, как говорится, их обкатку, доводили технологию до ума. Когда мы купили новый, американский, то без сомнений доверили его Сысиным. На нём наши асы-асфальтоукладчики создают идеальное дорожное покрытие нового моста.

Контроль над укладкой асфальта осуществляет Алексей Третьяков. Грамотный прораб. Раньше работал на трассе Чита – Хабаровск. Прошёл там хорошую школу. Сейчас, при возросших объёмах дорожного строительства в Иркутске, его знания, ответственность оказались крайне востребованными.

Трудится у нас замечательный человек, которого часто называют «директор завода». Владимир Константинович Возняк, в «Труде» с конца 80-х, почти 20 лет. Сейчас руководит работой нового асфальтобетонного завода, который мы купили в Италии. Он занимался его монтажом, отладкой технологии, обучением персонала. Создал коллектив грамотных профессионалов, которые в кратчайшие сроки смогли освоить сложную технику и обеспечить наше предприятие стабильными поставками продукции высочайшего качества.

Главный инженер ЗАО «Труд» Сергей Семёнович Шабуров – самый известный и заслуженный дорожник Иркутской области. Раньше возглавлял «Иркутскоблавтодор», создавал первый дорожный трест в Тюменской области. Знают его во всей стране. Сергей Семёнович — идейный вдохновитель всех наших работ. Его мудрые советы, знания оказались просто бесценными и при строительстве моста, и при ремонте дорог в городе.

Фразу «мы строим дорогу» имеют полное право произнести тысячи людей. Строят каждый на своём уровне. От рабочего до министра. Дорожное строительство – искусство коллективное. Поэтому поздравить хочется всех. Ведь наши победы – сданные в срок объекты – зависят от успешной работы на всех уровнях.

— Как при такой нагрузке вы успеваете заниматься общественной деятельностью?

— Партия «Единая Россия» поручила мне одно из самых ответственных направлений – работу с молодёжью, с движением «Молодая гвардия». Мне интересно этим заниматься, потому что за молодыми – будущее. Работая с ребятами, не только передаю им свои знания и опыт, направляю их энергию в позитивное русло, но и многому учусь сам. Причём видно, что сейчас к нам приходят юноши и девушки, которые занимают активную жизненную позицию, разбираются в политических нюансах, в экономических хитросплетениях, ведут здоровый образ жизни. Уверен, что вот такие стремления молодых надо всемерно поддерживать.

— Сергей Юрьевич, какой момент в вашей жизни был наиболее трудным?

[dme:cats/]

— Когда безвременно ушёл отец. Кроме горечи потери, возник невыносимый груз ответственности за созданное им дело. Юрий Михайлович был человеком известным, уважаемым, как честный предприниматель, депутат Государственной Думы от Иркутска. Мне нужно было доказать, прежде всего самому себе, что я достоин его памяти. В этом помогла мама, друзья, коллеги, а больше всех сам отец, который при жизни всегда старался передать как можно больше знаний, житейского опыта и мудрости. Поэтому в руководстве предприятием, в общении с людьми стараюсь придерживаться его принципов, традиций.

— В чём они заключаются?

— Не уставать любить близких, делать добро и работать на благо людей.

Беседовал Сергей РОМИН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры