издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Оризонт" меняет прописку

Как мы уже сообщали, недавно в Иркутске и Ангарске прошли концерты звезд советской эстрады, легендарных вокально-инструментальных ансамблей "Поющие сердца", "Оризонт", "Сябры". В субботу, 1 марта, в нашей газете было опубликовано интервью с руководителем белорусского ВИА "Сябры" Анатолием Ярмоленко. Сегодня мы встречаемся с руководителем ансамбля "Оризонт" Валерием Гущиным.

— Из коллективов прошлых лет мы позже всех, наверное,
решились на этот шаг — взять и собраться. Такой парадокс:
группа молдавская, а все в ней — москвичи.

«Тот самый» «Оризонт» появился на свет в Молдавии в 1977
году. В первозданном виде,
когда ансамбль играл фольклор, просуществовал около
двух лет. После этого бывший руководитель ВИА Олег Мильштейн
понял, что времена меняются, на одной народной музыке
долго не протянешь, нужна свежая «кровь». Появилась
идея пригласить московских музыкантов. То бишь нас.
В 1979 году мы, шестеро новичков, вошли в коллектив.
В 1980-м подготовили программу. Чуть позже «влились»
ребята из Киева, Ставрополя. Такой вот интернациональный
ансамбль получился (еще три молдаванина). В таком виде
он просуществовал до 1986 года, пережил свои звездные
времена. Где только не побывал! Выпустил восемь дисков-«гигантов».
Был лауреатом фестиваля «Зелена Гура», участником международной
программы «Мелодии друзей», всевозможных праздничных
передач — «Голубой огонек», «Песня года»… Многие
уходили из группы. Кто-то уехал. Кто-то умер. Все меньше
становилось возможностей содержать такой большой коллектив,
собирать столько народу на большие поездки…

— Чем же вы занимались?

— Большинство — музыкой. Я, к примеру, работал в студии
и десять лет не занимался гастрольной деятельностью.
Это был, честно говоря, болезненный период.

Но мы — костяк, москвичи — были все же вместе, общались.
Мысль «может, стоит собраться» приходила к каждому
время от времени. Но когда в группе четыре человека,
это сделать проще. А поклонники «Оризонта» привыкли слушать
совсем другую музыку. Это не две гитары. «Оризонт» —
это скрипки, дудки, духовая группа. И собираться играть
втроем — несерьезно.

И все-таки мы собрались. Нашли силы и деньги записать
основной материал. Но выезжать на гастроли всем коллективом
сегодня редко удается: не позволяют финансы. Сейчас
ведь легче взять двоих музыкантов, которые поют под
фонограмму «минус»…

— Вы так не поете?

— Стараемся. Но не во всех городах предоставляют
необходимую аппаратуру. Полностью озвучить, как это нужно
для «Оризонта», не всегда удается, приходится выкручиваться.
Когда вчетвером едем на гастроли, когда вшестером…
Меняем, переделываем фонограмму то под один состав, то
под другой.

— Была такая шутка, что по многочисленности музыкантов
«Оризонт» можно было занести в Книгу рекордов Гиннесса…

— Была. То, что на нашей эстраде «Оризонт» был самым
многочисленным коллективом, это однозначно. Когда-то
на сцене стояло 16 человек, можете себе представить?
У нас только рабочих сцены было четверо! Мы занимали
полсамолета, когда куда-нибудь выезжали… Нас называли
«советскими «Земля, Ветер, Огонь» (была такая американская
группа, где тоже много музыкантов).

Многие, наверное, помнят «Мелодии друзей». Была такая
международная программа, где выступали представители стран
соцлагеря: Польши, Чехословакии, Венгрии, Вьетнама…
Мы участвовали в ней от Советского Союза и сольно, и
как аккомпаниаторы. Похвастаюсь: единственным
коллективом, которому доверяли аккомпанировать, был
«Оризонт». Мы могли сыграть с листа музыку любой страны!
С этой программой мы много поездили. До Иркутска, к
сожалению, не доехали.

Недавно мы вспоминали еще одну шикарную программу: 1985
год, Ереван. Скалы, горы
Армении, храм на краю пропасти и рядом, в трех метрах
от нее, — сцена. Пели все звезды того времени.

Сегодня вспомнили, как были в вашем городе двадцать
лет назад. Выступали тогда в концертном зале филармонии.
Решили выстроить программу так же, как и на том концерте.

— Что поете? Не секрет, что народ больше жаждет услышать «старенькое»,
нежели новое…

— Вы абсолютно правы. Нам безумно хочется показать
себя нынешних. Старые песни — это наша молодость,
и понятно, что нам приятно их играть. Но хочется показать,
что мы еще можем и что-то другое. На одни песни люди
очень бурно реагируют, на другие… просто не ожидают
от нас такого (более напористой, что ли, музыки. Привыкли,
что «Оризонт» — это лирика, скрипки). Мы наблюдали,
кто приходит на наши концерты. И поняли, что надо рассчитывать
не только на публику, которой около 50 лет. А с другой
стороны, ждать, что на нас пойдут двадцатилетние, тоже
нельзя. Поэтому в нашей программе — что-то из старого
репертуара, что-то новое, более современное, танцевальное.

— Кто писал и пишет для вас?

— У «Оризонта» никогда не было чужих песен. Либо это
были песни, написанные композиторами для нас, либо
те, которые рождались внутри коллектива. Раньше многие
песни писал Мильштейн, сегодня — я. А вот «Калина»,
ставшая хитом, написана Новикасом, прибалтом. Никто
и не думал, что она станет самой известной. Хит чаще
всего рождается именно так, — когда никто не ожидает,
что песня будет очень популярной. А вообще сейчас мало
кто помнит песни «Оризонта»…

Мы собрались в 2000 году. Выступили на международном
фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве. А недавно участвовали
в проекте «Хиты 80-х…». В Москве, в «Олимпийском»,
собралось 17 коллективов — все, кто был раньше популярен:
«Самоцветы», «Ялла», «Поющие гитары», «Голубые гитары»,
«Круиз»… Программа шла в Москве и Петербурге, есть
идея провезти ее по стране.

Р.S. Что же спел «Оризонт» иркутянам и ангарчанам?
«Иванэ» (ее давно поет и София Ротару. Говорят, что
в Молдавии эту песню пели и поют все, любой коллектив.
Кстати, в «Оризонте» одно время работал брат Ротару
Евгений). А уж как завела публику знаменитая «Калина»!
(«Ты у калины жди, я к тебе прибегу…»). И с удовольствием
народ подпевал артистам еще одну известную песню —
«Кукла» Шаинского («По ниточке, по ниточке ходить я
не желаю…»). Пришло время старых песен и, следовательно,
старых ВИА.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры