издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Роман с камнем

  • Автор: Анна ПАРФЕНЕНКО, искусствовед

Отношения человека с камнем издавна отличались особым
характером. О камнях слагали легенды, их наделяли магическими
свойствами. В художественной жизни Иркутска последних
лет заметным явлением стали работы молодых художников-
ювелиров. Показанные на выставках произведения П. Овсянникова,
Е. Гончаровой, О. Ятиной привлекли внимание как зрителей,
так и специалистов. Яркая индивидуальность, непохожесть
на привычные формы останавливала и притягивала. Этот
всплеск творческой активности не оставил никого равнодушным.
Их работы рождали споры — от активного неприятия до
восторженного признания.

Ювелирное искусство — одно из самых древних видов художественного
творчества, и в то же время оно наиболее подвержено изменениям
моды. Перед художником стоит сложная задача — найти
грань между «модностью» и современностью. Работы Павла
Овсянникова глубоко традиционны и в то же время остро
современны. Смелое сочетание обработанных и необработанных
камней, яркая образность характерны для многих работ
мастера.

Строгой классичностью веет от комплекта «Красное и черное»,
где традиционные приемы приобретают новую выразительность.
Каскад ниспадающих треугольников из родонита и обсидиана
создает простой и емкий образ. Но в этой простоте с
ее тонко подобранной цветовой гаммой камней и заключено
истинно художественное решение.

Для художника каждый кусочек камня со всеми своими неповторимыми
особенностями является объектом преклонения и истинного
восхищения. Предельно бережно и осторожно касается
он резцом естественной формы и фактуры камня, лишь помогая
обнаружиться первозданной красоте, ее волшебной, неповторимой
сути. Таково кольцо «Озеро горных духов». Строгая и
динамичная оправа из холодного белого серебра подчеркивает
красоту аквамаринового кабошона с трещинками внутри,
создающими эффект треснувшего льда. Путь превращения
простого куска необработанного камня в ювелирное украшение
прослеживается и на ряде других произведений. В гарнитуре
«Воспоминания детства», браслете «Забайкальская сказка»
из первозданной формы создается форма художественная,
говорящая человеческому глазу гораздо больше, чем наиболее
совершенный природный материал. Восхищение художника
перед бесконечно разнообразной, таинственной природой
камня, стремление к природной первозданности, возведенной
в художественный образ, пожалуй, наиболее ярко проявилось
в гарнитуре «Каменная гармония», где сочетание оплавленного
золота и необработанных турмалинов создает новое понимание
«драгоценности».

Отношение к золоту и серебру не как к драгоценным металлам,
а как к пластическим материалам с большими эстетическими
возможностями характерно и для Елены Гончаровой. В ее
работах эстетическую значимость приобретают и пластинки
жести, и металлическая стружка. Когда смотришь на ее колье «Поздние
цветы», приходят на память строки А. Ахматовой «Когда
б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»
Волшебство превращения обыденных вещей в высокое
искусство радует и удивляет. Ее работы отличаются особо
острым чувством современности. Это сказывается и в материале,
и в характере каждой работы, и даже в самом наборе вещей,
составляющих комплект. Так в гарнитуре «Лунный свет»
длинная и короткая серьги придают дополнительное очарование
этому произведению, построенному на контрастном сопоставлении
оплавленности и потечности металла с кристалличностью
камня. Рожденные таким противопоставлением сложные ассоциации
значительно обогащают образ. Также многогранна и неоднозначна
образность колье «Райское яблочко». Как и во многих
других произведениях, она рождает глубокие и тонкие
ассоциации.

В работах Оксаны Ятиной свой стиль — яркий, праздничный,
порой ошеломляющий необузданной фантазией. Тройной
браслет «Венецианская ночь» — это образ праздника,
карнавала, безудержного веселья с фиолетовыми нотками
грусти. Полифония красок и форм, введенная в жесткие
рамки металлической конструкции, создает свой особый
образ времени в восприятии художника. Отчетливое и ясное построение
объема при кажущейся хаотичности решения рисунка внутри
строго очерченной линии характерно и для подвеса
«Изумрудный город». Отказ от гранения, абсолютно правильных,
тщательно заглаженных и зализанных форм здесь возведен
в художественный принцип. Стекло — материал, применявшийся
ранее как суррогат драгоценного камня или же в формах
промышленной бижутерии, — обретает собственную художественную
ценность.

В произведениях Оксаны Ятиной при подчеркнутой асимметричности
четко улавливается ритм. Движение и статика одновременно.
Чувство современности здесь сказывается и в некой эпатажности,
столь характерной для современного искусства моды и
дизайна.

Провокационность — черта, свойственная всему современному
искусству, в полной мере присуща работам и Оксаны Ятиной,
и Павла Овсянникова, и Елены Гончаровой. Их творчество
воспринимается как одна мелодия слаженного оркестра,
где четко различим голос каждого инструмента. Индивидуальность
каждого мастера проявляется в оригинальности замыслов,
разнообразии экспериментальных поисков, но всех их объединяет
стремление к новым выразительным формам, ассоциативность
и яркая эмоциональность многогранных образов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры