издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый аэровокзал украсит город

Алексей Васильевич Рендоревский, директор по строительству и реконструкции Иркутского аэропорта, сегодня беседует с обозревателем "Восточно-Сибирской правды" Борисом АБКИНЫМ о том, что должно быть небезынтересно любому жителю областного центра: каким быть в ближайшем будущем Иркутскому аэропорту? Ведь его здания и сооружения построены 30 и более лет назад. Разве можно считать современным, конкурентоспособным аэропорт, имеющий аэровокзал и привокзальную площадь в том виде, к которому мы привыкли?

!I1!Многое требует обновления, и не только упомянутые
сооружения. И, возможно, читатель помнит, что в
беседах со многими руководящими работниками
аэропорта, в том числе, разумеется, и с его
генеральным директором Алексеем Ивановичем Куликовым,
неоднократно подчеркивалась мысль о том, что Иркутск
ввиду своего особо выгодного геоположения должен
занимать и достойное восточных
воздушных ворот страны место. А без реконструкции,
обновления он этого не достигнет.

Алексей Васильевич Рендоревский 15 лет назад закончил
строительный факультет политехнического института,
поработал некоторое время в других местах, прежде чем
занять сегодняшнюю должность. Здесь много лет
работала его мать, до сих пор работает отец, так что
сама судьба уготовила выпускнику политеха роль
продолжателя семейной династии. Чем он вполне законно
гордится. До прихода А.И. Куликова в
аэропорту строительного подразделения просто не было: был
отдел по эксплуатации сооружений, что-то такое делалось по
«мелочам», но когда аэропорт задумал «приращивать»
метры к взлетно-посадочной полосе, когда встали
вопросы потенциального роста Иркутского аэропорта,
вопросы соответствия его международным требованиям,
вот тогда-то из незначительного отдела выросла
дирекция по строительству и реконструкции, и
возглавить ее доверили Алексею Васильевичу.

И конечно же, в программе развития аэропорта,
принятой сравнительно недавно, дирекции по
строительству и реконструкции отводится едва ли не
ведущая роль. С 2001 года практически с нуля они
начали работу по реконструкции ВПП. В Москве
«присматривались», давать ли деньги иркутянам,
сумеют ли ими воспользоваться как надо. Вначале
дали… 2 миллиона. Сегодня, когда работы по
сооружению ближнего к городу участка ВПП длиной 400
метров были выполнены в точно отведенные сроки да
еще с высоким качеством, отношение к Иркутску
изменилось. Нынче аэропорт на вторую часть «взлетки»
(в сторону от города) получил уже 50 миллионов
рублей.

— На эти деньги, — говорит Алексей Васильевич, —
уже можно что-то планировать, что-то делать. В 2005
году вторая часть «взлетки» получит продолжение, и это
позволит снять ограничение по взлетным нагрузкам
грузовых самолетов, кроме того, самолеты получают
возможность, взлетая над городом, быстрее сворачивать
в сторону, не создавая шумов над домами иркутян.
Увеличивается, следовательно, и безопасность полетов,
что было одним из серьезных требований
ИКАО. Кстати, чтоб уж окончательно закончить
разговор о взлетно-посадочной полосе, должен сказать,
что эта часть работы, увы, не единственная на полосе,
ведь ее старые участки тоже разрушаются,
требуют немалых средств и сил для ремонта. Этим мы
тоже будем заниматься.

— Да, на все нужны средства, и немалые. Алексей
Васильевич, мировой опыт эксплуатации аэропортов
говорит о том, что около 45 процентов прибыли
приносит так называемая «неавиационная» деятельность
вокруг аэровокзалов: кафе, гостиницы, рестораны,
игровые, бары, аренда, торговля и многое другое, о чем
пока только можно мечтать.

— К сожалению, да, возможности наши здесь
ограничены в силу разных причин. Мы об этом
поговорим несколько позже, а сейчас я бы хотел
остановиться на очень важной для всего аэропорта
теме — его реконструкции. Читатель может увидеть на
рисунке, который я передаю редакции, план-эскиз
будущего аэровокзала. Посмотрите, насколько он
отличается от сегодняшнего! И это не просто
«картинка»: таким именно нам и видится будущий
аэровокзал, и план его реконструкции утвержден еще в
прошлом году. Но реконструкцию проводить при
работающем аэровокзале невозможно; поэтому здание
международного аэровокзала тоже модернизировано с
учетом того, что весь пассажиропоток временно придется именно
на него; иначе работы не начнешь.

Что же предусматривает новый аэровокзал? Тут всего не
расскажешь. Ну, во-первых, он будет значительно
увеличен в объеме (за счет площадей аэропорта);
во-вторых, в нем
будут предусмотрены самые современные средства
безопасности пассажиров, их отдыха, продажа билетов;
в-третьих, появится новая техника. Должен заметить,
что люди все чаще стараются летать не ночью, а днем;
следовательно, пиковые нагрузки в связи с этим
увеличатся, что потребуется тоже как-то
корректировать. Но зато в результате мы будем иметь
современный аэропорт, а потому вправе ждать и
увеличения пассажиропотока. В сегодняшнем здании
рассчитывать на современные требования просто
невозможно, и на зиму здание будем закрывать. Мы
идем на реконструкцию, даже не располагая федеральными
средствами, за счет своих, хотя деньги «с неба» к нам
не падают. Но у нас есть проблемы: мы до сих пор не можем
получить постановление мэра на проведение
реконструкции. Под тем предлогом, что мы должны
подтвердить, что эта земля наша.
Постановление не подписывается, потому что у нас не
оформлено т.н. «земельное дело». Вопрос оформления
земли таким образом затягивается. Мы провели обмерочные
работы. В настоящее время выполняются расчеты, все оформим до
конца года. Но ведь всю эту работу можно делать, не
теряя дорогого времени на реконструкцию, не так ли?

!I2!А на все эти согласования, утрясения и т.д. уже ушло
четыре месяца. А ведь зимой-то особенно не
поработаешь. И что непонятно вообще:
ведь налоги от деятельности аэропорта идут на нужды
города! Поэтому надо найти, как
говорят в таких случаях, консенсус. Неправильно
думать, что это нужно только нам. В Красноярске
реконструкция идет полным ходом, хорошо развивается
Новосибирский аэропорт, а ведь все это наши главные
конкуренты, и отстать от них мы просто не имеем права.
Потом их просто «не догонишь». Буква закона — это
хорошо, но ведь и городу хороший аэропорт нужен. И
еще об одном поистине «больном вопросе» хочется
рассказать — о привокзальной площади. Вы посмотрите, разве это
площадь современного аэропорта? 150 маршруток
имеют здесь конечную остановку. Это что-то вроде
привала: меняют колеса, заливают масло. Вокруг
стоянок, киосков — мусор, грязь. Мы просили город не делать
аэропорт конечным пунктом маршруток. Ничего не
добились. Что же мы хотим сделать на этом участке?
Взяли площадь у города в аренду. Но это
тоже пока мало что дает: с теми же киосками
приходится судиться — им очень выгодно
находиться у аэропорта и их клещами отсюда не
оторвешь. Мы же хотим в рамках аренды провести
настоящую реконструкцию привокзальной площади. Сделать
нормальные стоянки. Провести благоустройство. Навести
порядок. Вот посмотрите на так называемый сквер
перед международным вокзалом. Он выглядит скорее
дикой рощей, некрасивой, неблагоустроенной. Деревья
переломаны ураганом, многие из них уже пережили свой
век. А ведь все можно сделать по-другому! Получили
«добро» вроде бы
(причем город заявляет, что он не имеет
денег на реконструкцию), а решения никакого
нет.

Всю реконструкцию в своих планах мы разделили как бы
на два этапа. Первый — это реконструкция существующего здания
аэровокзала (до будущего лета). И второй этап — тут
я приглашаю читателя взглянуть на эскиз, левый край
— это место, где сейчас выдается багаж, будет
4-этажным пристроем к основному зданию. Кстати,
само это здание чем-то будет напоминать Домодедово.

Домодедово сегодня — один из современнейших
аэровокзалов России. У нас появится современный зал
ожидания, транзитный зал, о новом технологическом
оборудовании я уже говорил.
Пропускная способность вокзала в результате этих
работ увеличится.

— Кто же займется работами?

— Сейчас такой страны — Югославия — нет, но есть
сербско-черногорская фирма, она называется
«Мадизе». Они, например, построили административное
здание авиационного завода — на мой взгляд, такого
красивого административного здания наш город еще не
имел. С такими организациями работается легко: все
требования к технологии они неуклонно выполняют.

Пройдет сравнительно немного времени, и город получит
еще одно замечательное современное здание. Так
давайте делать все, чтобы это случилось быстрее, а не
ставить палки в колеса.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры