издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Честь семьи Евгении Фроловой

  • Автор: Марина КОВАЛЁВА

Евгения Фролова – представитель четвёртого поколения преподавательской династии Галкиных–Фроловых. В 2009 году она вслед за мужем, после назначения Дмитрия Мезенцева губернатором Иркутской области, перебралась в Иркутск из Москвы. Спустя полгода была назначена заведующей кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права, став одним из самых молодых профессоров в регионе.

«В начале первой мировой войны крестьянин Савва Галка гнал лошадей встречь солнца и вместе со всей многочисленной семьёй своей докатился аж до самой российской глубинки, до города Коврова, что на Владимирщине. А потом гражданская война раскидала детей по разные стороны, поделив на красных и белых. И один из них, Илья Галка, стал Галкиным, железнодорожником, поступил в политехнический институт в Иваново-Вознесенске, откуда и ушёл в Красную Армию на Восточный фронт. Затем работал в колонии для беспризорников. Потом были этнологический факультет Москов-ского университета, аспирантура, работа в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ) – путь от преподавателя до профессора». Так описывают историки зарождение профессорской династии Галкиных – Фроловых. Илья Галкин позже стал ректором Московского государственного университета – главного университета страны. И ректорство его пришлось на тяжёлые военные и послевоенные годы. Его супругой стала Евдокия Галкина-Федорук – «гуру» советской лингвистики, женщина, прошедшая путь от сельской учительницы до доктора филологических наук, профессора и главного редактора журнала «Русский язык в школе», которым руководила свыше 10 лет. Потомки этой семьи неизменно шли по научно-педагогической стезе, пополняя копилку вкладов в российскую науку. Правнучка Ильи и Евдокии Галкиных – Евгения Фролова, специалист по финансовому  праву, уже более полутора лет работает в столице Приангарья. 

– Полтора года оказались достаточным сроком для того, чтобы освоиться в Иркутске?

– Все знают, как много дала сибирская и иркутская земля учёных, писателей, художников. Поэтому первые впечатления меня ничуть не разочаровали – край с колоссальным потенциалом. Такое же впечатление от знакомства с творческой и научной интеллигенцией Иркутска. И отношения с этими людьми пробуждают «жажду деятельности». Поэтому возникло желание работать и привносить свои знания и умения в процесс обучения, знакомить студентов не только с работами ведущих специалистов и учёных в различных отраслях юридической науки и в близкой мне сфере финансового и банковского права, но и с известными юристами, приглашая их побывать на сибирской земле, в Приангарье.  

– Вы делали успешную карьеру в Центробанке, в 25 лет возглавив отдел методологии в департаменте лицензирования. Что заставило заняться преподавательской деятельностью? Гены?

– Работая в Банке России, я совмещала практическую деятельность с научной и педагогической. Постоянно было два места работы. До переезда в Иркутск  девять лет преподавала на кафедре банковского права и финансово-правовых дисциплин в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. А работа в банке позволяла сближать теорию и практику. Согласитесь, этого порой не хватает академическому образованию. 

«Думаю, мне был дан шанс проявить себя и в течение короткого времени показать, на что способна, что могу сделать»

– Обращаются ли к вам за советом, помощью представители банковской среды в регионе или, возможно, вы консультируете госорганы по каким-то банковским вопросам? Иными словами, сейчас какую-то прикладную деятельность вы ведёте?

– Да, меня приглашают представители банковского сообщества на различные семинары, совещания по вопросам развития рынка банковских услуг региона. Безусловно, поддерживаю контакты с Ассоциацией российских банков, участвую в конференциях, проводимых под эгидой ассоциации. В апреле я была участником съезда банков – членов ассоциации.

– Как вы расценили поступившее вам предложение возглавить кафедру в Байкальском университете? 

– Думаю, мне был дан шанс проявить себя и в течение короткого времени показать, на что способна, что могу сделать. За что большое спасибо ректору университета Михаилу Алексеевичу Винокурову. Надеюсь, что не разочаровала уважаемых коллег. Мы сработались с коллективом кафедры, завели добрые традиции проведения «круглых столов» с участием профессорско-преподавательского состава нашей кафедры, решили даже издавать свой собственный научный сборник «Хозяйство, право и наука», привлекаем к участию в нём наших аспирантов.

Организация «круглого стола» в рамках Байкальского экономического форума тоже исходит из необходимости «синхронизации» теории и практики?

– Согласитесь,  неправильно было бы не использовать возможности, которые даёт Байкальский экономический форум для продвижения вуза. Конечно, приезд президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна тому подтверждение. Я защитила кандидатскую диссертацию под его научным руководством, а мой отец был у него научным руководителем. Благодарна Гарегину Ашотовичу, что он стал профессором кафедры и согласился время от времени приезжать и читать у нас лекции. Изначально очень хотелось, чтобы Гарегин Ашотович увидел Байкал, а в итоге его первая поездка в Иркутск стала далеко не частной. К публичной лекции прибавилось трёхстороннее совещание регионального правительства, главного управления Банка России по Иркутской области и Ассоциации российских банков, посвящённое вопросам развития банковского сектора Иркутской области.

– Чего удалось достичь за полтора года?

– Я возглавила кафедру предпринимательского и  финансового права Байкальского государственного университета экономики и права в августе прошлого года. Забот хватало. Привлекли нескольких очень авторитетных преподавателей по банковскому и предпринимательскому праву, что, конечно, «утяжеляет» любое научное учреждение, ведь кадрово-интеллектуальный потенциал – его основа. Поверьте, такие имена, как Нина Григорьевна Вилкова, Валерий Васильевич Гребенников, Станислав Дмитриевич Могилевский – доктора юридических наук, профессора, заслуженные юристы России, очень много значат в юридическом мире.  Сегодня они ведут свои курсы и у студентов нашей кафедры.   

Ещё одним делом стала подготовка к изданию профильных учебников. Недавно они увидели свет. Думаю, это значимое событие и для меня, и для моих соавторов – Сергея Ермакова и Юрия Юденкова, и для университета. До этого мы уже выпустили несколько масштабных учебных пособий, но учебники с «грифом»  –  первые. Очень торопились. Наш ректор Михаил Алексеевич (Винокуров. – «Конкурент») хотел успеть к празднованию восьмидесятилетия университета.  

Учебник выпустили, «тяжеловесов»-преподавателей на кафедру завлекли, связи кафедры с профессиональной средой укрепили. Какие планы ещё предстоит реализовать? 

– Проведение научных конференций совместно с другими высшими учебными заведениями области, примером такого сотрудничества стали совместные мероприятия с Институтом законодательства и правовой информации имени Сперанского, руководит которым кандидат юридических наук Алексей Петров.

В числе первоочередных дел – работа со студентами и аспирантами университета, которые хотят продолжать научную деятельность, вводить новые учебно-методические программы в образовательный процесс. Ещё одной из начатых традиций стало приглашение известных учёных и специалистов-практиков для проведения так называемых открытых публичных лекций на базе возглавляемой мною кафедры в Байкальском государственном университете экономики и права. Первой прочитанной лекцией стало трёхчасовое выступление перед аудиторией в триста человек Гарегина Тосуняна. 

– Кроме учебного процесса, есть ещё какие-то сферы взаимодействия со студентами?

– На первом плане, безусловно, помощь молодому поколению в стремлении творчески состояться, реализовать себя в научной деятельности, в практической работе. Предполагается совместное со студенческими советами вузов Иркутской области проведение молодёжных конференций. Но есть и «общественная нагрузка» – продвижение волонтёрских инициатив молодёжи. К примеру, осенью мы с ребятами поехали сажать деревья и озеленять один из иркутских дворов. С этим же связана работа в течение нынешнего года в попечительском совете волонтёрского молодёжного регионального движения «Твори добро» и Иркутского областного отделения Российского детского фонда. Спектр действий достаточно широк – от помощи детям, нуждающимся в срочных медицинских операциях, до продвижения молодёжных инициатив в самых разных сферах – научных, творческих.

– А вы не считаете, что свой авторитет, связи, статус несколько эгоистично использовать лишь в интересах кафедры предпринимательского и финансового права и  университета? 

– Мне кажется, что «широко смотреть» – задача ректоров, политиков. Мы всё-таки работаем в конкретном месте и решаем конкретные задачи. И потом, давайте не будем преувеличивать возможности одного человека. Всё то, что мы делаем, является командной работой. Я иногда являюсь инициатором создания таких команд, но не единоличным исполнителем.

Потенциал иркутской высшей школы колоссальный. Необходимо создавать проекты, инициировать движение, и такое желание есть и в преподавательской, и в студенческой среде. Эта энергетика «творения» очень сильно ощущается в иркутском научном сообществе. Этого хотят очень многие… А мысль, как известно, материальна.

– Супруги первых лиц, как правило, занимаются благотворительностью…

– Иркутск – один из тех городов, где меценатское движение развито как нигде сильно. В Иркутской области давно и плодотворно работают благотворительные фонды, активно помогающие в проведении культурных мероприятий, выставок и поддерживающие нуждающихся в медицинской помощи детей, есть известные люди, которые занимаются этой деятельностью не один десяток лет, – это Виктор Кузьмич Круглов, глава попечительского совета фонда «Меценат», это Людмила Борисовна Тен и её фонд, Виктор Владимирович Бронштейн, Игорь Самсонович Гринберг, Олег Гиниятуллович Каньков. Просто не в традициях меценатства делать саморекламу на этом. И рассказывать, как Евгения Фролова сделала то-то, помогла тем-то, не совсем этично. Мне кажется, некрасиво хвастаться своими делами. В конце концов, любая помощь – это не вопрос статуса, а вопрос совести.

– И всё-таки ваш статус обязывает нести особую миссию. В чём это проявляется?

– Я не привыкла рассуждать такими высокими материями. Знаете, банки, юриспруденция, финансы –  очень точные и земные науки. Знаю то, что обязана на своём месте максимально воплощать всё, чего стремится добиться как губернатор мой муж – сделать так, чтобы потенциал Приангарья стал реальностью. И в меру своих скромных возможностей и энергии это делать я буду. Это, если хотите, честь семьи, пусть даже кто-то скажет, что это неженское дело.

– Вам когда-нибудь приходилось слышать в свой адрес: вам легко, вы – дочь Евгения Сергеевича Фролова или жена Дмитрия Фёдоровича Мезенцева? Часто приходится доказывать таким людям свою компетентность?

– По счастью, нет. Мне такого не говорят. Но, глядя на отца, всегда самой хотелось что-то из себя представлять. Поэтому ещё студенткой начала работать, пытаться строить свою карьеру. Хотя прекрасно понимаю, что уровня папы не достигну. Он был очень ярким человеком, блестящим учёным, это до сих пор признают его коллеги. Рано стал заведующим кафедрой. У него довольно динамично развивалась и карьера: в начале 1990-х годов он был приглашён на работу в аппарат правительства России, в 1998 году назначен начальником департамента аппарата правительства Российской Федерации, а в последние годы занимал должность заместителя руководителя Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Причём всё это совмещал с научной деятельностью. Он является автором большого количества научных публикаций, под его научным руководством защитили свои диссертации свыше 40 учёных-юристов. 

– Судя по всему, отец для вас – непререкаемый авторитет.

– Абсолютный авторитет. И не то чтобы он вёл меня по жизни. Я была единственным ребёнком в семье, папа воспитывал меня достаточно жёстко. С малолетства он обозначил, как должно и как нужно, и я не могла его подвести. Даже не помню ни одного конфликта с ним. У нас вообще внутри семьи очень крепкие связи. Мы часто собирались вместе. Особенно любили выходные, когда звали гостей, пельмени лепили по 200 штук. Отец великолепно готовил, я помогала, была помповарёшкой. Сейчас отца уже несколько лет как не стало, и место главы семьи занял муж. Они чем-то похожи. Оба сильны, эрудированны, обаятельны, надёжны. Не зря говорят, что мальчики подсознательно ищут жён, похожих на своих матерей, а девочки – мужей, похожих на отцов.

– Я думаю, всех очень интересуют ваши семейные дела.

– Наверное. Гламурная культура делает своё дело. Но я ничего рассказывать не буду. Скажу только, что я очень люблю своего мужа и мы счастливы.

– Но вы как-то участвуете в «рабочей жизни» друг друга? По крайней мере, у вас дома с Дмитрием Фёдоровичем принято обсуждать рабочие дела?

– Какие-то организационные дела по поводу командировок, конечно, проговариваются. Но в целом – нет. Всё пошло от моего отца. Помню, когда папа начал работать в аппарате правительства России, мне, подростку, было интересно всё. Отец пришёл с работы, я подсела к нему с расспросами:  расскажи, кого видел, кто тебе что сказал. Он заговорщически ко мне наклонился и спросил: «А ты умеешь хранить чужие секреты?»  Я говорю: «Да, да, умею». А он: «И я тоже». С тех пор никаких служебных вопросов я не задаю. И уже лет двадцать с расспросами о работе не обращалась ни к кому. То, что люди захотят рассказать, расскажут сами. А Дмитрий Фёдорович многие служебные дела, как человек мудрый и сильный, не обсуждает дома.  

– Но, по крайней мере, вы отстаиваете интересы иркутской науки перед лицом мужа?

– В этом нет особой нужды. Во-первых, губернатор лучше меня знает положение дел, все плюсы и минусы. Во-вторых, любые позитивные идеи он воспринимает независимо от статуса предлагающего. Думаю, вы уже не раз могли в этом убедиться. Ну, и в-третьих, я же прекрасно понимаю, что иркутская наука при всём моём к ней отношении лишь одна из отраслей. И у губернатора помимо этой сферы много забот. Если ещё я буду отвлекать его своими просьбами… Лучше мы за ужином о чём-то менее профессиональном поговорим.

Фролова Евгения Евгеньевна родилась 3 мая 1977 года в Москве.
Кандидат юридических наук, заведующая кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права.
В 2004 году защитила диссертацию по теме «Лицензирование банковских операций как форма государственного регулирования банковской деятельности (Теория, практика, проблемы)». Работала начальником отдела методологии формирования уставного капитала департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. Параллельно преподавала на факультете права Московской высшей школы социальных и экономических наук. Но её научно-преподавательская работа долгое время была связана главным образом с юридическим факультетом им. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В августе 2009 года назначена заведующей кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права. Автор около 40 научных работ.  

Источник: http://gadalkin.com

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры